издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тоннель длиною в 30 лет

  • Автор: Тимофей ЗАЙЦЕВ

Северо-Муйский тоннель расположен на северо-востоке Республики Бурятия. Это самый длинный (15343 м) тоннель на территории России и пятый по длине в мире. Проходит через Ангароканское седло Северо-Муйского хребта. Начал строиться 28 мая 1977 г. "Золотая сбойка" осуществлена 30 марта 2001 г. Это беспрецедентный по сложности инженерных и технологических решений проект, созданный в условиях вечной мерзлоты, среднегодовых перепадов температур около 100 градусов по Цельсию, в сейсмоопасной зоне, с возможностью сейсмической активности порядка 9 баллов по шкале Рихтера. Тоннель пересекают три разлома и около десятка подземных рек. За все время строительства сюда было вложено более 16 млрд. руб.

5 декабря был торжественно открыт Северо-Муйский тоннель.
Завершилось строительство последнего крупного объекта Байкало-
Амурской магистрали. Через тоннель, который строился почти
тридцать лет, с востока на запад и обратно теперь пойдут поезда.

Планы по прокладке железной дороги через тоннель под
Северо-Муйским хребтом разрабатывались «Бампроектом» в 1936-1937
годах. У молодого советского государства складывались очень сложные
отношения с ближайшими соседями: Японией и Китаем. Поэтому и
рассматривались различные варианты дублирования слишком близко
расположенного к границе Транссиба.

В 1968—1971 годах институт «Сибгипротранс» подтвердил
правильность выбранного места. Был предложен проект с перевальным
тоннелем длиной 15,34 км. А в марте 1975 года на месте будущего
Восточного портала со стороны Муйской долины высадился первый десант
тоннелестроителей, в задачи которого входила подготовка площадки для
строительства.

По словам одного из первопроходчиков Юрия Аникина, работать
приходилось в очень тяжелых условиях. Температура в январе опускалась
ниже пятидесяти градусов, в июле поднималась выше тридцати пяти.

Как и на любом другом объекте подобной сложности, не обошлось
без жертв. В 1979 году во время проведения взрывных работ произошел
прорыв жидких пород. Волна жидкой грязи буквально снесла находящуюся
на пути бригаду. В память о погибших рабочих предприятие
«Бамтоннельстрой» и железнодорожники планируют воздвигнуть часовню.

Работы продолжались до 1994 года, когда из-за недостатка
финансирования строительство едва не пришлось прекратить. Но
строители, которые месяцами оставались без зарплаты, не предали свой
тоннель. Кто-то все же уехал, но большинство остались и продолжали работать. На
торжественном митинге 5 декабря руководитель ОАО «Бамтоннельстрой»
Александр Голышев поблагодарил всех, кто в те годы выстоял и
смог пережить тяжелые времена.

В конце 90-х, когда экономика страны начала оживать, строительство
продолжилось. Эстафету приняло Министерство путей сообщения. Только
в 2002 году железнодорожники вложили в тоннель около 4 млрд. рублей.

Для того, чтобы тоннель начал официально функционировать, нужно
было получить разрешение государственной комиссии, в которую входили
около 30 ведомств, в том числе представители МЧС, противопожарной
охраны, Министерства природы. 30 ноября 2003 года акт о приемке объекта
был подписан. Официально тоннель был готов к работе. Осталось, как у
кораблестроителей, «разбить бутылку шампанского». Для
этого на открытие и на торжества в поселок Северомуйск приехали высокие
гости: президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, вице-премьер
правительства РФ Владимир Яковлев, министр путей сообщения Вадим
Морозов, представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе
Леонид Драчевский, президент Республики Бурятия Леонид Потапов,
начальник Восточно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД» Александр
Касьянов и сотни приглашенных ветеранов, строителей и
железнодорожников. Почетных гостей встречал хозяин праздника —
генеральный директор ЗАО «Бамтоннельстрой» Александр Голышев.

Самолет с высоким руководством на борту приземлился около десяти
часов утра 5 декабря на аэродроме поселка Таксимо в 120 км от тоннеля. Это
центр Муйского района, на территории которого находится Восточный
портал Северо-Муйского тоннеля.

На железнодорожном вокзале делегацию встречали жители и
работники района. Первое, что спросил у встречавших Геннадий Фадеев, не
замерз ли народ — на улице было около -35 градусов. Народ ответил, что это
не мороз, бывает еще холоднее.

Осмотрев здание вокзала, делегация разместилась в специально
подготовленном поезде, на котором вместе с журналистами отправились на
станцию Северомуйск.

!I2!Поезд летел, как на крыльях. За окном проносились необыкновенной
красоты пейзажи, достойные кисти лучших художников. Огромные горы,
заиндевевшие сосны и лиственницы и замерзшие речки с красивыми
названиями: Муя, Уякан.

Выйдя из поезда на станции Северомуйск, все пересели на «вахтовки», в
которых, по словам водителя, еще утром ехали работяги на смену. Через
поселок кортеж проследовал к Восточному порталу, где должен был пройти
торжественный митинг в честь официального открытия тоннеля.

На митинг, казалось, собралось все население района. Сотни людей
внимательно слушали выступающих. Заместитель председателя
правительства Владимир Яковлев передал поздравления строителям
Северо-Муйского тоннеля от премьера Михаила
Касьянова, который назвал окончание
«этой великой стройки» важнейшим событием не только для Сибири, но и
для всей страны. Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев зачитал
послание президента Владимира Путина, который очень высоко оценил
подвиг людей, построивших тоннель. После этого Геннадий Фадеев вручил
дипломы заслуженным строителям тоннеля.
Чуть позже президент Республики Бурятия Леонид
Потапов наградил участников строительства памятными медалями.

Впечатляющим завершением митинга стал салют, под грохот которого
в тоннель ушел первый «товарняк». Салют продолжался все время, пока все
вагоны с контейнерами, ускоряясь, втягивались в тоннель. А сразу после
грузового поезда по тоннелю прошла первая электричка повышенной
комфортности, на которой на Западный портал тоннеля переехали и гости, и
журналисты, и многочисленные ветераны стройки.

Сейчас Северо-Муйский тоннель готов к работе. Он полностью
автоматизирован и управляется из Центрального пульта управления (ЦПУ)
новейшей компьютерной системой с элементами искусственного интеллекта,
созданной в Сибирском государственном университете путей сообщения
МПС РФ. Система сама отслеживает то, что происходит в тоннеле, и если
возникает нештатная ситуация, выдает возможные варианты ее устранения.
Кроме того, тоннель находится под постоянным контролем обходчиков,
которые обеспечены специальными наладонными компьютерами. В эти, как
их называют инженеры института, «палмы» заносится вся информация о
повреждениях в тоннеле. Когда обходчик возвращается в ЦПУ, данные с
«палмов» переносятся в общую базу. Система постоянно следит за
состоянием повреждений, сигнализирует, если их количество превысит
допустимые пределы, и дает информацию о наиболее оптимальных путях
устранения проблемы, а также наименее затратные варианты того, как это
сделать.

Строители Северомуя могут гордиться результатами своего труда.
Они с честью преодолели не только природные, но и экономические
преграды и трудности. Хочется надеяться, что их опыт и умения еще
пригодятся. А пока строители готовятся к переезду на новые места. В 2004
году ОАО «РЖД» израсходует 800 млн. руб. на расселение и
трудоустройство строителей тоннеля. По данным ВСЖД, окончание
строительства тоннеля позволит вывести на экономически целесообразный
уровень эксплуатацию всей Байкало-Амурской магистрали.

Подытожил праздник Президент ОАО «Российские железные
дороги» Геннадий Фадеев, высказав слова, под которыми без колебания
подписался бы любой железнодорожник и строитель: «В том, что
сложнейшая стройка закончилась и тоннель-гигант начинает свою трудовую
биографию в начале ХХI века, есть что-то символичное.
Хочется верить, что
век этот будет богат на добрые дела, на большие стройки и великие
открытия, а их предстоит сделать еще немало».

Эти слова подтвердил начальник Восточно-Сибирской железной
дороги Александр Касьянов: «Мы пустили тоннель не ради киносъемки и
красивых снимков в газете, а ради дела. В ближайшее время БАМ получит
солидную прибавку грузопотока. Он ведь на 500 километров короче
Транссиба. И теперь это преимущество надо использовать».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры