издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский авиазавод -- стратегия успеха

  • Автор: Сергей ЛАВРОВ

Корпорация "Иркут" признана самой динамично развивающейся компанией в России. Таковы результаты рейтингового исследования, проведенного агентством "Эксперт-РА" по итогам работы крупнейших предприятий страны в 2002 году.

!I1!Без малого семьдесят лет назад с аэродрома Иркутского
авиационного завода взлетел первый самолет, собранный руками
сибиряков. Это была примитивная, по нынешним меркам, боевая машина,
один из первенцев отечественной авиации. Да и сам завод ничем не
напоминал то современное, масштабное предприятие, которое сегодня
вызывает гордость иркутян.

Приятно сознавать, что самолеты, которые выпускаются в твоем
городе, нигде больше в мире не производятся. Именно такой машиной
является истребитель СУ-30 МКИ. Он уникален по своим летно-
техническим показателям, обладает исключительной маневренностью,
прост в управлении и способен решать разнообразные боевые задачи.
Истребитель стал визитной карточкой авиационного завода на
международном рынке вооружений. А путь на этот рынок и завоевание на
нем лидирующих позиций был непрост. Он потребовал от предприятия
привлечения инвестиций для переоснащения всего производства,
объединения с надежными партнерами и освоения лучших достижений
конструкторской мысли.

Так возникла научно-производственная корпорация «Иркут»,
головным предприятием которой продолжает оставаться Иркутский
авиационный завод. Здесь получают завершение научные и
производственные разработки, которыми занимаются специалисты других
составных частей корпорации. В ОКБ «Русская авионика»
совершенствуют и модернизируют системы управления и навигации,
способы точного наведения оружия. Современные информационные
технологии внедряет в самолетостроение компания «Иркут АвиаСТЕП».

— Наиболее крупной программой, реализацией которой мы
занимаемся в настоящее время, является контракт на поставку в Индию
истребителей СУ-30МКИ, — рассказывает президент корпорации «Иркут»
Алексей Федоров. — Его общая стоимость превышает три миллиарда
долларов. Однако дело не только в объемах выпуска продукции.
Отношения российской и индийской сторон вышли за рамки схемы
«продавец-покупатель». Специалисты наших стран объединили усилия
для создания самой совершенной машины своего класса, и им это
удалось. Благодаря бортовому и радиоэлектронному оборудованию,
установленному на истребителе, машина стала практически неуязвимой
для противника.

Но производство военной техники — только одна из составляющих
процесса динамичного развития корпорации. Внутренний российский
рынок также нуждается в современных конструкторских разработках и
передовых образцах самолетостроения. Важно только правильно
определить его потребности и не ошибиться в наличии спроса.

Менеджерам корпорации удалось и то, и другое. Они задумались
над проблемой борьбы с лесными пожарами, настоящим бедствием
для сибирских регионов. Стало очевидным, что огромную помощь может
оказать авиационная техника, позволяющая доставлять средства
пожаротушения в районы бедствия, располагающая большими
емкостями для воды. Так появился уникальный самолет-амфибия Бе-200,
преимущества которого были сразу же оценены специалистами
Министерства по чрезвычайным ситуациям. Испытания самолета показали
его высочайшую эффективность и привлекли к нему внимание
многочисленных покупателей, в том числе и за рубежом.

Другое перспективное направление — выпуск летательного аппарата
«Автожир А-002», не имеющего аналогов в российской
авиапромышленности. Легкий, маневренный, простой в управлении, он
может совершать взлет и вертикальную посадку в труднодоступных
районах. Использование аппарата в чрезвычайных ситуациях поможет
спасти жизнь людей, доставить срочный груз.
«Автожир» вызывает огромный интерес на российском рынке, его готовы
закупать и зарубежные страны.

!I2!Алексей Федоров считает, что динамичное развитие
самолетостроения в Сибири было бы невозможно без постоянной заботы о
росте квалификации кадров, привлечении к работе молодых специалистов
с высшим образованием. Новое поколение самолетостроителей
воспитывается не только в цехах авиационного завода, но в Иркутском
техническом университете, Байкальском государственном университете
экономики и права, авиационном техникуме.

Им предстоит внести свой вклад в разработку и производство
новых моделей самолетов, нацеленных на будущее. Например,
беспилотного авиационного комплекса, к созданию которого корпорация
«Иркут» приступила в прошлом году. Эта уникальная техника позволит
без риска для человека решать опасные задачи: наблюдать за лесными
пожарами, вести ледовую разведку, пробираться в эпицентр
землетрясений, техногенных катастроф.

Успешное развитие корпорации «Иркут» приобретает все
большее значение для региона. Продукция Иркутского авиационного
завода ориентирована на решение проблем, связанных с развитием нашего
края, сохранением его природных богатств и экологической безопасности.
Немаловажную роль в областном бюджете играют и налоговые
поступления от прибыли предприятия.

Давно прошли те времена, когда военно-промышленный комплекс
России стоял на коленях. Общая стабилизация экономики, растущие
потребности рынка, появление источников крупных инвестиций вернули
жизнь в цеха предприятий. Едиными усилиями российских
промышленников, бизнесменов, опираясь на мощный интеллектуальный
потенциал трудовых коллективов удалось добиться перелома в развитии
этой отрасли производства. Успехи Иркутского авиационного завода и
его партнеров по корпоративной работе — убедительное тому
подтверждение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры