Наши дорогие дети
Мы называем своих детей дорогими, потому что очень любим их. Они, однако, обходятся нам недешево и в прямом смысле: одеть, обуть, накормить, выучить - - все это стоит денег. Правда, часть забот по обучению и воспитанию наших чад берет на себя государство. Только обходится нам эта государственная забота о молодом поколении, к сожалению, тоже не совсем даром. Вернее, совсем не даром. За те годы, что ребенок проводит, к примеру, в школе, получая там гарантированное законом бесплатное общее образование, мы теряем не только содержимое своих кошельков, но очень часто вынуждены поступаться принципами. Мириться с вымогательством, "дарить" подарки, не имея на то ни желания, ни материальных возможностей, молчать и терпеть, когда нарушают наши права. Что поделаешь: обострение отношений родителей с педагогами грозит отразиться на любимых детях. Обо всем этом мы знаем из собственного опыта. Но, убедившись из редакционной почты, что читателей интересует мнение на этот счет представителей закона, сегодня публикуем беседу нашего корреспондента с Натальей САВИНОЙ, старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области.
!I1!— Наталья Николаевна, большинство родителей
первоклашек сталкивается с проблемой выбора школы.
Уж больно они теперь разные: гимназии, лицеи, с
углубленным изучением каких-то предметов, с
профессиональным уклоном и так далее. Многие
предпочитают возить ребенка на другой конец города в
школу, которая считается более престижной. Могут ли
им в этом отказать? И кто устанавливает плату за
поступление в школу, расположенную в другом районе,
не по прописке родителей?
— Если ребенок живет далеко от школы, в которой
хочет учиться, ему может быть отказано в приеме
только при отсутствии свободных мест. Прописка
родителей тут вообще не имеет значения. И за
поступление в школу — на своей ли, или «чужой»
территории — деньги родители вносить не должны. Так
записано в типовом положении об образовательном
учреждении (п. 46), которое утверждено
постановлением правительства РФ N 196 от 19.03.
01. Однако проверка прокуратуры показала, что уставы
некоторых образовательных учреждений не
соответствуют закону. Например, в средних школах N 4
и N55 (Свердловский район Иркутска) предусмотрен
прием детей на обучение в зависимости от наличия
прописки родителей. Конечно, после наших проверок
уставы приводятся в соответствие с законом. Но хотя
на бумаге может быть все в порядке, фактически
сплошь и рядом в престижные школы детей продолжают
принимать по конкурсу и за деньги. Особенно часто
устанавливается конкурс при приеме в первый и
девятый классы, в профессиональные училища и лицеи
— это тоже нарушения закона. Малышей, правда,
разрешается тестировать, но только для того, чтобы
определить уровень их подготовки к школе и выбрать
оптимальную программу обучения.
— А отказать в приеме в 9-й класс, исключить из
школы, перевести ребенка в коррекционный класс могут?
— В 9-й класс принимают всех успевающих учеников вне
зависимости от оценок. А переводят в другую школу,
коррекционный класс, оставляют на второй год только
с согласия родителей. Если ученик имеет
задолженность по предмету, его должны перевести в
следующий класс с двойкой, которую он обязан в
течение года исправить. Исключают же детей из школы
лишь за совершение противоправных действий, грубых и
неоднократных нарушений устава по решению органа
управления учебного заведения. Эти правила
установлены ст. 17 и 19 Закона «Об образовании». Но в
школах не всегда им следуют. Какие только меры
воздействия на «плохишей» педагоги не придумывают! В
Братске, например, прокурорская проверка выявила в
уставах некоторых школ условное исключение и
отстранение от занятий до одной недели детей с
плохим поведением. В Карахунской средней школе
ученик был исключен на полмесяца по решению
родительского комитета. А в школе-интернате N 3
Вихоревки практиковался перевод прогульщиков и
двоечников на домашнее обучение с последующей сдачей
зачетов по предметам. Все эти «воспитательные» меры
противозаконны. Как и «борьба за качество»
образования, за высокие баллы в аттестатах
выпускников, которую ведут педагоги некоторых школ
Заларинского района: в 9-11 классы здесь переводили
и принимали по результатам сдачи экзаменов. Хотя, я
уже говорила, ст. 16 Закона «Об образовании»
запрещает конкурсный отбор в учреждениях общего
образования.
— Значит, мы возвращаемся к всеобучу?
!I2!- Да, основное общее образование (9 классов) у нас
обязательно по закону. Причем Российская
Конституция гарантирует каждому ребенку получение
бесплатного среднего образования. Школы у нас в
абсолютном большинстве государственные
(муниципальные), существуют они за счет бюджета.
— А сколько стоит такое бесплатное обучение,
прокуратура не интересовалась?
— Вы правы, бесплатное образование влетает родителям
в копеечку. И в этом году при проверке школ
сотрудники прокуратуры уделяли особое внимание
фактам поборов. В нашем отделе были разработаны
анкеты для родителей с вопросами об условиях приема
детей в школы и садики, о платных дополнительных
услугах, системе спонсорской помощи и т.д.
Анкетирование проводилось анонимно на крупных
предприятиях области. Я не буду их называть — ведь
детей легко вычислить. Вы сами видите, даже в
анонимных анкетах родители боятся указывать номера
школ, чтобы не осложнять положение в них своих
детей. Нам пришлось прибегнуть к такому
нетрадиционному методу проверки, чтобы составить
общую картину привлечения родительских средств в
учреждениях образования.
— И какая же получилась картина?
— Безрадостная: родители платят за все. Очень часто
условие приема в школу и детский сад —
вступительный денежный взнос (и отнюдь не
символический: от 500 до 4 тысяч рублей) либо
оказание так называемой «спонсорской» помощи в виде
товаро-материальных ценностей (стройматериалов,
книг, оборудования и т.п.). Согласно анкетам, это
практикуется в детсадах 63, 139, 127, школах 44, 65,
профессиональном лицее N 1 Иркутска и других. В школе
N 80 областного центра по решению родительского
президиума на нынешний учебный год установлен размер
вступительного взноса для учеников 1 и 10 класса:
500 рублей для тех, кто живет на территории,
прикрепленной к этому учебному заведению, и 3 тысячи
— для остальных. Бедных и сирот президиум милостиво
освободил от «спонсорства». Надо ли говорить, что
оформляются родительские деньги исключительно как
добровольные пожертвования. Ст. 41 Закона «Об
образовании» предусматривает в принципе привлечение
внебюджетных средств в виде спонсорской помощи от
юридических и физических лиц. Но директора и учителя
научились ловко обходить закон, вводя так называемый
добровольно-принудительный порядок взимания денег с
мам и пап. Документы оформляются — не придерешься.
Лишь изредка случаются осечки. В протоколе
родительского собрания 1″в» класса школы N 55
(Свердловский район Иркутска) прокуроры нашли,
например, запись «об усилении контроля за
родителями, которые систематически не сдают деньги».
Еще крепче берут за горло тех, у кого дети до
школы пока не доросли. Садиков стало меньше — а
значит, и условия родителям диктовать легче. В
Усолье, например, закрыто пять детсадов из-за
отсутствия финансирования да еще два — на
капитальный ремонт. Люди, естественно, готовы на
все, лишь бы пристроить куда-нибудь ребенка и не
потерять работу. Они платят вступительные взносы,
регулярно сдают деньги на ремонт, игрушки, посуду и
другие нужды учреждения. Группы переполнены — много
желающих «залезть» в садик без очереди, заплатив при
этом побольше. В Братске городская Дума решила такие
поборы упорядочить и приняла решение: установить
плату за предоставление места в яслях и садах по 500
рублей за каждого ребенка. Это решение прокурору
города пришлось опротестовать как незаконное. А в
Тайшете заведующая детским садом «Рябинка» проявила
остроумие и находчивость: она вынуждала родителей
«добровольно» оказывать «спонсорскую» помощь, размер
которой устанавливала сама, на глазок — от 300 до
1700 рублей, и при этом заключала с недовольными
мамами и папами договоры, которые давали ей право
отчислять детей из садика за «нецензурную брань,
грубое и невежественное отношение к работникам» —
естественно, не малышей, а их родственников.
Вообще педагоги и воспитатели научились делать
деньги из всего. Часто, например, берут с учеников
плату за пользование библиотечными книгами. В
зиминской школе N 26 такая услуга обходится каждому
ребенку в 120 рублей ежегодно. В тайшетской школе N
85 за учебник, выданный из библиотеки, приходится
платить до 15 рублей — в зависимости от состояния
книжки. Директор киренского педучилища распорядилась
взыскивать со студентов по 600 рублей на
приобретение учебных пособий и оформлять эту сумму
как добровольные пожертвования. Дошло до того, что в
прошлом учебном году шести выпускникам, не
выполнившим эти условия, выдали пустые дипломные
корочки без вкладыша с оценками. Между тем,
директорам прекрасно известно, что ст. 50 Закона «Об
образовании» гарантирует бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами учебного
заведения. Или такой факт: в тулунском аграрном
техникуме студент, заваливший сессию, должен
заплатить за пересдачу экзамена 30 рублей, зачета —
20 рублей. Если пропустил без справки контрольную
или лабораторную — прежде чем отработать их,
отдает в бухгалтерию 20 рублей. Вся эта
самодеятельность выходит за рамки закона.
— Нужда, видимо, заставляет руководителей учебных
заведений и учителей крохоборничать, плохое
финансирование. Вряд ли они о себе пекутся…
— Всякое бывает. В анкетах почти все писали, что
вынуждены сдавать деньги на подарки не только школе,
но и директору, и учителям или воспитателям в
садике. Цветами или коробками конфет отделаться не
всегда удается. Учителя принимают в подарок
драгоценности, бытовую технику, дорогие картины и
т.п. В Иркутске, например, такие факты были в
гимназии N 3, школе N 30. Подарки школе или садику
не всегда ставятся на подотчет, хотя есть на этот
счет инструктивное письмо главного управления
образования. В детском саду «Сказка» (Тайшет)
родителями, например, были подарены четыре
магнитофона — а в бухгалтерии их следов проверяющие
не обнаружили.
Что касается собранных денежных средств, то далеко
не всегда суммы обосновываются и очень часто перед
родителями никто не отчитывается, на что они
потрачены.
В основном же, конечно, поборы с родителей
объясняются недостатком бюджетного финансирования.
Иркутяне, участвовавшие в анкетировании, отмечали,
что им приходится сдавать крупный ежегодный взнос и
еще платить помесячную «ренту». Из этих средств, как
подсчитали проверяющие, 51% расходуется на ремонт,
45% — на содержание охраны, оплату труда уборщиц.
Еще хуже положение в районах. В Тайшете, например,
сфера образования в этом году профинансирована лишь
на 41% — и это при том, что утвержденный бюджет и
без того не позволял нормально содержать школы и
детские сады. В Шелехове на текущий ремонт и
проведение аварийных работ в школах выделено лишь
50% от необходимой суммы. Некоторые здания вообще
представляют угрозу безопасности учеников и
учителей. В киренских школах N 5 и N 3 прогнили полы
в коридорах и классах. Марковский детсад на момент
прокурорской проверки находился в аварийном
состоянии: здание перекосилось, потолки обвисли,
требования пожарной безопасности не соблюдаются.
Все эти бреши в финансировании и приводят к
практически неконтролируемым поборам с родителей.
Поскольку матери и отцы почти не оказывают
сопротивление, боясь навредить своим детям,
работники образования давно перешли от просьб о
помощи к прямому вымогательству денег. Практически
обязанности по содержанию школ и детсадов возложены
сегодня на родителей…
-… которые, между прочим, платят налоги, в том
числе и на образование.
— Надо сказать, что многие анкетируемые, понимая, в
каком положении оказалась школа, не против помочь.
Но только на принципах добровольности. Почти все
возмущаются, что на них оказывается давление. При
проверке иркутской школы N 32 одна семья, например,
пожаловалась, что классный руководитель требует 800
рублей на оплату услуг гардеробщика, охранника,
ремонт и другие нужды. При этом не хочет считаться с
тем, что один из родителей болеет, другой
безработный. Кроме того, многие анкетируемые,
обращая внимание на систематические поборы, желали
бы при этом видеть более внимательное отношение к
своим детям, да и уровень обучения их не всегда
устраивает.
— В логике им тут не откажешь. Но ведь закон,
кажется, сегодня позволяет вводить дополнительные
уроки, факультативы, если родители согласны их
оплачивать? Что же мешает это делать?
!I3!- Действительно, дополнительные платные
образовательные услуги предусмотрены ст. 45 все того
же закона. Но беда в том, что эта статья Закона «Об
образовании» вошла в противоречие с новым Налоговым
кодексом РФ. Теперь оказание платных услуг в школе
отнесено к предпринимательской деятельности и
облагается налогами, а значит, невыгодно. Работники
образования, будучи людьми грамотными, просто не
оформляют документально эту деятельность, исключили
ее из уставов школ, но фактически платные услуги
предоставляют. Во всяком случае в Иркутске это
отметили 55,4% опрошенных. Причем во многих школах
нелегально, не заключая с родителями договоров, как
это положено по закону, в число платных услуг стали
включать и обычную педагогическую деятельность,
которая предусмотрена образовательной программой.
Родители, например, часто платят за дополнительные
занятия с их детьми по пройденной теме (учителя
называют это репетиторством). А в учебных
заведениях, имеющих статус школ с углубленным
изучением отдельных предметов, не смущаясь, за это
самое углубленное изучение требуют денег. За плату
обучают математике, иностранному языку, алгебре,
геометрии, информатике в школах 44, 32, 47, 80,
гимназии 25 областного центра. И собирает эту плату
либо классный руководитель, либо непосредственно
исполнитель услуг, хотя положено перечислять деньги
через банк во внебюджетный фонд. Таким образом
педагоги повышают свое жалованье за счет родителей.
Зарплата у учителей и воспитателей действительно
невысокая: в среднем 3,5 тысячи в месяц, по данным
главного управления образования.
— Но у нас много малообеспеченных семей, которым не
потянуть расходы на так называемое бесплатное
обучение ребенка. Неужели чиновники в отделах
образования этого не понимают?
— В главном управлении общего и профессионального
образования проводятся аттестации руководителей
учебных заведений. Представьте себе, за 2002-2003
годы ведомственная экспертиза не выявила ни одного
случая нарушения прав школьников и их родителей.
Прокуратура проверяет исполнение законодательства об
образовании ежегодно и находит множество таких
фактов. Конечно, полностью решить проблему поборов с
родителей не удастся до тех пор, пока не будет
обеспечено достаточное бюджетное финансирование школ
и детсадов и закон об образовании не приведут в
соответствие с Налоговым кодексом. Но внушить
деятелям образования, что эта финансовая поддержка
должна быть исключительно добровольной — и не
формально, не только на бумаге, — я думаю, возможно
и давно пора. В конце концов, учителя и сами должны
понимать, что принуждение — не самый педагогичный
метод общения с учениками и их родителями.