издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свет и тень партийных бюджетов

Партийные финансы - самая интимная часть предвыборной кампании. Сколько реально денег тратится - тайна за семью партийными печатями. Приоткрыть ее согласился заместитель гендиректора Центра политических технологий Дмитрий ОРЛОВ.

— Какие изменения произошли в финансировании
избирательных кампаний партий по сравнению с
прошлыми парламентскими выборами?

— Во-первых, произошло значительное увеличение
объема привлекаемых средств. По сравнению с прошлыми
выборами избирательные блоки и кандидаты в
одномандатных округах получили на 35-50% больше
средств. Я не согласен с оценкой экспертов, которые
оценивают стоимость кампании от $600 млн до $1 млрд.
На мой взгляд, они завышают объем расходов небольших
партийных структур, которые не являются основными
игроками.

Во-вторых, для этих выборов характерна сильная
корпоративизация финансирования. Выборы в Госдуму
проходят под очень сильным контролем крупных
корпораций. Это делает финансирование кампании более
размеренным, что исключает значительные финансовые
злоупотребления, которые были характерны для
кампаний 1995 и 1999 годов. Если тогда деньги
поступали в сентябре-октябре, а затем две трети из
них использовались нецелевым образом, то сейчас
такая ситуация практически исключена.

В-третьих, закон о выборах легализует значительную
часть предвыборных расходов. Доля легального
финансирования значительно возросла. В этой кампании
она поставляет порядка 30-40%. Остальная часть пока
остается в тени.

— Что можно сказать об объеме привлеченных средств
партиями на финансирование избирательной кампании?
Какие партии наиболее привлекательны для спонсоров?

— Общий объем средств этой кампании, на мой взгляд,
не может быть более $350 млн. Из этой суммы партии
получат порядка $200 млн. Что касается распределения
этих средств, то, как и на любом рынке, оно
происходит в зависимости от того, какие игроки
способны получить наилучшие результаты.

Наиболее привлекательной для инвестирования является
«Единая Россия». Это заметно по количеству
спонсоров, которые присутствуют в федеральной и
региональных частях партийного списка. Порядка 20%
мест в списках занимают прямые лоббисты — главы
подразделений и бывшие сотрудники различных крупных
корпораций. «Единая Россия» — безусловный лидер по
сбору средств на ведение избирательной кампании.
Полагаю, что она смогла реально получить около $45
млн.

Вторая по привлекательности партия — КПРФ. В этом
году коммунисты располагают значительным финансовым
ресурсом. На мой взгляд, они вполне могли
мобилизовать на эту кампанию порядка $12 млн. Далее
следуют ЛДПР, СПС, «Яблоко». Финансовый ресурс
каждой из этих партий можно оценить в $7-10 млн.

— Какие финансовые и промышленные группы наиболее
активно участвуют в спонсировании предвыборной
кампании?

— Они очень хорошо известны. Это прежде всего
нефтяные и металлургические кампании: ЮКОС,
«ЛУКойл», «Русал». Разумеется, есть более мелкие
структуры, которые финансируют региональщиков.

— Какие структуры являются основными спонсорами
политических партий, заявивших об участии в
парламентских выборах? Произошли ли какие-то
изменения по сравнению с прошлым выборами?

— «Единую Россию» поддерживает пул спонсоров: ЮКОС,
«ЛУКойл», металлургические компании, группа МДМ.
КПРФ спонсируют в частном порядке некоторые
совладельцы ЮКОСа, а также агрохолдинги и некоторые
другие структуры. СПС по-прежнему придерживается
модели, о которой они неоднократно заявляли: ни один
из спонсоров не может иметь более 10% «уставного
капитала». Но это публичная позиция. В
действительности РАО «ЕЭС России» финансирует
порядка 45-50% избирательных расходов. Остальные
средства они добирают за счет мелких инвесторов.
Преимущественный спонсор «Яблока» — ЮКОС.

ЛДПР предпочитает иметь пул инвесторов. В этой
партии действует самая эффективная, с точки зрения
мобилизации средств, схема. Они продают места в
списках. Если внимательно проанализировать их
прошлый финансовый отчет, который был обнародован
ЦИКом, там можно обнаружить одинаковые поступления
от нескольких десятков мелких кампаний. У ЛДПР все
диверсифицировано с точки зрения организации
финансирования, и это очень грамотно. Партия не
зависит ни от одного инвестора.

Что касается Народной партии, то ее основной спонсор
— это «Сургутнефтегаз». Плюс существует еще
несколько мелких инвесторов. Главный же феномен этих
выборов — масштабное участие такого мощного игрока,
как ЮКОС.

— Чем, на ваш взгляд, объясняется такая активность компании?

— ЮКОС формулирует собственное понимание
политического будущего России, а не только своих
лоббистских установок. И для реализации такой
масштабной миссии изыскивает соответствующие ресурсы
и инструменты.

— Как на этих выборах спонсоры контролируют
расходование финансовых средств? Насколько жесткий
этот контроль?

— Контроль за использованием средств значительно
возрос. Корпорации, с одной стороны, регулярно
отслеживают выполнение медиапланов, с другой —
проводят финансовый аудит партийных расходов. Этот
контроль достаточно жесток. Он ведется на постоянной
технологичной основе начиная где-то с конца прошлого
года. В штабах партий есть группы по пять-шесть
инкорпорированных менеджеров, включенных в текущую
деятельность.

— Фракции каких партий в будущей Госдуме будут
наиболее подвержены влиянию спонсоров?

— Естественно, те, которые наиболее зависимы от
спонсоров, это прежде всего СПС. КПРФ, «Яблоко»,
«Единая Россия», на мой взгляд, будут менее
подвержены такому влиянию.

— Какие корпорации и финансовые структуры, на ваш
взгляд, получат наиболее сильное представительство в
Госдуме?

— Безусловным лидером будет ЮКОС. На втором месте —
«Русский алюминий» в блоке с МДМ. Далее будут
следовать другие нефтяные компании и
металлургические структуры. Еще дальше — более
мелкие и менее влиятельные компании. Всего около 60%
депутатских мест будет контролироваться разного рода
корпорациями из нефтяного, металлургического,
финансового и потребительского секторов. При этом
около 20% — это открытые лоббисты, а 40% — скрытые.
Наиболее сильным будут нефтяное и металлургическое
лобби. Между ними наверняка развернется сильная
борьба за дележ постов в бюджетном комитете.

Что касается функционирования Госдумы, то очевидно,
что корпорации выделят своих людей, которые будут
выполнять в Госдуме ту же работу, что и замглавы
президентской администрации Владислав Сурков. Для
того чтобы достичь каких-то договоренностей, Кремлю
станет совсем не обязательно сажать за стол
переговоров все фракции и группы, достаточно
кулуарно договориться с представителями корпораций.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры