Судьба военной реформы
Вокруг военной реформы разгоралось и разгорается много споров, однако все
оппоненты сходятся в одном: реформа необходима. Завершив сокращение наших
вооруженных сил, мы должны ввести новые принципы управления армией. «Чума нашего
времени — международный терроризм. Теракты в разных частях мира связаны, как звенья
одной цепи. Сегодня наши вооруженные силы и спецслужбы находятся на переднем крае
противостояния международному терроризму», — сказал лидер партии «Единая Россия» Борис
Грызлов. А раз так, то наша армия просто не может себе позволить существовать по-старому.
Переход на контрактную основу уже начался, и 104-й парашютно-десантный полк 76-й
дивизии ВДВ стал первым в наших вооруженных силах полком, полностью
укомплектованным солдатами-контрактниками. Пока рано говорить об итогах, работа
продолжается. Однако уже сейчас становится понятно, что эксперимент организован
грамотно. Армия от него, безусловно, выиграет. Уже ясно, что люди, которые заключают
контракт с вооруженными силами, в большинстве делают это сознательно.
Конечно, нельзя очертя голову бросаться полностью переделывать всю российскую
военную машину, и партия власти считает, что армия должна формироваться как по призыву,
так и на контрактной основе. И, безусловно, для контрактной службы должны быть созданы
соответствующие условия, не только материальные, но и социально-бытовые.
Наши солдаты
и офицеры должны вспомнить, что служба Родине — это большая честь, а не просто выгодная
работа. Уже канули в Лету времена, когда страны собирали под своими знаменами целые
легионы пушечного мяса. Основой обороноспособности нашей страны должны стать
настоящие профессионалы, вооруженные самым современным оружием.
Депутаты от «Единой России» в Государственной Думе делают многое для того,
чтобы наша армия это оружие получила. Именно они были инициаторами увеличения
расходов на оборону в бюджетах 2002 и 2003 годов. При этом единороссы, по словам лидера
фракции «Единство — Единая Россия» Владимира Пехтина, «добились переноса акцента в
финансировании армии и ее содержания на перевооружение современной техникой».
«Раньше, — отмечает Пехтин, — у нас 90 процентов оборонных средств тратилось на
текущие расходы и только 10 процентов шло на закупку современной техники и
вооружений. В бюджете 2003 года расходы на перевооружение составили
уже 35 процентов, а в следующем году мы хотим поднять их до 40 процентов».
Вопрос о военной реформе нельзя свести только к структурным преобразованиям.
Нужно реформировать армию, усиливать ее финансирование, предоставлять ей самую новую
технику. Но при этом крайне необходимо в полной мере восстановить в наших вооруженных
силах порядок. Все факты нарушения устава должны тщательнейшим образом выявляться, а
виновные нести суровое и заслуженное наказание без скидок на звания и заслуги. На
карту поставлено слишком многое: национальная безопасность нашей страны, ее оборона.
В этом плане не помешает установление над армией мощного общественного
контроля. Мы живем в демократическом государстве, в котором нет и не может быть никаких
закрытых сфер. Общественность вправе знать, что происходит в армии.
Надо отметить, что руководство страны во главе с президентом Владимиром Путиным
приняло меры, призванные не допустить превращения армии в некую замкнутую касту,
живущую только лишь по своим законам, противоречащим законам всей страны. Особенно
здесь стоит выделить назначение, впервые за всю историю России, министром обороны
человека, не принадлежащего к руководящему составу армии. Сергей Иванов являет собой
новый тип армейского руководителя, который способен взглянуть на проблемы
вооруженных сил несколько со стороны, будучи свободным от многих корпоративных
пристрастий. Но, безусловно, вряд ли было бы разумным вести политику бесконечного
давления на профессиональных военных. Что уж там греха таить, в обществе есть силы,
заинтересованные в дестабилизации положения. Им совершенно не нужны эффективно
действующие силовые структуры, способные пресечь любые вылазки деструктивных сил —
террористов, сепаратистов, экстремистов.
Зачастую многие общественные деятели, политики, журналисты настроены по
отношению к армии негативно. Они превращают критику (явление просто необходимое) в
повальное очернение.
Так, утверждается, что наша страна хотела напасть на гитлеровскую Германию, воспевается
деятельность предателей из коллаборационистских формирований (власовской «Русской
освободительной армии» и т.д.), разоблачаются «жестокости» красноармейцев на
освобожденных ими территориях. Поэтому сегодня требуется усиление военно-
патриотического воспитания народа. Общественность должна не только контролировать
армию, но и защищать ее, проявляя при этом государственный патриотизм и гражданскую
принципиальность.
Только сильное государство, в котором существует «диктатура закона», сможет
выдвинуть Россию в число самых передовых и современных стран, ответить на те вызовы,
которые бросает нам мировой терроризм. В 90-е годы руководству далеко не всегда
хватало мудрости и такта для того, чтобы вникнуть в специфические армейские проблемы,
понять вред непродуманных шагов, которые приводили к ослаблению страны. Кое-кто
считал, что демократия и сильное государство сосуществовать не могут. Таких было
предостаточно как «слева», так и «справа». Просто они оценивали то, что происходило, либо
под знаком минус, либо под знаком плюс. Но и там, и там налицо был отказ от
конструктивной работы по строительству нового государства, не противоречащему
принципам демократии.
Сегодня сложились все условия по изживанию «левых» и «правых» крайностей,
революционного нигилизма. В центре политического пространства возникла и прочно стоит
партия, которую возглавляют люди с огромным опытом государственного строительства.
Они поддерживают президента страны, молодого и энергичного руководителя, который не
понаслышке знает, что такое защищать Родину и что такое честь офицера.