издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О муниципальных выборах В Иркутской области

Глава 6. Выдвижение и регистрация кандидатов

Глава 6. Выдвижение и регистрация кандидатов

Статья 51. Условия выдвижения кандидатов

1. Период выдвижения кандидатов начинается со дня, следующего за
днем опубликования решения о назначении муниципальных выборов.
Указанный период завершается не позднее чем за 40 дней до дня
голосования.

Выдвижение и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения
кандидатов при повторных и дополнительных выборах может
производиться после официального опубликования решения о
назначении этих выборов.

2. Если к моменту выдвижения кандидата не сформирована
избирательная комиссия, принимающая в соответствии с настоящим
Законом уведомление о выдвижении и другие документы,
предусмотренные статьями 52 — 54 настоящего Закона, то указанные
документы направляются в вышестоящую избирательную комиссию.
Вышестоящая избирательная комиссия осуществляет функции
соответствующей комиссии по работе с представленными
документами до ее сформирования, и передает указанные документы
в соответствующую комиссию после ее сформирования и избрания ее
председателя.

3. При выдвижении кандидата избирательная комиссия обязана
выдать лицам, представившим документы в соответствии со статьями
52 — 54 настоящего Закона (кандидату, а в случае выдвижения его
избирательным объединением, избирательным блоком — также
уполномоченному представителю избирательного объединения,
избирательного блока), письменное подтверждение получения
документов (с указанием видов и количества принятых избирательных
документов, фамилии и подписью лица, принимавшего документы),
незамедлительно после их представления. Второй экземпляр
подтверждения, подписанный принимавшим избирательные
документы лицом, остается в соответствующей избирательной
комиссии. В случае, если документы, подлежащие представлению в
соответствии со статьями 52 — 54 настоящего Закона, не
представлены, представлены не в полном объеме либо оформлены с
нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона,
избирательная комиссия обязана отказать в выдаче подтверждения,
вернуть указанные документы их представившему лицу с письменным
обоснованием причин отказа.

Отказ избирательной комиссии в выдаче письменного подтверждения
не препятствует повторному обращению соответствующего лица с
инициативой выдвижения кандидата.

4. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке
самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным
объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый
избирательным объединением, избирательным блоком, не может
выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать
кандидатами лиц как являющихся, так и не являющихся членами
данной политической партии, других политических партий, иных
общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Кандидат может дать согласие баллотироваться только одному
избирательному объединению или избирательному блоку.

Кандидат может дать согласие баллотироваться только по одному
избирательному округу при проведении выборов в один и тот же
выборный орган местного самоуправления.

5. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности
кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим
Законом, после поступления в соответствующую избирательную
комиссию заявления, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи
52, пунктом 17 статьи 53, подпунктом 1 пункта 9 статьи 54 настоящего
Закона.

6. Кандидат, не способный самостоятельно расписаться в заявлении,
указанном в пункте 5 настоящей статьи, и иных документах, подпись
кандидата под которыми обязательна, в связи с физическим
недостатком, существующим после его возникновения постоянно и
независимо от воли кандидата (слепота, отсутствие пальцев рук, иные
недостатки), вправе воспользоваться помощью другого гражданина,
обладающего избирательным правом в соответствии со статьей 6
настоящего Закона. Лицо, оказавшее помощь, делает
соответствующую оговорку в заявлении (ином документе) и
расписывается с указанием своей фамилии, имени и отчества, даты
рождения, адреса места жительства, серии и номера (номера), даты
выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Кандидат и лицо, оказавшее ему помощь, обязаны лично явиться в
соответствующую избирательную комиссию, принимающую заявление
(иной документ), и подтвердить достоверность как самого заявления
(иного документа), так и подписи под ним и даты ее исполнения.

Указанное в настоящем пункте правило применяется, если иное не
предусмотрено федеральными законами либо иными нормативными
правовыми актами органов государственной власти, иных
государственных органов Российской Федерации.

Статья 52. Самовыдвижение кандидата

1. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою
кандидатуру, в течение периода, указанного в пункте 1 статьи 51
настоящего Закона, направляет в комиссию, определяющую
результаты в округе, письменное уведомление о самовыдвижении по
форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону. В
уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата
рождения, адрес места жительства кандидата.

