По Чуне, через тайгу, к тайне...
Все было похоже на приключенческий сюжет замечательной книги
иркутского писателя Вячеслава Имшенецкого «Секрет лабиринта
Гаусса». Сначала был двухдневный спуск по реке, потом длинная и
трудная дорога по горам сквозь таежные дебри. Сильно изнуряли
гнус, дожди и бесконечный зуммер комариного писка.
Долгий переход изрядно измотал отряд. Но когда,
наконец, он добрался до места катастрофы, за
раскопки принялся не раскачиваясь. Всем не терпелось разгадать
полувековую тайну, которая была рядом, почти под
руками, и скрывалась под гнилыми ветками и трухой
листьев и иголок.
Первым к ней прикоснулся Миша Савостин, наткнувшийся на
странный предмет. Он покрутил его в руках и
разбудил тишину тайги тревожно прозвучавшим криком:
— Посмотрите, что я нашел!..
Все сгрудились вокруг него. Некоторым стало страшно
от того, на что показывал их товарищ.
Находившиеся в отряде ребята притихли. Потом они целый день
разгребали мокрый
валежник, обнаруживая человеческие останки, кусочки одежды,
пуговицы. Нашли даже часы с приборной доски разбитого
самолета… Их стрелки застыли на шести часах.
Целых три года музей лесогорской школы-интерната N 11
проверял и перепроверял дошедшие до них слухи о
таинственной авиакатастрофе, произошедшей
недалеко от границы Чунского района во время Великой
Отечественной войны. К исследовательской работе
подключились краеведы школы-интерната, поиски обещали привести к
уникальному открытию — находке самолета, имеющему
непосредственное отношение к трассе, по которой
перегоняли самолеты из США по маршруту Аляска — Сибирь в
годы войны. Когда стало очевидно, что авиакатастрофа
действительно была, то в этот момент у ребят родилась идея
найти упавший самолет во что бы то ни стало. Этот
проект получил название «Соприкосновение».
Три года ребята работали в архивах,
объезжали деревни, искали свидетелей-старожилов,
ошибались, снова упорно
изучали все факты авиакатастрофы, разыскивая
очевидцев, расспрашивая свидетелей.
А сначала они совершенно случайно вышли на семью Березовских из
Тайшета, глава которой поведал, что в тайге лежит
разбитый самолет времен Великой Отечественной и что
об этом знают местные охотники. Начались поездки,
встречи. Смутное представление об упавшем самолете
было у многих, но достоверный источник информации
удалось установить далеко не сразу. Через нескольких
человек узнали имя свидетеля драмы, который мог бы помочь.
Им оказался охотник
Генрих Иванович Борисенко.
С целью установить истину
отряд следопытов отправился в поселок Соляная Тайшетского района
на встречу с Генрихом Ивановичем. У охотника ребята выяснили
координаты места катастрофы, которые оказались совсем
недалеко от его зимовья. Именно Генрих Иванович и стал
главным провожатым отряда.
Можно себе представить, с каким нетерпением Изольда
Дмитриевна летом этого года добивалась разрешения отправиться в
экспедицию и занималась оформлением необходимых
документов. Молодежная организация «Дань памяти»
содействовала тому, чтобы специалист с Иркутского
авиазавода Александр Юрьевич Бойко и опытный поисковик
Виктор Щелин участвовали в
экспедиции. А возглавлял экспедицию учитель
школы-интерната Виктор Николаевич Клименок.
— Трудной была река, плыли до места почти два дня, —
рассказывает Миша Савостин.
— По пути мы останавливались у встречных
охотников, — говорит самый маленький участник
экспедиции, Алеша Самохвалов, ему всего 12 лет.
— Потом следовала долгая дорога по суше — пришлось
подниматься по отвесным склонам горы, — подхватывает
Миша Куклин.
Именно Александр Юрьевич как специалист и установил,
что самолет вовсе не был американским. Он сразу
определил, что винтокрылая машина изготовлена на Иркутском авиазаводе в 1943
году и направлялась на фронт. Это был
бомбардировщик-торпедоносец ИЛ-4, бортовой номер
51439. Долго, очень долго погребенный под слоем валежника и
листьев, он был еле различим на фоне леса.
Сейчас ребята работают в архивах, пытаются установить
личность найденного человека.
— Тебе не было страшно найти человеческие
останки? — спрашиваю я у Миши.
— Нет, страшно не было, — отвечает он, — сожалел, что человек
пролежал целых 60 лет, если бы его нашли раньше, его
мать, может, была бы жива…
Вероятнее всего, здесь могут быть останки людей. На
следующее лето поисковики планируют программу
«Соприкосновение-2». Отряд продолжит начатое дело,
снова отправится на место катастрофы.
С Изольдой Дмитриевной,
руководителем музея школы-интерната N11, и ее подопечными
я познакомилась, когда пришла собирать
материал на пятилетие областной молодежной организации
«Дань Памяти». Неугомонная, с живым блеском в глазах,
влюбленная в свое дело и в свою школу, она не
заставила вытягивать из себя информацию.
— Наша школа, — говорит Изольда Дмитриевна, —
интересна тем, что представляет из себя
единственное сиротское учреждение в Иркутской области, занимающееся так
плотно следопытской работой. Причем больше всего у нас сирот при живых
родителях. Спившихся, исчезнувших в неизвестном
направлении, попавших в тюрьму… А их дети каждый год
сами обеспечивают себя грибами, лесной ягодой,
выращивают картошку на огромном поле. Их дети по зову
сердца увлекаются историей родного края и пополняют
школьный музей. Ребята ведут расследования,
разыскивают без вести пропавших, пишут доклады, участвуют в
международных конференциях. В прошлом году музей
выпустил уже третий по счету сборник материалов под
названием «Они знали войну не по книгам».
— Осталось совсем немного ветеранов Великой
Отечественной, — говорит Изольда Дмитриевна.
— Они с удовольствием приходят в
музей на собрания патриотического клуба «Землянка»,
рассказывают детям о войне, пьют с ними чай…
Раз в неделю у всех классов школы, от малышей до выпускников,
проходят занятия в самом музее.
Вот 14-летняя Оксана Хумарян,
участница прошлогодней международной конференции.
По ее живым блестящим глазам, по солнечной улыбке, по
вдохновению, с которым она чуть застенчиво
рассказывает о своей работе в музее, я вижу, что это
для нее действительно интересно.
По-разному складывались судьбы детей,
разными путями они пришли жить в школу-интернат. И
есть много общего у них. Особенно в том, что все они по воле
судьбы остались без родителей. Но есть еще один мотив,
проявляющийся в них: каждый воспитанник
школы-интерната любит по-настоящему свой родной край. Их патриотизм
не сводится к пустым фразам, и все они обязательно
пронесут сквозь года полученные уроки любви к Родине
и ее истории.