издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Российские железные дороги: Завершен 1-й этап реформирования

Вчера в Москве в офисе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" состоялась первая Всероссийская видео-пресс-конференция президента компании Геннадия ФАДЕЕВА.

К студии в Москве с помощью цифровой видеосвязи были
подключены офисы 17 железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»
и их отделений, где собрались представители местных
средств массовой информации. Всего в пресс-конференции
приняли участие более 400 журналистов всех СМИ России,
в том числе и из «Восточно-Сибирской правды», которая
публикует сегодня отчет о пресс-конференции.

Глава ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев рассказал о первом месяце
работы компании, актуальных проблемах второго этапа
реформирования железнодорожного транспорта, планах
отрасли на ближайшую и долгосрочную перспективу, ответил
на вопросы самого широкого круга.

В пресс-конференции приняли участие и начальники железных
дорог — филиалов ОАО «РЖД», в том числе начальник филиала
ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская железная дорога А.И. Касьянов.

Журналистов из различных газет и электронных СМИ от
Сахалина до Калининграда интересовало
очень многое. В частности, строительство новых дорог,
состояние локомотивного парка в стране, тарифная политика
ОАО «РЖД», будет ли улучшено в результате реформирования
качество обслуживания грузовладельцев и пассажиров,
вопросы создания частных и дочерних компаний, взаимоотношения
РЖД с другими странами, какие пути видит президент компании
в дальнейшем развитии и эксплуатации БАМа, «чеченские»
проблемы и железная дорога, инвестиции, проблемы убыточности
пригородных поездов, как будут строиться отношения с
МПС, не будут ли увольняться кадры железнодорожников
в связи с реформами на дороге, строительство железнодорожного
участка в Северной Корее и т.д. Геннадий Фадеев дал
подробные, исчерпывающие ответы. Наша ВСЖД пригласила
президента компании на свое большое событие — открытие
30 ноября Северо-Муйского тоннеля, на что Геннадий Матвеевич
дал предварительное «добро». Он же пообещал помочь в
реконструкции тоннельного перехода от Коршуновского
ГОКа, что было встречено в иркутском офисе с нескрываемым
удовлетворением, и тому есть веские причины: сегодня
переход этот крайне необходим.

18 сентября Председатель правительства Российской
Федерации Михаил Касьянов подписал постановление о
создании ОАО «Российские железные дороги», 23
сентября компания прошла государственную
регистрацию, а 1 октября акционерное общество начало
хозяйственную деятельность.

— Созданием ОАО «РЖД» завершен 1-й этап реформирования
железнодорожного транспорта, — сказал Геннадий Матвеевич
Фадеев. — Произошло разделение функций
государственного регулирования и хозяйственного
ведения. Впервые в нашей стране создана столь
крупная и мощная компания, как ОАО «Российские
железные дороги». Уставный капитал компании
составляет 1 трлн. 535 млрд. 700 млн. рублей, или
более 50 млрд. долларов
— это больше чем, у «Газпрома» и РАО «ЕЭС» вместе
взятых. Своим имуществом в компанию вошло 987
предприятий.

ОАО «РЖД» обеспечивает 39% совокупного грузооборота
(с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41%
пассажирооборота страны. Это одна из крупнейших
транспортных систем мира.

Важнейшей задачей компании является повышение
качества транспортного обслуживания грузовладельцев,
прежде всего скорости и надежности доставки грузов.
По оценкам экспертов, в 2001—2007 гг. рост
отправления грузов превысит 35%, а грузооборот
возрастет на 47%. Увеличение грузооборота приведет к
улучшению транспортной обеспеченности страны в части
грузовых перевозок, стимулирует общий рост экономики.

На основе реализации эффективной маркетинговой
стратегии, повышения качества обслуживания
пассажиров и проведения разумной тарифной политики
планируется обеспечить рост пассажирооборота за
2004—2007 гг. более чем на 8%.

Таким образом, одним из главных
социально-экономических последствий структурной
реформы железнодорожного транспорта должно стать
увеличение объемов грузовых и пассажирских
перевозок, повышение транспортной обеспеченности за
счет создания конкурентного рынка перевозок,
проведения гибкой тарифной политики, повышения
качества транспортного обслуживания.

Снижение уровня износа основных фондов и их
качественное обновление
— это еще один момент, ради которого проводится
реформирование железнодорожного транспорта.

На втором этапе реформы, после тщательного
технико-экономического анализа, ОАО «РЖД» будет
учреждать дочерние акционерные общества,
осуществляющие отдельные виды предпринимательской
деятельности на железнодорожном транспорте. Это
относится к пассажирским перевозкам в дальнем и
пригородном сообщении, отдельным специализированным
грузовым перевозкам, услугам по ремонту технических
средств и производству запасных частей и другим.
Соответственно, часть имущества железных дорог, на
базе которого осуществляются эти виды деятельности,
может быть передана в уставный капитал учреждаемых
ОАО «РЖД» дочерних открытых акционерных обществ.

Все 100% акций ОАО «Российские железные дороги»
закреплены в федеральной собственности. В
соответствии с законом «Об особенностях управления и
распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»
установлен запрет на продажу и иные способы
отчуждения акций ОАО «РЖД». В дальнейшем, на третьем
этапе реформирования железнодорожного транспорта
(2006—2010 годы), предусматривается продажа акций
дочерних обществ ОАО «РЖД» для привлечения
дополнительных инвестиционных ресурсов.

Что касается других предприятий, например, ремонтных
баз, вошедших в ОАО «Российские железные дороги», то
на базе этих организаций по мере их реструктуризации
будут создаваться дочерние открытые акционерные
общества ОАО «РЖД» либо холдинговые компании,
объединяющие предприятия по видам деятельности. Все
это предусмотрено планом мероприятий по реализации
Программы структурной реформы на железнодорожном
транспорте на 2003—2005 годы, которая была
утверждена правительства Российской Федерации в мае
2003 года.

Сфера деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД» будет
постепенно открываться для частных инвесторов за
счет продажи пакетов акций дочерних обществ. Таким
образом, все это создаст предпосылки для развития
конкуренции в различных сферах деятельности на
железнодорожном транспорте.

В отличие от Министерства путей сообщения, где
существовала система централизованного планирования,
ОАО «РЖД» будет работать на основе бюджетного
финансирования. Это означает, что впервые вся
хозяйственная деятельность филиалов будет
планироваться по бюджетам: продаж; производства;
запасов и закупок; затрат; инвестиций; доходов и
расходов и других. Общий бюджет компании будет
формироваться по всем филиалам и представительствам
как единый документ.

Уже сегодня во многих сегментах рынка ОАО «РЖД»
работает в условиях жесткой конкуренции как со
стороны частных железнодорожных компаний, так и
других видов транспорта. Более 70% железных дорог
дублируются автомобильными дорогами федерального
значения. Железнодорожные перевозки дорогостоящих
промышленных товаров и продовольствия проигрывают в
конкурентоспособности автотранспорту при дальности
до 800 километров. На некоторых направлениях
существует серьезная конкуренция с речным
транспортом. На самом рынке железнодорожных
перевозок в распоряжении независимых компаний
находятся свыше 200 тысяч вагонов. Это примерно
треть всего парка РЖД. Они выполняют более 20% всех
грузовых перевозок, причем, как правило,
высокодоходных. При этом независимые перевозчики
практически не работают с низкодоходными грузами и
убыточными пассажирскими направлениями. Естественно,
что низкодоходные грузы остаются на долю ОАО «РЖД»,
как государственного перевозчика.

Инвестиционная программа на будущий, 2004, год будет
рассмотрена правительством Российской Федерации
одновременно с проектом бюджета компании 20 ноября.
Планируется, что ее объем в 2004 году будет увеличен
и составит около 135 млрд. рублей. Это на 25 млрд.
рублей больше, чем программа 2003 года. При этом за
счет собственных средств компании будет
проинвестировано 118,4 млрд. рублей, еще 4,5 млрд.
рублей будет привлечено со стороны частных компаний,
еще 11 млрд. рублей будут направлены на закупку
подвижного состава с использованием механизма
лизинга. В частности, в рамках инвестиционной
программы 2004 года планируется приобрести 13 тыс.
грузовых вагонов, 580 пассажирских вагонов и 60
локомотивов. Кроме того, будет модернизировано около
6 тыс. грузовых вагонов, более 400 локомотивов, 650
пассажирских вагонов для дальних и пригородных
перевозок и многое другое.

Приоритетным направлением инвестиционной программы
следующего года станет развитие на территории России
международных транспортных коридоров, в частности —
подъездных путей к портам и другим значимым
объектам, а также повышение безопасности и качества
грузовых и пассажирских перевозок, закупка и
модернизация подвижного состава. Ожидаемый
экономический эффект от инвестиционной программы ОАО
«РЖД» на 2004 год составит около 18 млрд. рублей
(это 600 млн. долларов).

Железнодорожный транспорт является естественной
монопольной сферой, где тарифы регулируются
государством. Каждый год правительство устанавливает
определенный уровень тарифов. Как правило, уровень
повышения тарифов связан с уровнем инфляции. Это
касается всех грузовых перевозок и пассажирских
перевозок в плацкартных и общих вагонах.

Совершенствование тарифной политики является одним
из ключевых моментов реформы. Тарифы станут более
гибкими. В 2003 году правительству впервые было
предложено ввести в качестве своеобразного
эксперимента так называемый гибкий график
регулирования тарифов, благодаря которому 270 дней в
году цены на билеты в плацкартных и общих вагонах
индексировались значительно ниже установленного на
этот год 12%- процентного уровня. Результаты
прошедших месяцев убедительно доказали, что
пассажиры восприняли эту идею положительно.

В дальнейшем планируется дифференцировать стоимость
проезда в зависимости от расположения места в салоне
вагона. В настоящее время разрабатывается новая
концепция пассажирского тарифа — многоставочный
тариф.

Создание ОАО «РЖД» позволит более высокими темпами
обновлять вагонный пассажирский парк. Так, уже в
этом году принят в серийное производство
пассажирский вагон, оборудованный системой
кондиционирования воздуха. В 2004 году на
Горьковскую железную дорогу планируется поставить
два состава с вагонами повышенной комфортности,
позволяющие развивать скорость до 160 км/час.
Октябрьская железная дорога продолжает получать
вагоны, рассчитанные на скорость движения до 200
км/час по типу «Невского экспресса». Также в будущем
году планируется поставка вагонов класса «люкс».

Тарифная политика компании в области грузовых
перевозок регламентируется новым, вступившим в силу
в августе прейскурантом 10- 01, и решениями
правительства.

Прейскурант 10-01 — многостраничный документ, в
котором подробнейшим образом расписано, как и из
чего складывается тариф на ту или иную перевозку.
Прейскурант — по сути, «дитя реформы», поскольку в
нем изначально прописаны условия для развития
конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.

В частности, предусмотрены понижающие коэффициенты в
зависимости от дальности расстояния, впервые тариф
разделен на так называемую «вагонную» и
«инфраструктурную» составляющие. То есть владелец
вагона платит только за проезд по железной дороге.
Например, согласно новому прейскуранту, перевозка
угля в собственных вагонах обойдется перевозчику на
41% дешевле, чем в подвижном составе, принадлежащем
ОАО «РЖД», а перевозка руды — на 31%.

В настоящее время на сети железных дорог
эксплуатируется 113 убыточных малоинтенсивных
железнодорожных линий, протяженность которых
составляет 8,59 тыс. км, или 10% от общей длины
железных дорог.

По прогнозам, в 2003 году доходы от эксплуатации
этих линий составят около 2 млрд. руб., а расходы —
почти 4 млрд. руб., т.е. убытки составят около 2
млрд. руб.

Почти половина таких дорог обеспечивает в том числе
воинские и специальные перевозки. Эти линии
(участки) не подлежат закрытию, хотя и убыточны.
Учитывая это обстоятельство, правительство России
поддержало предложение железнодорожников о целевой
компенсации убытков от их эксплуатации из
федерального бюджета.

Что касается оставшихся 53 малоинтенсивных линий,
имеющих преимущественно социальное и региональное
значение, то по проблеме компенсации убытков от их
деятельности ОАО «РЖД» проводит работу с
администрациями субъектов Российской Федерации. В
частности, за 9 месяцев 2003 года железным дорогам
выделено 70 млн. руб. дотаций на погашение убытков
от их эксплуатации, что крайне мало для решения
общей проблемы.

Дальнейшая эксплуатация этих линий будет
определяться в зависимости от их значения. По Закону
«О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации» убытки могут покрываться и за счет
средств пользователей и других заинтересованных лиц
на условиях договоров с владельцами инфраструктур.

ОАО «РЖД» является правопреемником Министерства
путей сообщения в части всех социальных аспектов.
Начиная с 1992 года в отрасли практикуется
заключение соглашения и на его основе принятие
коллективных договоров. Все эти годы постоянно
совершенствовался механизм социальной поддержки
работников и ветеранов отрасли и расширялся пакет
социальных гарантий. Сегодня срок действия
соглашения (а оно заключено на 2001-2003 годы)
продлн до конца 2004 года. Осознавая высокую
ответственность перед своими работниками, ОАО «РЖД»
присоединилось к отраслевому тарифному соглашению.
Следовательно, и все гарантии, предусмотренные в
нем, распространяются также на работников этой
компании. В намерениях компании — не только
сохранить имеющийся сегодня пакет социальных
гарантий, но и расширить его. По проекту
инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2004 год
предполагается вложить в развитие социальной сферы
2,3 млрд. рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры