Твоя родословная
Некогда порядочные люди считали своим долгом и честью знать свои корни, "вести" свое генеалогическое древо, следить за всеми его ветвями. Впрочем, занимались этим, конечно, далеко не все, а преимущественно люди родовитые, проще говоря, дворяне. Им своей генеалогией заниматься нужно было для престижу и куражу (опять же родовитость надо было доказывать). Простому рабочему да крестьянину герба семейного не "полагалось", следовательно, и "древом" он шибко не занимался. А уже после революции кое-кому и вовсе о "древе" было лучше помалкивать (в целях безопасности) и скромно писать в автобиографиях: "из нижних чинов, происхождения мещанского...".
Как бы то ни было, покопайся в своем архиве, читатель,
много ли ты найдешь свидетельств судеб и жизни своих
далеких-близких? И уж, положа руку на сердце, скажем
себе честно: ни пресловутая «родовитость», ни революция
тут вовсе ни при чем; дело в нас самих, в нашем свойстве,
которое крепко припечатано поговоркой «Иваны, не помнящие
родства».
Конечно, есть примеры совсем другого отношения,
есть и общества, и организации, пытающиеся находить,
собирать таких людей, внушить нам,
живущим суматохой дня, что нехорошо не помнить
своих пращуров, — такие, как «Родословие», например,
которому столько лет посвятил Станислав Андреевич Гурулев.
(Ныне пенсионер, он автор многих статей в нашей газете
о происхождении фамилий, о миграционных процессах в
Сибири, о родословных земляков-иркутян).
Человек увлеченный, глубоко эрудированный, он понимает,
как плохо, когда в семьях не сохраняются преемственность,
традиции, реликвии, когда не передается духовная память:
из каких источников сегодняшнему поколению брать то
лучшее, что имели наши старики? Вот
и вы в «Восточке», упрекал он меня как-то, много лет ведете
замечательную рубрику, очень интересную — «Семейный альбом»,
а что-то подзабывать ее стали…
Конечно, прав в своем упреке Станислав Андреевич, и
мы, пользуясь случаем, обращаемся к иркутянам: приходите
в редакцию, приносите фотографии, рассказывайте о своем «семейном
альбоме» — редакция будет вам глубоко благодарна.
А сейчас самое время рассказать о выставке, которую
организовал краеведческий музей при участии «Родословия»
в Спасской церкви. Она как раз «в тему» нашего сегодняшнего
разговора. Спасская церковь — филиал краеведческого
музея, и здесь вот уже несколько недель открыта выставка,
которую я бы так и назвал — «Семейный альбом».
В специально оборудованном зале за красиво оформленными
стеклянными витражами — предметы истории нескольких замечательных
семейных династий. Много фотографий, им по веку и более,
но они хорошо сохранились. Их удивительно интересно
рассматривать — одежду, обувь, наряды, даже выражения
лиц. Некоторые семьи принесли свои реликвии — бабушкины
веера, перстни, альбомы, медальоны. Удивительно и слушать
Евгению Владимировну Короткову, научного сотрудника
краеведческого музея. Она все эти материалы отбирала,
знакомилась с людьми, записывала их рассказы.
— Мы ставили своей целью показать, — говорит она,
— что и в наше непростое время, когда, казалось бы, не до старины
(столько на людей свалилось проблем), есть люди, берегущие
свое прошлое. Своей выставкой они взывают к
нашей памяти, совести, ибо какое поколение мы вырастим без этой
«цепочки» времени. Мы забыли понятие «честь семьи»,
а ведь когда-то о человеке можно было сказать: он
сын того-то и того-то — и этой «характеристики» было достаточно.
— А не приходила ли кому-нибудь мысль, — спрашиваю
Евгению Владимировну, — что все, о чем вы мне рассказали
и показали, могло бы стать материалом для интереснейшей
книги о семейных династиях?
Вы что же, какие-то династии отбирали специально?
— Конечно, нет. Люди приносили свои воспоминания, фото, все,
кто хотел, те, кто посвятил себя истории своей семьи.
Это энтузиасты, они порой годы на восстановление
«пропавшей» «веточки» своего древа тратили. Вы только
представьте, как это сложно! Ну хорошо, о бабушке-дедушке
еще кое-что можно найти. А дальше, в глубину времени?
Вот Марина Ростиславовна Новоселова — она слышала
о пятистах своих предках, но материалы нашла только на 45.
И это за 10 лет неустанных поисков. Сколько переписки
со всеми городами! Всмотритесь в эти лица на фотографиях
из ее стенда, как похожи друг на друга дальние и близкие
родственники — всех выделяет ясность взгляда,
твердый прямой подбородок,
тоже «говорящий» о фамильной черте. Кстати, в журнале музея
«Тальцы», который посвящает немало страниц семейным
династиям, можно встретить немало интересных статей об
этих поисках и находках.
А теперь я предлагаю читателям несколько материалов
о семейных династиях — возможно, они будут интересны всем,
хотя и даны в большом сокращении. Итак…
Потомки великого древа
Экспозиция начинается… с имени А.С. Пушкина. Почему
бы?
«Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории»,
— говорил А.С. Пушкин.
Да, род Пушкиных многоколенный, разветвленный,
уходит своими корнями в седую древность и продолжается
сегодня в многочисленных потомках — наших современниках.
После великого поэта на земле живут уже более 300
его потомков, и число их увеличивается.
Потомство внучки поэта Н.А. Пушкиной (Воронцовой-Вельяминовой)
вместе с потомством другой его внучки, М.А. Пушкиной
(Быковой), является самым многочисленным. В 1998 г. было
известно 65 здравствующих потомков.
В Иркутске Воронцовы-Вельяминовы поселились в 1948 году,
когда после службы в армии Георгий Владимирович женился
на иркутянке. Этот город стал для него родным. От
этого брака родилось трое детей: Галина, Владимир и
Вера. Владимир с семьей уехал в Хабаровский край, а
обе сестры с семьями живут в Иркутске. Здесь же до конца
жизни прожил и Георгий Владимирович, который до выхода
на пенсию работал на авиационном заводе. Умер он 13
апреля 1996 г. Трагически оборвалась жизнь его супруги:
6 декабря 1997 г. именно на их дом упал самолет «Руслан»;
среди погибших оказалась и она.
(Кстати, в 1999 г. в Красноярске была издана книга Владимира
Полушина «Потомки великого древа. Записки не стороннего
наблюдателя». Это тщательное биографическое
исследование, посвященное судьбам потомков А.С. Пушкина.
Трудоемкая и многоплановая работа, она максимально
полно охватывает родословную роспись последующих поколений,
идущих от великого поэта.
Янчуковские
Романтическая история лежит в основе происхождения этой фамилии.
Татарский хан Янчук (что означает «волк»)
влюбился в польскую княжну. Никакой надежды не было на
благословение, и тогда влюбленные бежали в Россию, а
чтобы запутать следы, к прозвищу Янчук добавили польское
окончание фамилии. Так ли это было или не так, но эта
красивая легенда передается из поколения в поколение.
Тамаре и Николаю Янчуковским удалось проследить историю
своего рода до начала XVIII в. В г. Петровск-Забайкальске
в доме-музее декабристов на выставке «Декабристы в
Петровском заводе» есть раздел о штаб-лекаре Янчуковском
Федосее Федоровиче и его сыне Викторе Федосеевиче, ученике
«Казематской школы», наставниками которого были его
учителя и друзья — декабристы.
Для Иркутска Янчуковские сделали очень много. Например,
первая электростанция была построена инженером А.В.
Янчуковским еще в начале века. А.А. Янчуковский был
заведующим обозными мастерскими, а потом первым директором
завода им. Куйбышева. Город Иркутск, как и Черемхово,
обязан ему строительством первой очереди водопровода.
Многие из Янчуковских были горными инженерами и принимали
участие в разведке и добыче золотосодержащих пород на
территории Восточной Сибири.
В настоящее время в Иркутске, Новосибирске и Томске
живет несколько семей Янчуковских, потомков штаб-лекаря
Ф. Янчуковского, свято хранящих память о предках.
Талалаевы
Предки Талалаевых проживали в станице Нижне-Кундрючинская
(область Донского войска, Черкасский округ). Станица
расположена на р. Кундрючья и является одним из первых
поселений донских казаков, начавших заселение низовий
Дона в конце XV — начале XVI вв.
Самый отдаленный из известных предков Талалаевых —
Андрей Григорьевич Талалаев, 1732 г.р., участник русско-турецкой
войны 1768-74 гг., имел большую семью. Один из его сыновей,
Антип Андреевич (1780 г.р.), состоял на службе в Донском
войске, участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных
походах 1812-14 гг. За мужество и храбрость был награжден
Георгиевским крестом и произведен в чин офицера. Имя
Талалаева А.А., сотника 3-го полка Донского войска,
в числе других награжденных Георгиевским крестом можно
видеть на мраморной плите на одной из стен Георгиевского
зала. Правнук — Евгений Васильевич — после окончания
Ростовского университета работал на Северо-Кавказской
опытной станции, его исследования обратили на себя внимание
Н.И. Вавилова, предложившего Евгению Васильевичу возглавить
опытную станцию Всесоюзного института растениеводства.
За успешную исследовательскую работу в 1936 г. ему
присуждается степень кандидата наук без защиты диссертации.
С 1937 г. он возглавляет в г. Иркутске кафедру физиологии
растений и микробиологии в с/х институте, затем в университете.
В 1959 г. ему присвоено звание профессора, а в 1970 г.
в Московском университете — ученая степень
доктора биологических наук. Научные исследования Талалаева
Е.В. известны не только в России, но и за ее пределами,
и положили начало сибирской школе микробиологов.
Вампиловы
Имя Александра Вампилова известно театралам всего мира.
Родом он из маленького поселка Кутулик. Здесь и сейчас
свято хранят память о своем земляке. Музей А.В. Вампилова
был открыт в 1976 г. в квартире, где жила мать драматурга
Анастасия Прокопьевна с 1954 по 1958 год. Она проработала
в Кутуликской школе 22 года, преподавала математику.
Отец Вампилова Валентин Никитич был учителем русского
языка и литературы. Работал в Кутулике недолго: в 1937
году, после рождения четвертого ребенка — сына Александра,
они переехали в село Аларь. Там в феврале 1938 года
Валентин Никитич был арестован, объявлен врагом народа
и 9 марта расстрелян в Иркутске. Реабилитирован полностью
посмертно в 1957 году. В том же 1938 году был расстрелян
отец Анастасии Прокопьевны — Копылов Прокопий Георгиевич,
бывший священник Кафедрального собора Иркутска, преподаватель
1-й женской гимназии. Мать Анастасии Прокопьевны Александра
Африкановна переехала к дочери помогать воспитывать
четверых детей.
Замечательные судьбы были у многих предков драматурга
по отцу. Его прадед — аларский бурят Вандан Вампилов,
нареченный при крещении Владимиром. В молодости он был
ламой, буддийским священником, он унаследовал это звание
от отца. В зрелые годы крестьянствовал. Имел одиннадцать
детей. Некоторые из них стали личностями по тем временам
известными. Дед Александра, Никита Владимирович, умер
тридцати шести лет и оставил четырех сыновей. Их мать,
Пелагея Осиповна, энергичная и самоотверженная женщина,
сделала все, чтобы дети получили высшее образование. Но
старшего из них, Валентина, ждала страшная судьба.
Благородное стремление служить Отечеству, разносторонние
дарования характерны для всего рода Вампиловых.
Создатель и хранитель музея в Кутулике — Юлия Борисовна
Соломеина. Девчонкой она бегала за компанией старшей
сестры, одноклассницы Вампилова. Математике ее учила
Анастасия Прокопьевна, которая осталась навсегда для Юлии Борисовны
человеком подлинной интеллигентности. Музей был создан
как утешение матери еще при ее жизни и в память о
ней после ее ухода. А сколько сил было отдано созданию
и сохранению этой тихой обители подлинной духовности,
известно только Юлии Борисовне Соломеиной…
Лыхины — ленские первопоселенцы
Интерес к своей родословной у всякого проявляется в
свое время. Ю.П. Лыхин почувствовал «зов крови» довольно
рано. Будучи ребенком, приезжал каждое лето в деревню
Лыхину, расспрашивал отца, дядю и других родственников
о своих ленских предках. По существовавшей семейной
легенде, происхождение фамилии Лыхин связывалось с украинским
словом «лихо», что означает беда, несчастье, горе, зло.
В конце 90-х годов Юрий Петрович Лыхин обращается к
материалам ГАИО, работа с которыми «довела» родословную
до конца XVIII в., однако вопрос о происхождении фамилии
и рода по-прежнему нуждался в ответе. С помощью коллеги
по генеалогическим изысканиям — Георгия Борисовича
Красноштанова, ленского уроженца, ныне живущего в Москве,
стали известны имена прародителей всех ленских Лыхиных,
живших в деревнях Берендиловской и Лыхинской Киренского
округа Иркутской губернии. На основании этих документов
стало известно, что семейная легенда об украинском происхождении
фамилии не верна. Ивашко Григорьев Лыха, трижды упоминаемый
в таможенных записях 1647—1649 гг., ходивший в Якутии
на соболиный промысел, был устюжанином. Соответственно,
и объяснение его прозвища надо искать не в украинском
языке. В многотомном «Словаре русских народных говоров»
о значении слова «лыха» говорится следующим образом:
это «женщина, девушка большого роста»; «ленивая
женщина, девушка. Такие сидят дома и не хотят работать».
Больше 10 лет Юрий Петрович продолжает поиски корней
рода Лыхиных. Временная протяженность поколенной росписи
составила четыре столетия. Более древние свидетельства
удалось обнаружить в Словаре древнерусских личных собственных
имен; там упоминаются крестьянин из северо-восточной
России Федор Лыхин (1558 г.) и новгородец Иван Борисов
сын Лыхин, убитый («до смерти убиша») в 1359 г. во время
междоусобия в Новгороде.
Подводя предварительный итог исследованиям, Юрий Петрович
пишет: «К концу XX столетия все известные населенные
пункты, носящие названия Лыхинских, исчезли с географических
карт. Бурные события века-«волкодава» привели к тому,
что большинство Лыхиных было сорвано с родных мест и
разнесено по белу свету. Несмотря на то, что фамилия
не относится к числу распространенных, сегодня ее можно
встретить по всей России, бывшим советским республикам
и далеко за границей».
История развития русского родословия
Родословные царей, правителей, мифических героев существовали
уже в древности, лишь с конца средних веков, с образованием
рыцарских орденов, родословие (генеалогия) приобретает
довольно точные формы. Для вступающих в рыцарский орден
требовались доказательства дворянского происхождения.
Так появились «родословные древа», на ствол которых
у корня помещали герб лица, вступающего в орден; ствол
делился на две главные ветви, на которых помещали:
на правый — герб отца, на левый — герб матери. Каждая
из главных ветвей снова делилась на две меньшие ветки
и т.д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось
8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображениям
гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти,
браке, а затем начали уменьшать изображения герба, заменяя
разными сведениями. Таким образом генеалогическое древо
превратилось в ряд имен и получило название генеалогической
таблицы.
В России древнейшей родословной росписью является «Государев
родословец», составленный в 1555 г. В XVII в. в
результате деятельности «Родословных дел палаты» появляется
знаменитая «Бархатная книга». Первые родословные таблицы
княжеских поколений составил князь М.М. Щербатов, обобщающим
генеалогическим трудом явилась «Российская родословная
книга», написанная П.В. Долгоруковым в 1854-1857 гг.