Нам никто не помешает выбрать правильную власть
Вот уже более 10 лет мы пытаемся построить на обломках империи демократическое государство. Успехи пока что не впечатляют, хотя формальные составляющие демократического государства вроде бы присутствуют. Создан институт всенародного избрания законодательной и исполнительной власти - от глухого села, где "правят" сельская Дума и всеми уважаемый глава администрации, предпочитающий, чтобы его называли изящным словом "мэр", до столицы, где занимаются большой политикой всенародно избранные депутаты Государственной Думы Российской Федерации, сенаторы и президент страны.
Но вот беда, при всей бурной законотворческой деятельности, которую
мы наблюдаем на экранах телевизоров и на страницах газет (столь
бурной, что до рукоприкладства дело доходит, почти как в английском
парламенте), население не слишком ощущает благотворное влияние
демократических законов. И чем дальше от столицы, тем этого влияния
меньше. А что до благих обещаний, которыми иные народные
избранники мостили себе дорогу в Охотный ряд, то они давно стали
притчей во языцех. Лишь немногие из действующих иркутских депутатов
Госдумы всерьез озабочены жизненными прблемами своих избирателей.
Причин, как это очевидно, две. Об одной из них писал еще античный
мудрец: народ достоин своих правителей. Эта жесткая истина
проявляется от Усть-Кута до Москвы. На прошлых выборах российского
парламента в 1999 году лишь около 12% взрослого населения, имеющего право
голоса, пришло на избирательные участки. Они то и выбрали нынешний
состав Государственной Думы. Но плоды волеизъявления этих 12%
пожинает вся страна. Так что грех нам сетовать на «неправильную»
власть. Кто помешал нам выбрать более «правильную»? И кто помешает
нам сделать это 7 декабря 2003 года? И если новые депутаты
Государственной Думы будут избраны реальным большинством
населения, то с них и спрос будет другой. Если же мы будем
отсиживаться дома у телевизоров, пока 12% населения пойдет
голосовать, то вряд ли у нас с вами будет право обижаться на «плохие»
законы, низкую заработную плату, нищенские пенсии и пособия и
грабительские цены за «услуги» ЖКХ. Поэтому, когда мы говорим о
необходимости прийти на выборы и проголосовать за достойного, речь
идет не о формальном выполнении ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА, а о
совершенно реальном завтрашем дне каждого из нас.
Каждый должен понять, что выборы ? это условие функционирования
правового государства, это реальная возможность людей повлиять на
ситуацию в нашей стране. Жизнь может измениться к лучшему, если мы
изберем достойного представителя, который будет защищать наши
интересы на федеральном уровне. Если мы не проголосуем, мы дадим
больше шансов недостойным пройти во власть; если мы не голосуем, мы
отказываемся от изменений к лучшему.
Вторая причина «неправильностей» нашей жизни заключается в еще
более простом обстоятельстве. Тезис, в соответствии с которым
государством может управлять уборщица или чернорабочий (если они
обладают необходимым «классовым» чутьем), себя не оправдал.
Политика, экономика и законы — дело профессионалов, в чем у нас за
прошедшие 10 лет было достаточно оснований убедиться. Вот поэтому,
когда речь идет о защите интересов населения Приангарья в
Государственной Думе, то просто «хороший человек» приятной
наружности с удачно подвешенным языком с этой задачей не справится.
Нам нужен депутат, который детально и глубоко знает политическую,
экономическую и социальную ситуацию в регионе. При этом он не только
совершенно точно знает, что надо делать, но и в силу своей
профессиональной подготовки сумеет это сделать. И сейчас только от нас
зависит, придут ли в Государственную Думу новые депутаты,
профессиональные управленцы и организаторы? Наши депутаты! Будут
ли они решать проблемы нашего региона? А таких проблем, которые
можно решить только на федеральном уровне, но которые нынешним
составом парламента не решаются, достаточно и в Иркутске, и
в области.
Следовательно, нужно избрать кандидата, нашего кандидата, который
своим жизненным опытом доказал, что его слова не расходятся с делом.
Кандидата, который помогает людям, реально решает их проблемы.
А имея в Думе серьезных представителей, можно добиться многого.
Одной из причин низких зарплат, пенсий и неисполнения большинства
законов и программ, направленных на поддержку малоимущих и
социально слабозащищенных жителей области является недостаток
бюджетных средств. Будучи регионом-донором, Иркутская область
отдает большую часть своего дохода федеральному центру, где эти
деньги перераспределяются. Пропорции в распределении бюджетных
средств центра и регионов необходимо в корне изменить путем
сокращения издержек на содержание госаппарата и за счет
перераспределения средств — больше должно оставаться на местах и идти
на поддержку социальной сферы региона.
Социальная помощь нуждающимся должна быть адресной. Необходимо
максимально конкретизировать нужды социально незащищенных слоев,
чтобы пресечь нецелевое использование средств и остановить распыление
материальной помощи по принципу «каждому по копейке». Так лишь
поощряется отсутствие инициатив. Задача в том, чтобы дать людям в
руки инструмент, при помощи которого они справятся со своими
проблемами.
Жилье, доступное для населения… Эту проблему многие народные
избранники используют для популизма, обещая решить ее в мгновение
ока. Решение действительно есть, хотя и непростое. Необходимо
последовательно проводить эффективную государственную
строительную политику при сокращении бюрократизма и защите прав
приобретателя недвижимости. Для этого Госдума должна принять пакет
соответствующих законов, которые обеспечат жесткую антимонопольную
политику в сфере недвижимости, во всем, что касается доступа к
земельным участкам для застройки, на исполнение муниципального
подряда. Одновременно следует развивать различные формы
долгосрочного жилищного финансирования и ипотечного кредитования,
самого эффективного механизма приобретения жилья гражданами из
ныне известных. Обязательное условие — создание региональных
строительных банков с системой жесткого государственного контроля и с
государственными гарантиями.
Здравоохранение должно стать доступным каждому жителю Иркутской
области. Надо развивать и совершенствовать систему межрайонных
центров экстренной медицинской помощи. Но эти образования должны
иметь под собой четкую правовую базу, а она должна быть разработана и
принята в Государственной Думе. Финансовая поддержка
здравоохранения должна стать непрерывной, чтобы не приходилось
области «затыкать дыры», «выбивать средства». Мало принять целевые
программы. Надо, чтобы они выполнялись. У нашего депутата должен
быть опыт работы с такими программами. Они должны включать
обеспечение медучреждений новым специальным оборудованием,
повышение квалификации наших медиков на постоянной основе и
строительство санаториев, обеспечение возможности даже людям
среднего достатка регулярно улучшать свое здоровье в профилакториях и
санаториях.
Россия, а особенно Сибирь, оказалась в положении, когда тормозом для
экономического, промышленного и социального развития может стать
отсутствие профессионально подготовленных специалистов. Поэтому
задачей новых депутатов Государственной Думы должна стать поддержка
образования на всех уровнях. Одна из главных проблем образования
сегодня — отток профессиональных кадров из сельских школ.
Необходимы государственные программы целевой подготовки
преподавателей, надо разработать контрактные схемы для сельских
учителей, поднять социальный статус учителя. Надо сказать, что в
Иркутской области уже начата работа в этом направлении. Но, чтобы
довести ее до конкретной реализации, необходима федеральная
финансовая поддержка
Иркутск — центр высшего образования Сибири. Количество студентов в
области — одно из самых больших в России, порядка 400 человек на 10
000 населения. Это мощный ресурс, который может поднять экономику
области на качественно другой уровень. Задача депутатов Госдумы
заключается в том, чтобы создать молодым специалистам условия для
работы, такие, чтобы они не уезжали в Москву и за рубеж.
В первую очередь это повышение уровня жизни научных работников,
преподавателей и студентов, модернизация и совершенствование
материально-технической базы, упрощение культурного и научного
обмена с научными и учебными центрами России и мира.
Научный потенциал столицы Восточной Сибири очень высок, ведь
именно здесь сосредоточены научно-исследовательские институты,
отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских
наук. Долгие годы наука финансировалась по остаточному принципу, но
несмотря на это уровень иркутской науки сопоставим с мировым.
Совсем недавно иркутские ученые изобрели способ производства
кремния для солнечной энергетики из металлургического кремния, минуя
стадию его химического обогащения. Производство кремния для
солнечной энергетики может приносить до 150 млн. долларов ежегодно.
И это не единственное достижение иркутских ученых.
Основные проблемы в науке сегодня — нехватка молодых кадров,
стремительное устаревание оборудования, низкий уровень социальной
защиты сотрудников. Необходимо на законодательном уровне
разработать механизм получения государственного заказа на научные
разработки, предусмотреть специальные меры, направленные на
стимулирование инновационной деятельности наших ученых, добиться
достойной зарплаты. Тогда люди будут работать на престиж своего
города, своей страны.
Необходимо также стимулировать взаимодействие бизнеса и науки,
разрабатывать не оторванные от жизни изобретения, а те, которые могли
бы решать насущные проблемы.
Еще одним важным направлением работы нашего нового депутата
должно стать создание условий для развития малого
предпринимательства: поддержка инициатив, упрощение системы
налогообложения, разработка системы государственного кредитования
бизнеса, борьба с бюрократией. Законы государства должны стать
такими, чтобы придать бизнесу социальную направленность.
Весьма перспективным для Приангарья может стать такое направление,
как развитие туризма. Байкал при разумном подходе может приносить в
область колоссальные деньги. Но разумный профессиональный подход
предполагает в первую очередь повышение качества услуг, создание
системы туристического сервиса, без которого нельзя привлечь людей не
только из-за рубежа, но и из России. Специалисты подсчитали, что при должном
внимании со стороны правительства через пять лет туристические
ресурсы Байкала будут приносить огромную прибыль. Но для этого
нужны инвестиции в рамках долговременного федерального проекта.
А чтобы все пункты этой программы, а именно такой должна быть
программа нашего депутата, стали реальностью, за ее выполнение должен
взяться человек, представляющий проблемы Приангарья во всей их
сложности, профессионал, доказавший свое желание работать на благо
области делом. Выбрать такого депутата нам не помешает никто.