издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Каким быть бюджету 2004 года?

  • Автор: Елена МАТВЕЕВА, пресс-служба администрации Иркутской области

Бюджет области на 2004 год - главный вопрос, который совместно решают руководители исполнительной и законодательной власти области. Предстоящий дефицитный бюджет 2004 года начальник главного финансового управления администрации Иркутской области Анатолий Козлов на встрече с журналистами в канун последней сессии Законодательного собрания назвал "бомбой замедленного действия". Тем не менее необходимость принятия даже бюджета "с бомбой" была очевидной, и первое чтение на сессии ЗС этот документ прошел.

Финансисты области все же верят, что удастся изыскать средства для
покрытия разницы доходов и расходов на предстоящий год. О том, каким
будет следующий финансовый год, размышляет начальник главного
финансового управления администрации Иркутской области Анатолий
КОЗЛОВ.

— Анатолий Алексеевич, насколько тяжелее дается принятие бюджета
на будущий год по сравнению с бюджетом 2003?

— Если бюджет текущего года был принят в Законодательном собрании,
как говорится, без сучка и задоринки, то с проектом
бюджета на 2004 год дела обстоят значительно сложнее.

Начнем с принципиальных отличий: бюджет-2003 строился на основе
прироста объемов регионального валового продукта 2002 года, когда мы
имели очень хорошие результаты, а бюджет 2004 года идет от
результатов исполнения бюджета 2003 года, с чем были сложности.
Во-первых, бюджет 2003 года оказался на фоне прироста 2002 года
завышен на 1,7 млрд. по налоговым платежам. Во-вторых, бюджетный
процесс на 2003 год был запущен в августе, а налоговые изменения
произошли в ноябре 2003. В результате бюджетный процесс ушел
вперед… В итоге оказалось, что изменения «в минус» не были заложены
в бюджете 2003 года. Поэтому бюджет 2003 года исполняется с тяжелым
дефицитом — 1 млрд. 962 миллиона. При этом, хотя отставание на 1,7
млрд. руб. сократилось, на 862 млн. руб. было выдано ссуд
муниципальным образованиям — на погашение долгов по зарплате, на
закупку топлива. Расходы оказались колоссальными. Областных средств
не хватило, и федеральным бюджетом было выделено 160 млн.
дополнительных ресурсов на подготовку к зиме. Более того, на этом
фоне происходит изменение налоговой базы в сторону ее уменьшения. В
соответствии с прогнозом на 2004 год по доходам муниципальных
образований у нас с «минусом» идут бюджеты 17 муниципальных
образований. Отсюда и дефицит областного бюджета, который составит
992 млн. рублей.

— Есть ли механизмы покрытия бюджетного дефицита?

— Возможности сократить дефицит пока минимальны. Все будет зависеть
от нашей экономики в четвертом квартале. Лично мой прогноз пока не
очень оптимистичный, потому что сложно выйти за рамки того прироста
доходов, которые были в течение года. И все же мы видим несколько
способов покрытия бюджетного дефицита. Первый — это положительная
разница между привлечением и погашением ОДО (областных долговых
обязательств), которая может составить 507 млн. руб. Затем мы
рассчитываем на средства от привлечения и погашения бюджетных ссуд
федерального бюджета. Здесь тоже надеемся, что привлечем средств
больше на 221 млн. рублей, чем погасим. Еще мы берем во внимание
увеличение бюджетных ссуд — дополнительно ожидаем около 600 млн.
руб. Есть еще разница между погашением и привлечением кредитов
коммерческих банков — 100 млн. рублей. Вот за счет всех этих
механизмов мы и рассчитываем бюджетный дефицит покрыть.

— Как, по вашему мнению дальше будет проходить через Закоондательное собрание бюджетный
документ?

— В первом чтении его приняли. Мы, конечно, рассчитываем, что во
втором и третьем чтении бюджет будет принят окончательно. Если бы
мы не приняли бюджет сейчас, то финансовый документ остался бы без
проиндексированной зарплаты бюджетникам. Это все понимают, и
допускать такой ситуации ни в коем случае нельзя. Я понимаю, почему
некоторые депутаты не хотели принимать бюджет с дефицитом.
Возможно, что это желание сделать бюджет лучше. Но об этом хорошо
говорить, когда есть источники дополнительных доходов. А поскольку
депутаты прекрасно понимают, что дополнительных источников нет, речь
может идти только о перераспределении ресурсов внутри бюджета. Ко
второму чтению депутатами, возможно, и будут выработаны какие-то
предложения. Я, однако, не ожидаю существенных предложений в части
перераспределения средств. Почему? А потому, что есть приоритеты в
бюджете, они обозначены. Эти приоритеты должны быть реализованы во
что бы то ни стало. К статьям обязательного финансирования, которые
должны быть обеспечены стопроцентно, относятся зарплата, питание,
медикаменты. А вот что касается приобретения оборудования,
капитального строительства и т.п., то они будут финансироваться по
мере привлечения дополнительных ресурсов.

— Какова направленность бюджета 2004 года?

— 90% бюджета — расходы социального характера. И так происходит
каждый год. В проекте областного бюджета на 2004 год удалось найти
возможность сохранить объем расходов на целевые социальные
программы с учетом роста на 13,9% к уровню 2003 года. Например,
впервые в областном бюджете на 2004 год предусмотрены средства на
осуществление программных мероприятий социальной адаптации и
реабилитации инвалидов, проживающих в Иркутской области. Также в
проекте учтены расходы на реализацию ряда не утвержденных, но
получивших положительное заключение экспертного совета при
губернаторе области программ в сфере социальной защиты и
здравоохранения. Касаясь расходной части бюджета 2004 года, надо
отметить, что в следующем году в связи с решением правительства о
повышении заработной платы с 1 октября текущего года доля заработной
платы в расходах областного бюджета возрастает с 26% в текущем году
до 28% в будущем. По муниципальным образованиям области увеличение
составит от 46% до 62%. Соответственно, главной задачей бюджетной
политики на следующий год является обеспечение выплаты повышенной
заработной платы и определение механизмов по оказанию финансовой
помощи муниципальным образованиям. Особо хочу отметить, что
в проекте бюджета на следующий финансовый год предусмотрена
субсидия на выплату зарплаты работникам организаций образования,
здравоохранения, культуры и социальной политики в объеме 2395555
тыс. рублей и субсидия на выплату заработной платы работникам
организаций бюджетной сферы в сумме 510586 тыс. руб.

Следующий наш приоритет — Закон о ветеранах. На его реализацию в
проекте закона «Об областном бюджете на 2004 год» предусмотрены
расходы на уровне текущего года в размере 507939 тыс. руб., в том числе
в виде субсидий органам местного самоуправления — 484804 тыс. рублей.
Главным направлением при реализации Закона «О ветеранах», как и
всегда, остается льготное обеспечение лекарственными средствами.
Предварительно в проект бюджета на 2004 год заложены расходы и на
реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов» в
объеме, выделенном из федерального бюджета.

Таким образом, практически весь объем капитальных расходов будет
финансироваться за счет заемных средств, как это происходит во всем
цивилизованном мире.

Что касается бюджетного дефицита, то проблема будет решаться по мере
наполнения бюджета: за счет прироста доходов или за счет
заимствования. Остается надеяться, что на внешних рынках, куда
экспортируется наш алюминий, лес, продукция химической
промышленности, цены будут стабильны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры