Автографы ее сердца
Марина Васильевна Махоцкая -- из тех вроде бы незаметных, но и незаменимых людей, чья жизнь, похоже, не принадлежит ей самой. Она, жизнь, проходит в вечных хлопотах о чем-то и о ком-то... Сама же Марина Васильевна не ходит по земле, а словно летает на крыльях своего плаща или пальто -- в зависимости от времени года. Изящная и легкая, она появляется на пороге, словно ангел-вестник. Причем, как всегда, добрый. В ее компетенции - помочь, защитить, добиться чего-то лучшего для нас, грешных, для членов творческих союзов.
!I1!А сколько же в нашей области профессиональных
творческих союзов? Их двенадцать: союзы журналистов,
художников, архитекторов, кинематографистов, два
союза писателей, фотографов и дизайнеров, музыкантов
и композиторов, театральных деятелей… Как
непосредственный куратор Марина Васильевна глубоко
изучает особенности каждого вида искусства,
знакомится с творческими людьми разных видов
искусства, вникает в проблемы.
Впрочем, понимание искусства ей дано с раннего
детства. Она выросла на живописных
берегах красавицы Лены в Якутии. Непосредственное
общение с природой, с ее первозданной, нерукотворной
и непреходящей красотой заложили в ее душу чувства
великой гармонии, правды и доброты, которые
сопровождают ее на творческом пути. С самого раннего
детства Марина была как живой огонек: легко постигая
школьные науки, она с азартом отдавалась любой
общественной работе. Любила школьную
самодеятельность, пела, танцевала, играла в шахматы,
чему научил ее отец, училась у старших братьев
стрелять из ружья, ловить на удочку стерлядь и
хариус (это предмет ее особой гордости),
водила мотоцикл, отцовский «Урал», лазила по
деревьям и вечно цеплялась за сучья длинной рыжей
косой… Участвовала в соревнованиях по фигурному
катанию и художественной гимнастике, на
республиканских, областных музыкальных и конкурсах
чтецов — и везде становилась лауреатом. Ее и
поныне считают знаменитой артисткой в родной Якутии.
Недаром в деревенской школе под Ленском, где училась
Марина, создан музей, есть экспозиция, посвященная
ей: почетные грамоты, благодарности, фотоматериалы,
книги с сердечными автографами писателей: Здесь ее
любят и ждут всегда.
После школы Марина поступает в Улан-Удэнское
медицинское училище, получает профессию
фельдшера-акушера. Но творческое начало взяло верх,
и однажды, уже после окончания медицинского училища,
она пришла в
Иркутское театральное училище, сразу на третий
отборочный тур — и сходу была принята на курс под
художественным руководством Льва Дмитриевича Титова,
главного режиссера ТЮЗа, на отделение «Актер
драматического театра». Также курс вели
мастера-режиссеры: Б.С. Райкин, Б.Н. Преображенский,
Б.Ф. Дубенский. Большую роль в дальнейшей судьбе
Марины сыграла Александра Даниловна Коновалова —
директор училища, к сожалению, рано ушедшая из
жизни, человек широких взглядов и высокой культуры,
памятный доныне многим и многим артистам,
режиссерам, театралам Иркутска.
В 80-е годы Марина работает в театре музыкальной
комедии. Играет в спектаклях «Тайна золотого
багульника», «Александр Мудрый», «Снежная королева»;
в музыкальных комедиях «Бабий бунт», «Стряпуха», в
оперетте «Цыганский барон» и др. Темпераментная,
пластичная, смелая, она отлично танцевала и обладала
природным красивым драматическим голосом. Это были
времена блистательных артистов: Н. Хохолкова, В.
Жибинова, Е Волошиной, М.Шнейдермана…
В таком коллективе и работать было почетно. И
перспективы открывались не шуточные, но: жизнь часто
диктует нам свои законы.
Когда-то, еще в школьной комсомольской юности,
Марину делегировали от Республики Якутия в
молодежный лагерь «Орленок» в Крыму. Там она
подружилась с Сережей Махоцким. Разъехавшись по
родным городам, они, казалось, расстались навсегда.
И вдруг, годы спустя, совершенно случайно молодые
люди встречаются в Иркутске: Сергей Махоцкий приехал
из
г. Колпашева Томской области поступать в Иркутское
училище искусств на художественно-декоративное
отделение. И вспыхнуло между ними высокое чувство, и
появилась в Иркутске новая семья.
Дали им немудрящую квартирку («полуторку», по
терминологии строителей) в Университетском, где и
выросли у Марины с Сережей двое детей — Володя и
Никита. И несмотря на все тяготы быта и порой
сверхурочную работу, Марина Васильевна считает себя
счастливым человеком.
— Помните песенку, — смеется она:
Жил-был художник один,
Домик имел и холсты,
Но он актрису любил,
Ту, что любила цветы:
Миллион, миллион,
миллион алых роз… —
Это про нас с Сережей.
С 1985 года Марина Васильевна работает
старшим инспектором в управлении культуры
облисполкома (ныне — комитет по культуре администрации
области), а далее — ведущим специалистом.
Театральное образование, заметный талант, опыт
работы в творческом коллективе, владение словом,
умение общаться с людьми — все говорило за то, что
человек на своем месте. Сначала в обязанности
Марины Махоцкой входило курирование театров, затем, в
драматические 90-е годы, когда профессиональные
творческие союзы остались без государственной
поддержки и оказались предоставленными самим себе, при
комитете по культуре был создан фонд развития
культуры и искусства, творческим союзом стали
оказывать финансовую поддержку. И весь спектр
профессионального искусства оказался под чутким
руководством Махоцкой. Сегодня двенадцать
творческих союзов объединяют 1400 членов: из 17
территорий, входящих в региональную ассоциацию
«Сибирское соглашение», в Иркутске — наибольшее
число союзов и составляющих их членов.
«Одним из приоритетных направлений государственной
политики в области культуры, — говорит Марина
Васильевна, — является поддержка этих союзов.
Благодаря всемерному содействию губернатора области
Б.А.Говорина, творческим союзам ежегодно выделяются
средства на реализацию социально значимых творческих
проектов и культурных акций, оказывается социальная
поддержка малообеспеченных членов союзов. Особая
роль отводится издательской деятельности…»
Как специалист по культуре, М. Махоцкая принимает
участие во всех крупных мероприятиях, таких как
областная конференция «Молодость. Творчество.
Современность», межрегиональный фестиваль «Зодчество
Восточной Сибири», ежегодный фестиваль поэзии на
Байкале, в региональная художественная
выставка «Сибирь-9», областной фестиваль прессы и
конечно же, традиционный областной фестиваль
«Дни русской духовности и культуры «Сияние России».
Много лет работая с профессиональными творческими
союзами, постоянно общаясь с творческой элитой,
интеллигенцией, видными деятелями культуры и
искусства, она сама обогащалась их опытом, со всеми
находила общий язык. Умея вести беседу, обладая
эрудицией, высоким художественным вкусом,
Марина Махоцкая заслужила авторитет и уважение как
творческих работников, так и ответственных лиц в
органах власти всех уровней, куда ей приходится
обращаться по делам творческих союзов.
Впрочем, пусть об этом скажут они сами. Обратимся к
иркутским писателям.
Андрей Румянцев, много лет бывший у руля Иркутского
отделения Союза писателей России:
«В тяжелейшие годы перестройки, когда писатели
остались без поддержки государства и, казалось,
вообще не нужны ни стране, ни читателям, ввергнутым
в жестокие коллизии выживания, когда даже журнал
«Сибирь» не выходил из-за отсутствия финансирования,
Марина Васильевна Махоцкая была для нас как
ангел-хранитель. Мы приглашали ее на наши скромные
торжества по поводу писательских юбилеев, на вечера
памяти иркутских писателей и отечественных
классиков, и она приходила к нам, отдавая свое время
и душевное тепло. Она согревала нас своей
выразительной речью, находила возможность подарить
букет цветов. Она любит и знает литературу, знает
иркутских писателей и прочитывает их книги. Не так
уж часто такое случается в среде управленцев. Она
внимательно, отзывчиво относится к нашим нуждам.
Очень интеллигентный человек, знающий свое дело и
делающий его с большим тактом и аккуратностью…»
А вот слова Анатолия Кобенкова, возглавляющего
Иркутскую областную организацию писателей (Союз
российских писателей):
«Марина Махоцкая — обаятельная во всех отношениях
женщина. В истинном смысле этого слова. Она живо и
ярко говорит, она искренне, заинтересованно
относится к своим обязанностям — именно не как к
обязанностям, а как к удовольствию общения с нами,
творческими людьми. Что удивительно — она читает все
наши книги и может высказаться достаточно
профессионально о каждом авторе. Кроме того, Марина
— надежный человек, с ней приятно иметь дело. Иногда
мне кажется, что она радуется нашим успехам больше,
чем мы сами!»
Нет нужды приводить слова известнейшего художника
Анатолия Костовского, или заслуженного артиста
России Виталия Сидорченко, или поэта и председателя
Союза журналистов Ростислава Филиппова, или доктора
философии, профессора Иркутского государственного
технического университета Анатолия Сирина — их
мнение совпадает с мнением писателей.
Люди всех возрастов тянутся к ней за помощью,
вниманием, добрым словом, умным советом. На всех у
нее хватает терпения, доброты, мудрости,
деликатности.
Много лет Марина Махоцкая входила в состав совета по
делам молодежи при администрации области. И вот уже
седьмой год она является ответственным секретарем
комиссии по присуждению премий губернатора Иркутской
области в области культуры и искусства, организует и
проводит заседания отборочных комиссий при комитете
по культуре. В состав таких комиссий входят
академики, члены-корреспонденты академий культуры и
науки; народные и заслуженные артисты, художники,
лауреаты Государственных премий, профессура высших
учебных заведений. Минувшей осенью работало 14 комиссий
по разным номинациям. МВ. Махоцкая достойно
представляет перед ними комитет по культуре
администрации Иркутской области, а также организовывала
работу губернаторской комиссии.
!I2!Вот какую оценку ее творческого отношения к работе
дает Рюрик Константинович Саляев, советник РАН,
член-корр. Академии наук, заместитель председателя
комиссии по присуждению губернаторских премий: «О,
Марина Махоцкая редкой души человек! Как сотрудница
областного комитета по культуре, она заслуживает
самой высокой оценки. Деловая и энергичная, она
пунктуальна, обязательна в работе, а это, как
известно, «вежливость королей». А ведь у нее так
много обязанностей: работать с документами, бывать
во всех творческих союзах, знать, кто чем дышит, чем
помочь тому или другому автору. Она пишет сценарии,
режиссирует и проводит вместе с губернатором области
торжественные церемонии награждения лауреатов премий.
За долгие годы работы в культуре у Марины накоплен
колоссальный опыт. Кроме того, она
просто очень порядочный, очень культурный человек,
обладающий глубокой эрудицией».
Я знаю, как много сил и времени Марина Васильевна
отдает работе, ее рабочий день — с восьми утра
и до десяти вечера. Но если к ней
позвонить и в поздний час домой, если кому-то срочно
понадобилась ее помощь — она готова включиться
немедленно. А лично я ставлю именно это качество
выше всего. На ее рабочем столе лежит так много
папок и все находится в столь стройном порядке, что
у меня нет слов… Однако, все это достигается
многими жертвами. Прежде всего, меньше внимания
любимой семье, а Марина Васильевна — замечательная
жена и мать, и сердце ее болит о сыновьях, хотя они уже
совсем «взрослые» и очень хорошие дети, несмотря на
достаточно суровые условия быта. Старший сын
Владимир защитил диплом второго высшего образования.
Младший, Никита — студент технического университета.
Муж, Сергей Махоцкий, — талантливый художник-прикладник,
его картины из бересты уникальны и востребованы в
России и за рубежом.
Каждое лето Марина Васильевна разводит на крохотном
балконе первого этажа прекрасный цветник, и соседи
радуются, любуясь этим маленьким оазисом в нашем
микрорайоне, восхищения достойны ее
кулинарные способности и умение принимать гостей.
Что еще сказать о подвижнице иркутской культуры?
То, что, отдавая все силы своей любимой работе, она всем сердцем
любит эту работу и никогда, ни во имя чего
не бросит ее.
Что в ближайшие месяцы она заканчивает
Восточно-Сибирскую государственную академию культуры
и искусства. Что все экзамены сдает на «отлично».
А тема диплома такова:
«Социокультурная деятельность и перспективы развития
профессиональных творческих союзов Иркутской
области». Родная тема! И все это, к счастью, для нас
— членов творческих союзов.
Так пожелаем ей удачи!