издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Не доверяю людям, которые не смеются"

Встреча со знаменитым театральным британским режиссером Декланом Доннелланом

В Питере дождь. Кажется, он не закончится никогда! Но
холод и сырость не помеха для театралов. Они только
успевают бегать на спектакли то одного фестиваля, то
другого. А посмотреть есть что. Например, лучшие спектакли
лучших европейских театров. Они идут в рамках XII международного
фестиваля «Союза Театров Европы», который проводет Министерство
культуры РФ, комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга.
В городе на Неве тоже есть такой Театр Европы — это
знаменитый додинский МДТ (Малый драматический театр
под руководством Льва Додина), единственный, между прочим,
на всю нашу страну. Тут вам и спектакли, и их обсуждения,
и пресс-конференции, и мастер-классы…. Прибыли режиссеры
из Финляндии, Испании, Венгрии, Польши, Румынии, Швеции…
Идут спектакли известного литовца Эймунтаса Някрошюса.
Мастер-класс исполнения комедии дель’арте дает итальянец
Ферруччо Солери. Знаменитый режиссер из Великобритании
Деклан Доннеллан представляет российскую международную
конфедерацию театральных союзов. Вашему корреспонденту
посчастливилось лицезреть самого режиссера и его новую
постановку.

На встречу с Доннелланом в Учебном театре «На Моховой»
пришло столько народу, что яблоку негде было упасть.
Студенты и преподаватели Академии театрального искусства
(бывший ЛГИТМиК) жаждали пообщаться с талантливым режиссером,
о котором столько слышали и читали и постановку которого
только что увидели: в Театре имени Ленсовета был дан
спектакль «Двенадцатая ночь» по У. Шекспиру. Актеры
там играют сплошь московские, звезды театра и кино:
Александр Феклистов, Игорь Ясулович, Михаил Жигалов,
Дмитрий Дюжев (знаменитый «Космос» из «Бригады», любимец
девушек и женщин, буквально не дававших проходу молодому
человеку). Феклистов же, Ясулович и Жигалов заняты еще
в одном грандиозном проекте господина Доннеллана —
в спектакле «Борис Годунов» (кроме них еще и Евгений
Миронов, Авангард Леонтьев). «Годунов» — первая русская
драма британца, он родился как совместный проект его
театра «Cheek by jow!» и Московского международного
театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Мировая премьера
состоялась в 2000 году на III Международной театральной
Олимпиаде в Москве. Спектакль смотрит весь мир, только
не Россия (прокат, гастроли у нас — это очень дорого).

Что еще сказать о Доннеллане, кроме того, что он основатель
и художественный руководитель своего театра? Долгое время
он был ассоциированным директором Королевского Национального
театра в Лондоне. А еще он единственный иностранный
режиссер, удостоенный российской национальной премии
«Золотая маска» (за «Зимнюю сказку» Шекспира, поставленную
в Санкт-Петербургском МДТ). Драматический режиссер,
но несколько раз ставил оперы.

Недавно Д.Д. основал организацию «Академия шекспировского
театра». Он поставил разные пьесы великого драматурга,
чаше это был не «привычный» репертуар. Сейчас взялся
за «Отелло».

— Меня мучает вопрос: как сегодня ставить Шекспира
— по-современному или по-шекспировски? (В его «Двенадцатой
ночи» играют только мужчины, они переодеты в женские
платья и исполняют женские роли). Надеюсь, что вам абсолютно
понравился спектакль — без ложной скромности обратился
Д.Д. к студентам.

Вопросов было множество! Гость только успевал отвечать,
а потом сам спросил:

— Почему вы пошли в артисты? В режиссеры? Давайте
лучше поговорим об актерском мастерстве. Мне
кажется, в России очень серьезно относятся к этому
вопросу. На мой взгляд, актерское мастерство — это
умение видеть. Не перевоплощаться в героя полностью.
Увидеть то, что нас окружает, так, как это увидел бы
наш герой.

На вопрос: «Какие требования вы предъявляете к артистам,
с которыми работаете? И к себе?» — Д.Д. ответил: «Мне очень
нравится, когда артисты по своей сути открыты и дисциплинированны.
Нравятся те, которые могут работать в компании, которые
несут тепло людям… Я же должен создать пространство,
где артисты могут попробовать себя. Они должны чувствовать
себя защищенными на репетиции».

На Моховую Д.Д. пришел вместе со своим другом Ником
Ормеродом, сценографом. 30 лет уже они вместе. Их приглашают
на постановки в роскошные европейские театры.

— Мы жалуемся друг другу на артистов, но о работе не
говорим, — пошутил режиссер.

Вот еще его высказывания:

— Я инстинктивно не доверяю людям, которые не смеются.
(У самого Д.Д. чувство юмора еще какое! Его ответы неизменно
сопровождались смехом публики).

— Классика меня усыновляет. (Д.Д. создал много спектаклей
по пьесам великих драматургов). Хотя в свое время я
поставил несколько современных пьес и думаю, что буду
ставить еще.

— Как все режиссеры, я всегда ругаю то, что делают
другие.

— Я ненавижу театральные музеи. Не люблю подразделять
пьесы на категории. С возрастом, старея, все меньше вижу
разницу между трагедией и комедией.

— Одиночество, которое свойственно всем людям, хотя
бы на секунду отступает, когда я прихожу в театр. Может
быть, я и работаю ради этого. Мне нравится жизнь, нравится
общаться с артистами…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры