И что тогда станет с округом?
Жителям автономии предстоит определиться Процесс объединения территорий Российской Федерации не только не теряет своей актуальности, но и продолжает набирать силу. Вопросы по изменению территориального деления страны возникли в начале 90-х годов. С новейшим развитием капитализма ряд мелких субъектов федерации, в частности автономные округа, не выдержали рыночной конкуренции и превратились в глубоко дотационные территории. Больше половины регионального бюджета округов формируются за счет трансфертов из федерального центра. Такая ситуация сложилась и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - бюджет округа, как известно, на 80% формируется за счет трансфертов из федеральной казны. И чем дальше, тем больше бремя трансфертов тяготит федеральный бюджет. В связи с этим в последнее время все больше политиков федерального уровня высказывается за уменьшение финансовой поддержки "бедным" территориям. Поэтому дотационным территориям, в том числе и Усть-Ордынскому округу, нужно уже сегодня задуматься о своем будущем.
Один из выходов в этой непростой ситуации экономисты
и политики видят в объединении дотационных регионов
с территориями-донорами, где сложилась стабильная
экономика. Практически на финише объединение
Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской
области. Идет постепенное объединение
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и
Иркутской области.
Есть несколько сценариев развития отношений между
областью и округом. Первый — оставить все как есть,
округ и область остаются самостоятельными субъектами
федерации, и каждый из них до поры идет своей
дорогой. Надо отметить, что есть и второй сценарий —
принудительный процесс укрупнения, правда, о нем
предпочитают открыто не говорить. К сведению,
Госдума уже приняла Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации». Согласно этому
закону с 1 января 2005 года финансовые полномочия
округа автоматически переходят к Иркутской области.
Третий же путь, наиболее благоприятный, когда два
субъекта — Иркутская область и УстьОрдынский
Бурятский автономный округ — выходят с инициативой
об объединении и получают поддержку президента,
правительства и помощь в процессе объединения.
Жители округа получают особый административный
статус, который защитит их национальные интересы.
Свой взгляд на объединение области и округа
высказывает доктор экономических наук, проректор
Байкальского государственного университета экономики
и права Виктор Иванович Самаруха:
— Управлять страной, где 89 субъектов федерации,
невозможно. Глава государства должен знать в лицо и
по фамилии руководителя региона. В настоящее время
это физически сделать невозможно. Ясно, что в России
более 50 субъектов федерации быть не должно.
Согласно теории региональной экономики,
административно-территориальные структуры должны
строиться в зависимости от численности населения,
так же, как мы избираем депутатов Государственной
Думы. Укрупнение неминуемо — рано или поздно
законодательные акты будут приняты и уже
принимаются. А потом начнутся интеграционные
процессы, процесс объединения.
Если Усть-Ордынский
округ останется отдельным субъектом федерации, то
будет как-то существовать. Однако, вряд ли региону с
330 тыс.(?) населения удастся удержать субъектные
полномочия. Тогда как Иркутская область с
численностью населения около 2 800 тыс. человек
свои права как субъекта федерации сохранит.
— А как будет развиваться округ, если все оставить
как есть?
— Хочу отметить, что, согласно Конституции РФ,
Усть-Ордынский округ является субъектом РФ, это его
конституционное право. И надо прямо сказать, что
окружная администрация использовала все возможности,
которые были предоставлены механизмом существующего
межбюджетного регулирования. За последнее время
благодаря трансфертам из федерального центра в
округе были построены школы, больницы, спортивные
сооружения. Благодаря финансовой поддержке
федерального центра в округе нет проблем с выплатой
заработной платы. Однако надо отметить, что
коренных, основополагающих изменений в экономике
округа не произошло. Более того, с приобретением
округа самостоятельности его экономические
возможности по объективным причинам снизились.
Посмотрите, в каком состоянии находится сегодня
сельское хозяйство округа: изношенные комбайны,
трактора, почвообрабатывающая и другая
сельскохозяйственная техника. В деревне стоят дома
20-х годов постройки, новое жилищное строительство
практически не ведется. Что касается животноводства,
то там вообще Мамай прошел! В 80-е годы в округе
почти в каждом колхозе, совхозе работали заводы
витаминнотравяной муки. Многие сельхозпредприятия
имели свои комбикормовые заводы. Государственное
стадо в то время было элитного направления.
Специализированные предприятия выращивали племенной
молодняк. Как сейчас живется деревне? Население
рассчитывает только на свое натуральное
производство, как в каменном веке.
Надо прямо сказать: округ не погибнет, если сегодня
мы не изыщем дополнительных ресурсов для развития
экономики округа. Но он будет просто выживать,
накапливая социальное напряжение. Федеральных
ресурсов сейчас нет. Значит, их нужно искать
в кооперации между областью и округом.
— Судя по заявлениям политиков и экономистов,
укрупнение регионов неизбежно?
— Возможно, что вопрос объединения, создания нового
субъекта будет решаться еще несколько лет. Конечно,
можно сидеть и ждать, когда процесс укрупнения
начнется административным решением «сверху». Как по
живому отрезали, так и соединяи. Я считаю, что эти
вопросы нужно изучать и исследовать заранее, чтобы
получить из центра значительные преференции. Всем
известно, что первые получают больше: как в горшочке
со сметаной — кто первым зачерпнет, тому больше
жирной сметаны достанется. Но и торопиться с этими
процессами не стоит. Нужно все делать на
законодательной, тщательно проработанной основе. И
выставить федеральному центру свои условия —
выгодные как жителям области, так и жителям
округа. Это все
можно будет сделать в рамках нового закона об
образовании нового субъекта.
— Итак, лучше не ждать решения «сверху», а проявить
инициативу «снизу»?
— Так было бы лучше и эффективнее и для иркутян, и
для устьордынцев. Я горд тем, что работаю в составе
группы по объединению области и округа. На мой
взгляд, мы ведем здравую политику, не торопимся,
обстоятельно изучая все аспекты объединения.
— Какой аргумент более весомый в этом споре?
— Не будем говорить о правовых вопросах объединения.
Это отдельная тема для разговора. На первое место
надо сознательно ставить экономические интересы.
Усть-Ордынский округ как был сырьевым и зависимым,
так и остался. Аргумент о том, что округ является
кормильцем Иркутской области, несостоятелен. Округ
поставляет на рынки Иркутской области не более 33%
своей продукции. Он даже не доминант. А сегодня на
рынок Иркутской области заходят производители
сельхозпродукции из Алтайского края, завозится
продукция из Монголии, Китая.
Сегодня средняя заработная плата в промышленном
секторе Иркутской области составляет около 150
долларов, или 4,5 тыс. рублей (еще мне скажут, что я
занижаю эти показатели). А в Усть-Ордынском округе
заработная плата в три раза ниже. Надо иметь в виду,
что сельское хозяйство — это сектор рискованной
экономики. Как в этих отношениях быть округу?
Получать дальше дотации? В округе и так на рубль
бюджетных денег приходится 95 копеек дотационных
средств.
Да, округу без Иркутской области можно и дальше
жить, но при этом придется сворачивать товарное
производство и вести его как натуральное. Никто не
говорит: завтра вы будете в составе Иркутской
области. Это нелепо. Нужно пойти на политическую
интеграцию и договориться об экономических аспектах
процессов слияния.
— В правительстве РФ и Государственной Думе уже
высказываются мнения о том, чтобы изменить политику
федерального центра по отношению к дотационным
территориям. Как вы к этому относитесь?
— Я тоже считаю, что с иждивенчеством дотационных
территорий пора кончать. Группа ученых Иркутска,
Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы,
Ростова-на-Дону, выполняя научную работу «Финансовая
политика России» по заказу Минфина, вышла с
инициативой: если субъект федерации получает более
50% дотаций из федерального центра, то там нужно
вводить внешнее управление без всякой выборности и
демократии. По-разному можно относиться к этой идее,
хотя мировая практика существует. Согласен, что это
чрезвычайщина. Но я считаю, что регионы должны хотя
бы 50% своего бюджета зарабатывать. Субъекты
федерации должны быть на своем коммерческом расчете
— так уж устроена жизнь. Но у округа нет источника
пополнения налоговой базы, как ни старайся.
— Основным козырем противников объединения области и
округа является большая бюджетная обеспеченность
жителя округа, чем области…
— Вот о бюджетной обеспеченности я бы предпочел не
говорить. Это происходит как раз потому, что округ
получает почти 90% дотаций из федерального бюджета.
И эта практика в скором времени прекратится. В
федеральном бюджете тоже затраты нарастают, основные
фонды изнашиваются, их надо обновлять. И тогда
начнется подсчет денег: кому мы, сколько даем
дотаций? И что тогда станет с округом?