Финансовый диктат столицы
Обсуждение бюджета на 2004 год - ключевой вопрос открывающейся сегодня сессии Законодательного собрания Иркутской области. В отличие от принимавшихся ранее бюджетов, последний имеет огромную дыру - без малого 1 млрд. рублей. Впервые за последние годы он сверстан с дефицитом. Но дефицит оказался не единственной угрозой для региональной бюджетной системы: федеральные власти пытаются ввести с будущего года казначейское исполнение региональных бюджетов.
За день до сессии губернатор Иркутской области Борис Говорин предложил ЗС новый вариант
законопроекта о бюджете Иркутской области на будущий год. Он составлен с учетом
внесения в консолидированный бюджет дополнительно 350 млн. руб., которые будут
направлены на территории для оплаты субсидий в рамках областного закона о социальных
гарантиях на период реформирования ЖКХ, компенсации облпотребсоюзу средств на
северный завоз. Комитет по бюджету ЗС рекомендовал принять закон в первом чтении,
несмотря на жесткую критику со стороны достаточно большой группы народных
избранников. По мнению и.о. председателя ЗС Геннадия Истомина, документ будет
поддержан большинством депутатов.
Начальник финансового управления администрации Иркутской области Анатолий Козлов
накануне сессии признался журналистам, что «дефицитный бюджет — бомба замедленного
действия». Но, выступая на заседании профильного комитета ЗС, тем не менее призвал
депутатов преодолеть дефицитофобию и принять бюджет. Отклонение законопроекта
приведет к тому, что область войдет в новый финансовый год с 1/12 от бюджета 2003 года без
индексации зарплаты бюджетникам, без учета повышения энерготарифов. Рост доходов
консолидированного бюджета в 2004 году предусмотрен в размере 16%. Он прогнозируется в
сумме 24,7 млрд. руб., или 11,82% ВРП. Но нагрузка на региональную казну растет
непропорционально доходам.
«Федерация тупо сбрасывает» расходы на регионы, подчеркнул Анатолий Козлов. Вкратце
характеризуя бюджетную систему, он констатировал, что
налоговое законодательство изменяется
в пользу федерального бюджета: в будущем году налогоплательщики Иркутской области
перечислят туда более 24 млрд. руб. На финансирование регионам сбрасываются «учреждения
федерального значения, в том числе и ГУИНа, Минсельхоза, МЧС, при этом деньгами это не
компенсируется». Глава ГФУ сообщил, что область проиндексировала зарплату в 1,33 раза,
денежное довольствие военнослужащим в 1,11 раза и стипендии.
— На последнем заседании рабочей комиссии Минфина по межбюджетным отношениям, куда
входят представители 40 субъектов РФ, в частности ставились вопросы о компенсации
расходов на создание и содержание учреждений ветеринарии и расходов на военную
подготовку учащихся. Но федеральные чиновники дают отрицательный ответ, — рассказал
Анатолий Козлов. — Компенсации содержания сотрудников противопожарной службы также
не будет. Ответ Москвы: пожары ваши — вы и тушите.
Непосредственно областной бюджет имеет следующие параметры: доходы в сумме 14,45
млрд. руб., расходы — 15, 4 млрд. руб., дефицит — 961 млн. руб., или 7,4 % объема доходов без
учета финансовой помощи из федерального бюджета. Выбор инструментов для покрытия
дефицита крайне ограничен. Это банковские кредиты, продажа имущества, разница средств от
привлечения и погашения ОДО. Часть дефицита, по мнению Анатолия Козлова, можно
покрыть за счет средств федерального центра. Учитывая приближающиеся президентские
выборы, расчет оправдан. По словам Анатолия Козлова, федералы создают фонд
стабилизации, который составит 21 млрд. руб. И Приангарье, по мнению начальника ГФУ,
вправе рассчитывать хотя бы на 300 млн. из него.
Между тем Геннадий Истомин убежден, что с принятием новых тарифов изменится
экономика ОАО «Иркутскэнерго», следовательно, возрастут налоговые отчисления компании.
Кроме того, он считает, что повода для пессимизма не дают договоренности с Минфином и
Комитетом по бюджету о том, что при рассмотрении федерального бюджета в третьем чтении
Иркутской области будет определена финансовая поддержка в сумме 476 млн. рублей.
Ряд депутатов все-таки настаивает на еще большем увеличении расходной части, заявляя, что
многие статьи в бюджете просто недофинансированы. И налоговики, и аудиторы Контрольно-
счетной палаты в голос твердят: «У области исчерпаны возможности для увеличения
собственных доходов». Консолидированный бюджет на 70% формируется за счет средств
федеральных налогов, и регион не в коей мере не может повлиять на их регулирование. По
сути, процесс формирования доходной части региональных бюджетов уже давно
контролируется из Москвы. Теперь существует опасность, что и расходы будет регулировать
центр, максимально минимизировав права регионов.
По проекту федерального бюджета на 2004 год, принятому в первом чтении Госдумой,
субъекты РФ переводятся на кассовое обслуживание казначейства. Это значит, что регионы
лишатся права самостоятельно распоряжаться деньгами, федерация будет решать, куда их
направить. По мнению главы ГФУ, просто Москва «решила наложить лапу на наши ресурсы».
Как утверждает Анатолий Козлов, федералы уже имеют возможность доступа к ресурсам
субъектов РФ. УВД, подразделения МЧС, военкоматы имеют двойное финансирование — из
областного и федерального бюджетов. «До того доходит, что за счет средств областного
бюджета финансируется федеральная часть, — говорит Анатолий Козлов. — В результате
появилась кредиторская задолженность федерального бюджета перед Иркутской областью.
Теперь будем сокращать сумму расходов на эти цели».
Сейчас более 30 субъектов РФ внесли в Госдуму постановления местных законодательных
органов об отмене статьи 46 Бюджетного кодекса, регламентирующей тотальный контроль за
расходами регионов. «Она противоречит Конституции РФ. Мы давали поручение на
бюджетном комитете нашим сенаторам выступить против», — рассказал Анатолий Козлов.
Иркутские парламентарии намерены поддержать своих коллег и в пятницу также принять
постановление об отмене этой статьи кодекса.