2. Одновременно с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей
статьи, в комиссию, определяющую результаты в округе, должны быть
представлены:

1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться с
обязательством в случае избрания прекратить деятельность,
несовместимую со статусом депутата (члена) представительного или
иного выборного органа местного самоуправления либо главы
муниципального образования или иного выборного должностного лица
местного самоуправления. В заявлении указываются сведения
биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место
рождения, адрес места жительства, образование, основное место
работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия
основного места работы или службы — род занятий), если кандидат
является депутатом и осуществляет свои полномочия на
непостоянной основе, — сведения об этом с указанием наименования
соответствующего представительного органа, вид, серия и номер
(номер) документа, удостоверяющего личность и содержащего
сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование
или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В
случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в
заявлении также должны указываться сведения о судимости
кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата,
а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской
Федерации гражданства иностранного государства — также
гражданство иностранного государства с указанием наименования
иностранного государства, даты и оснований приобретения
гражданства (далее — сведения об иностранном гражданстве
кандидата);

2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об
имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том
числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных
бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов
представляются в виде копии налоговой декларации гражданина,
являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения
муниципальных выборов (с отметкой налогового органа по месту
представления декларации). Если в соответствии с
законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся
кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию,
представляется справка (справки) о величине его доходов (включая
пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году
назначения муниципальных выборов, от юридических и (или)
физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с
федеральным законом, от организаций, осуществляющих
соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем
кандидату на праве собственности (в том числе совместной
собственности), а также иные сведения, указанные в настоящем
подпункте, предоставляются по форме, установленной в приложении
5 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года,
предшествующего году назначения муниципальных выборов, не
получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на
праве собственности, сведения о которых должны представляться
согласно настоящему подпункту, это указывается в заявлении
кандидата о согласии баллотироваться.

Сведения, указанные в настоящем подпункте, предоставляются в
установленном настоящим Законом порядке независимо от величины
средней нормы представительства избирателей в данном
муниципальном образовании.

3. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном пунктом 2
настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одной
политической партии, иному общественному объединению,
зарегистрированным в установленном законом порядке, и свой статус
в этом общественном объединении при условии представления
документа, подтверждающего указанные сведения и официально
заверенного постоянно действующим руководящим органом
соответствующей политической партии, иного общественного
объединения. При этом кандидат согласует с указанным органом и с
соответствующей избирательной комиссией краткое (состоящее не
более чем из семи слов) наименование данной политической партии,
иного общественного объединения.

4. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы,
предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою
кандидатуру, обязан представить в комиссию, определяющую
результаты в округе, лично. Документы, указанные в настоящей
статье, могут быть представлены по просьбе кандидата иными
лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом
подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме
должна быть удостоверена нотариально либо администрацией
стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором
кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в
котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или
обвиняемого), иных случаях, установленных федеральным законом.

5. Уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему
документы принимаются комиссией, определяющей результаты в
округе, при предъявлении документа, удостоверяющего личность
кандидата (если уведомление представляется иным лицом, — при
предъявлении нотариально удостоверенной копии документа,
удостоверяющего личность кандидата). Копия документа,
удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в
соответствующей избирательной комиссии в присутствии кандидата,
заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к
уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы,
подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии
баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы
или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том,
что кандидат является депутатом.

Статья 53. Выдвижение кандидата (кандидатов) избирательным объединением,
избирательным блоком по одномандатным или многомандатным избирательным округам при проведении
муниципальных выборов депутатов

1. Избирательное объединение, избирательный блок выдвигает
кандидатов путем выдвижения в составе списка кандидатов по
нескольким или всем одномандатным и (или) одному, нескольким или
всем многомандатным избирательным округам (далее — по
одномандатным или многомандатным округам).

Выдвижение избирательным объединением, избирательным блоком
кандидата только по одному избирательному округу реализуется в
порядке, предусмотренном настоящим Законом для выдвижения
кандидатов в составе списка кандидатов по одномандатным или
многомандатным округам. Документ, содержащий указание на
выдвигаемую кандидатуру, представляется в избирательную
комиссию муниципального образования и используется ею и иными
лицами в таком же порядке, как указанный список кандидатов, а также
должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 9 настоящей
статьи, и быть заверен в порядке, предусмотренном для указанного
списка кандидатов.

2. Одно избирательное объединение, один избирательный блок
вправе выдвинуть только по одному кандидату в каждом
одномандатном избирательном округе. Число кандидатов,
выдвигаемых одним избирательным объединением, одним
избирательным блоком во многомандатном избирательном округе, не
может превышать число мандатов, распределяемых в данном
многомандатном избирательном округе.

3. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным или
многомандатным избирательным округам избирательным
объединением принимается тайным голосованием на съезде
политической партии и (или) конференции, общем собрании
регионального отделения политической партии в соответствии с
Федеральным законом «О политических партиях» и уставом
политической партии.

4. Решение о выдвижении кандидатов избирательным объединением,
избирательным блоком по одномандатным или многомандатным
избирательным округам на повторных и дополнительных выборах
может быть принято только после официального опубликования
решения о назначении соответствующих выборов.

5. При выдвижении кандидатов по одномандатным или
многомандатным избирательным округам избирательным блоком
кандидатуры, предложенные политической партией, ее региональным
отделением, иным общественным объединением к выдвижению от
избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде
(конференции) соответствующих политической партии, ее
регионального отделения, иного общественного объединения,
входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с
соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным
законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов. Съезд
(конференция) политической партии, ее регионального отделения,
иного общественного объединения утверждает также представителей,
уполномоченных принять решение о выдвижении кандидатов по
одномандатным или многомандатным избирательным округам на
съезде (конференции) представителей политических партий, иных
общественных объединений, вошедших в этот избирательный блок.
Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным или
многомандатным избирательным округам от избирательного блока
принимается на указанном съезде (конференции) представителей
политических партий, их региональных отделений политических
партий, иных общественных объединений.

6. Решение съезда (конференции) политической партии
(конференции, общего собрания регионального отделения
политической партии), избирательного блока о выдвижении
кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором
должны быть указаны:

1) число зарегистрированных участников съезда (конференции,
общего собрания);

2) число участников, необходимое для принятия решения в
соответствии с уставом политической партии, соглашением о
создании избирательного блока;

3) решение о выдвижении кандидатов по избирательным округам и
итоги голосования по этому решению (с приложением списка
кандидатов, выдвинутых по одномандатным или многомандатным
избирательным округам);

4) решение о назначении уполномоченных представителей
политической партии, ее регионального отделения, избирательного
блока;

5) дата принятия решения.

7. Список выдвинутых по одномандатным или многомандатным
избирательным округам кандидатов должен содержать наименование
и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться
каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутых политической
партией, ее региональным отделением по одномандатным или
многомандатным избирательным округам, заверяется подписью
руководителя политической партии, ее регионального отделения и
печатью политической партии (ее регионального отделения). При
выдвижении кандидатов по одномандатным или многомандатным
избирательным округам от избирательного блока решение
политической партии (ее регионального отделения), иного
общественного объединения, вошедших в избирательный блок, о
предложении кандидатур к выдвижению кандидатами от
избирательного блока заверяется подписью руководителя этой
политической партии (ее регионального отделения), иного
общественного объединения и печатями указанных организаций, а
список кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, — подписями
уполномоченных представителей избирательного блока и печатями
политических партий (их региональных отделений), иных
общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

8. Избирательное объединение, избирательный блок по решению
уполномоченных на то органов политической партии, избирательного
блока, определенных в уставе политической партии или на съезде
политической партии, на съезде (конференции) политических партий
(их региональных отделений), иных общественных объединений,
вошедших в избирательный блок, вправе с согласия кандидата
изменить одномандатный или многомандатный округ, по которому
этот кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное
уведомление об этом в избирательную комиссию муниципального
образования и соответствующие окружные избирательные комиссии.
В указанном случае кандидат считается выбывшим по предыдущему
округу, избирательный счет кандидата в случае, если он был открыт
ранее, подлежит закрытию в установленном порядке, и процедура
выдвижения кандидата по новому округу осуществляется в порядке,
установленном Федеральным законом и настоящим Законом.

9. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением,
избирательным блоком по одномандатным или многомандатным
избирательным округам, представляется уполномоченным
представителем избирательного объединения, избирательного блока
в избирательную комиссию муниципального образования. В этом
списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения,
образование, район, город, иной населенный пункт, на территории
которого находится место жительства, основное место работы или
службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного
места работы или службы — род занятий) каждого кандидата (если
кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на
непостоянной основе, — сведения об этом с указанием наименования
соответствующего представительного органа), сведения о судимости
и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию
кандидата — его принадлежность не более чем к одной политической
партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом
порядке, либо иному общественному объединению,
зарегистрированному в установленном законом порядке, и свой статус
в данном общественном объединении при условии представления
документа, подтверждающего указанные сведения и официально
заверенного постоянно действующим руководящим органом
соответствующего общественного объединения. Списки кандидатов
представляются в печатном и машиночитаемом виде по форме,
установленной избирательной комиссией муниципального
образования.

10. Одновременно со списком кандидатов, указанным в пункте 1
настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного
объединения представляет следующие документы:

1) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего
факт внесения записи о политической партии в единый
государственный реестр юридических лиц; нотариально
удостоверенную копию документа, подтверждающего факт
регистрации регионального отделения политической партии;

2) нотариально удостоверенную копию устава политической партии;

3) решение (решения) съезда политической партии (конференции,
общего собрания регионального отделения политической партии) о
выдвижении списка кандидатов;

4) список уполномоченных представителей политической партии (ее
регионального отделения) с указанием сведений о них,
перечисленных в пункте 3 статьи 50 настоящего Закона.

11. Одновременно со списком кандидатов уполномоченный
представитель избирательного блока представляет следующие
документы:

1) протоколы съездов, конференций политических партий, иных
общественных объединений (конференций, общих собраний
региональных отделений политических партий), вошедших в
избирательный блок, с решениями о кандидатурах, предложенных к
выдвижению кандидатами от избирательного блока;

2) решение (решения) съезда (конференции) представителей
политических партий, иных общественных объединений
(региональных отделений политических партий), вошедших в
избирательный блок, о выдвижении списка кандидатов
избирательным блоком;

3) список уполномоченных представителей избирательного блока с
указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 50
настоящего Закона.

12. Уполномоченный представитель избирательного объединения,
избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 9 — 11
настоящей статьи документами представляет в отношении каждого из
кандидатов заявление кандидата о согласии баллотироваться по
одномандатному или многомандатному избирательному округу с
обязательством в случае избрания прекратить деятельность,
несовместимую со статусом депутата (члена) представительного или
иного выборного органа местного самоуправления. В этом заявлении
указываются сведения биографического характера: фамилия, имя,
отчество, дата и место рождения, адрес места жительства,
образование, основное место работы или службы и занимаемая
должность (в случае отсутствия основного места работы или службы —
род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои
полномочия на непостоянной основе, — сведения об этом с указанием
наименования соответствующего представительного органа, вид,
серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность и
содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства,
наименование или код органа, выдавшего данный документ. Кандидат
вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою
принадлежность не более чем к одной политической партии,
зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке,
либо иному общественному объединению, зарегистрированному в
установленном законом порядке, и свой статус в данном
общественном объединении при условии представления документа,
подтверждающего указанные сведения и официально заверенного
постоянно действующим руководящим органом соответствующего
общественного объединения. При этом кандидат согласует с
указанным общественным объединением (региональным отделением
политической партии) и с избирательной комиссией муниципального
образования краткое (состоящее не более чем из семи слов)
наименование данного общественного объединения. В случае
наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении
также должны указываться сведения о судимости кандидата. В
заявлении должны указываться гражданство кандидата, а в случае
наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации
гражданства иностранного государства — также сведения об
иностранном гражданстве кандидата.

13. Список кандидатов и прилагаемые к нему документы принимаются
избирательной комиссией муниципального образования вместе с
заверенными уполномоченным представителем избирательного
объединения, избирательного блока копиями документа,
удостоверяющего личность кандидата, а также документов,
подтверждающих указанные в его заявлении о согласии
баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы
или службы, о занимаемой должности (роде занятий), сведения о том,
что кандидат является депутатом. Заверенные копии документов
представляются в отношении каждого кандидата, включенного в
список.

14. Избирательная комиссия муниципального образования
рассматривает представленные документы и не позднее следующего
дня выдает уполномоченному представителю избирательного
объединения, избирательного блока заверенную копию списка
кандидатов, выдвинутых по одномандатным или многомандатным
избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в
выдаче таковой. Если избирательный блок одновременно представил
в избирательную комиссию муниципального образования документы
для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном
статьей 48 настоящего Закона, и список кандидатов, избирательная
комиссия муниципального образования рассматривает все
представленные документы не позднее чем в трехдневный срок.

Основанием для отказа избирательному объединению,
избирательному блоку в выдаче заверенной копии списка кандидатов
могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее
оформление документов, указанных в пунктах 9 -12 настоящей
статьи.

15. После представления в избирательную комиссию муниципального
образования списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным или
многомандатным избирательным округам, в состав списка и в порядок
размещения в них кандидатов не могут быть внесены изменения, за
исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их
личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов
избирательным объединением, избирательным блоком, либо в связи
со смертью кандидата, либо в связи с обстоятельствами, указанными
в пункте 8 настоящей статьи, либо в связи с исключением кандидата
из списка кандидатов решением избирательной комиссии
муниципального образования.

16. Избирательная комиссия муниципального образования направляет
копии заверенного списка кандидатов, выдвинутых избирательным
объединением, избирательным блоком по одномандатным или
многомандатным избирательным округам (заверенные выписки из
указанного списка), в соответствующие окружные избирательные
комиссии в течение трех дней со дня заверения списка.

17. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением,
избирательным блоком по одномандатному или многомандатному
избирательному округу и находящийся в заверенном избирательной
комиссией муниципального образования списке кандидатов, обязан
представить в соответствующую окружную избирательную комиссию
свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному или
многомандатному избирательному округу с обязательством в случае
избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом
депутата (члена) представительного или иного выборного органа
местного самоуправления, и с иными сведениями о себе, указанными
в пункте 12 настоящей статьи. Кандидат вправе представить в
окружную избирательную комиссию также заверенную избирательной
комиссией муниципального образования копию списка кандидатов,
выдвинутых по одномандатным или многомандатным избирательным
округам.

18. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат
представляет в окружную избирательную комиссию сведения о
размере и об источниках своих доходов и имуществе, принадлежащем
ему на праве собственности (в том числе совместной собственности),
о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об
источниках доходов представляются в виде копии налоговой
декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год,
предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового
органа по месту представления). Если в соответствии с
законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся
кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию,
представляется (представляются) справка (справки) о величине его
доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год,
предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или)
физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с
федеральным законом, от организаций, осуществляющих
соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем
кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные
в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в
приложении 5 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года,
предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и
(или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве
собственности, сведения о которых должны представляться согласно
настоящему пункту, это также указывается в заявлении кандидата о
согласии баллотироваться.

19. Представление указанных в пунктах 9 — 13,17,18 настоящей статьи
документов считается уведомлением о выдвижении кандидата
избирательным объединением, избирательным блоком по
одномандатному или многомандатному избирательному округу.

20. Уведомление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему
документы принимаются окружной избирательной комиссией при
предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если
уведомление представляется иным лицом, — при предъявлении
нотариально удостоверенной копии документа, удостоверяющего
личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность
кандидата, изготавливается окружной избирательной комиссией в
присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего
уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо)
также предъявляет документы, подтверждающие указанные в
заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об
образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой
должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является
депутатом.

21. Окружные избирательные комиссии и избирательная комиссия
муниципального образования обеспечивают избирателям доступ к
информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по
одномандатным или многомандатным избирательным округам, а
также к информации об изменении сведений о кандидатах.

Статья 54. Выдвижение кандидата избирательным объединением, избирательным блоком при проведении муниципальных выборов главы

1. Каждое избирательное объединение, избирательный блок вправе
выдвинуть только одного кандидата.

2. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением
принимается на съезде политической партии, иного общественного
объединения и (или) конференции, общем собрании регионального
отделения политической партии в соответствии с Федеральным
законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

3. При выдвижении кандидата избирательным блоком лицо,
намеченное к выдвижению кандидатом от избирательного блока,
должно быть поддержано на съезде (конференции, общем собрании)
политической партии (ее регионального отделения), иного
общественного объединения, входящих в избирательный блок,
тайным голосованием и с соблюдением иных требований,
предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к
выдвижению кандидата. Съезд (конференция, общее собрание)
политической партии (ее регионального отделения), иного
общественного объединения утверждает также представителей,
уполномоченных принять решение о выдвижении кандидата на съезде
(конференции) представителей политических партий, иных
общественных объединений, входящих в этот избирательный блок.
Решение о выдвижении кандидата от избирательного блока
принимается на указанном съезде (конференции) представителей
политических партий, иных общественных объединений.

4. Решение съезда (конференции, общего собрания) политической
партии, регионального отделения политической партии, иного
общественного объединения, избирательного блока о выдвижении
кандидата оформляется протоколом (иным документом), в котором
должны быть указаны:

1) число зарегистрированных участников съезда (конференции,
общего собрания);

2) число участников, необходимое для принятия решения в
соответствии с уставом политической партии, иного общественного
объединения, соглашением о создании избирательного блока;

3) решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени
и отчества, даты и места рождения, основного места работы или
службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места
работы или службы — рода занятий), адреса места жительства,
гражданства и итоги голосования по этому решению;

4) решение о назначении уполномоченных представителей
избирательного объединения, избирательного блока;

5) дата принятия решения.

5. Решение съезда (конференции, общего собрания) политической
партии, регионального отделения политической партии, иного
общественного объединения о выдвижении кандидата заверяется
подписью руководителя политической партии, регионального
отделения политической партии, иного общественного объединения и
печатью политической партии регионального отделения политической
партии, иного общественного объединения. При выдвижении
кандидата от избирательного блока решение съезда (конференции,
общего собрания) политической партии, регионального отделения
политической партии, иного общественного объединения, входящих в
избирательный блок, о предложении кандидатуры к выдвижению
кандидатом от избирательного блока, заверяется подписью
руководителя и печатью этой политической партии, регионального
отделения политической партии, иного общественного объединения, а
решение о выдвижении кандидата избирательным блоком —
подписями уполномоченных представителей избирательного блока и
печатями политических партий, региональных отделений
политических партий, иных общественных объединений, входящих в
этот избирательный блок.

6. Уполномоченные представители избирательного объединения,
избирательного блока представляют в избирательную комиссию
муниципального образования, уведомление о выдвижении кандидата
избирательным объединением, избирательным блоком по форме,
установленной в приложении 2 к настоящему Закону, и решение
съезда политической партии, (конференции, общего собрания
регионального отделения политической партии), иного общественного
объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата.

7. Уполномоченный представитель избирательного объединения
одновременно с решением съезда соответствующей политической
партии (конференции, общего собрания регионального отделения
политической партии), иного общественного объединения о
выдвижении кандидата представляет в избирательную комиссию
муниципального образования следующие документы:

1) нотариально удостоверенную копию устава политической партии,
иного общественного объединения;

2) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего
факт внесения записи о политической партии, ином общественном
объединении в единый государственный реестр юридических лиц,
нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего
факт регистрации регионального отделения политической партии,
иного общественного объединения;

3) список уполномоченных представителей избирательного
объединения с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3
статьи 50 настоящего Закона.

8. Уполномоченный представитель избирательного блока
одновременно с решением съезда (конференции) избирательного
блока о выдвижении кандидата представляет в избирательную
комиссию муниципального образования следующие документы:

1) протоколы съездов, конференций, общих собраний политических
партий (их региональных отделений), иных общественных
объединений, входящих в избирательный блок, с решениями о
кандидатуре к выдвижению кандидатом от избирательного блока;

2) список уполномоченных представителей избирательного блока с
указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 50
настоящего Закона.

9. Одновременно с документами, указанными в пунктах 6 — 8
настоящей статьи, кандидат представляет в избирательную комиссию
муниципального образования:

1) свое заявление о согласии баллотироваться с обязательством в
случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со
статусом главы муниципального образования или иного выборного
должностного лица местного самоуправления. В этом заявлении
указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и
отчество, дата и место рождения, адрес места жительства,
образование, основное место работы или службы, занимаемая
должность (в случае отсутствия основного места работы или службы —
род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои
полномочия на непостоянной основе, — сведения об этом с указанием
наименования соответствующего представительного органа, вид,
серия и номер (номер) документа, удостоверяющего личность и
содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства,
наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата
его выдачи. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии
баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной
политической партии, иному общественному объединению,
зарегистрированным в установленном законом порядке, и свой статус
в данной политической партии либо ином общественном объединении
при условии представления документа, подтверждающего указанные
сведения и официально заверенного постоянно действующим
руководящим органом соответствующей политической партии, иного
общественного объединения. При этом кандидат согласует с
указанным органом и соответствующей избирательной комиссией
краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данной
политической партии, иного общественного объединения. В случае
наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в
заявлении также должны указываться сведения о судимости
кандидата. В заявлении должны указываться гражданство кандидата,
а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской
Федерации гражданства иностранного государства — также сведения
об иностранном гражданстве кандидата;

2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об
имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том
числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных
бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов
представляются в виде копии налоговой декларации гражданина,
являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения
муниципальных выборов (с отметкой налогового органа по месту
представления декларации). Если в соответствии с
законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся
кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию,
представляется справка (справки) о величине его доходов (включая
пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году
назначения муниципальных выборов, от юридических и (или)
физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с
федеральным законом, от организаций, осуществляющих
соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем
кандидату на праве собственности (в том числе совместной
собственности), а также иные сведения, указанные в настоящем
подпункте, представляются по форме согласно приложению 5 к
настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего
году назначения муниципальных выборов, не получал доходов и (или)
не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности,
сведения о которых должны представляться в соответствии с
настоящим подпунктом, это указывается в заявлении кандидата о
согласии баллотироваться.

10. Документы, предусмотренные пунктом 9 настоящей статьи,
кандидат обязан представить в избирательную комиссию
муниципального образования лично, за исключением случаев, когда
он болен, находится в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи
кандидата на заявлении в письменной форме должна быть
удостоверена нотариально либо администрацией стационарного
лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат
находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он
содержится под стражей в качестве подозреваемого или
обвиняемого). Если кандидат вправе не представлять лично
указанные документы в соответствующую избирательную комиссию,
то эти документы представляются уполномоченным представителем
избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших
кандидата.

11. Документы, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи,
принимаются избирательной комиссией муниципального образования
при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата
(если документы представляются уполномоченным представителем
избирательного объединения, избирательного блока, — при
предъявлении нотариально удостоверенной копии документа,
удостоверяющего личность кандидата). Копия документа,
удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в
соответствующей избирательной комиссии в присутствии кандидата
(уполномоченного представителя избирательного объединения,
избирательного блока), заверяется подписью лица, принявшего
документы, и прилагается к этим документам. Кандидат
(уполномоченный представитель избирательного объединения,
избирательного блока) также предъявляет документы,
подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии
баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы
или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том,
что кандидат является депутатом.

Статья 55. Право кандидата представить сведения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам Российской Федерации

1. При проведении муниципальных выборов кандидат вправе
одновременно с документами, указанными в статьях 52 — 54
настоящего Закона, представить сведения о своей принадлежности к
коренному малочисленному народу Российской Федерации,
включенному в Единый перечень коренных малочисленных народов
Российской Федерации.

2. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть
письменно заверены (удостоверены) руководящим органом общины
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации либо национально-культурной
автономии граждан Российской Федерации, отно-сящих себя к
коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Статья 56. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата

1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке
самовыдвижения, а также кандидата, выдвинутого избирательным
объединением, избирательным блоком, начинается со дня,
следующего за днем получения соответствующей избирательной
комиссией уведомления о выдвижении кандидата в порядке,
установленном статьями 52 — 54 настоящего Закона.

2. Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то
при проведении муниципальных выборов главы их должно быть
собрано 2 процента от общего числа избирателей,
зарегистрированных на территории муниципального образования, а
при проведении муниципальных выборов депутатов — 1 процент от
общего числа избирателей, зарегистрированных на территории
соответствующего избирательного округа.

Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации
кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 2
процента от числа зарегистрированных избирателей
соответствующего избирательного округа, поделенного на число
мандатов.

3. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного
фонда кандидата по форме, установленной в приложениях 3 и 4 к
настоящему Закону. При сборе подписей избирателей в каждом
подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата
рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая
им должность (в случае отсутствия основного места работы или
службы — род занятий); если кандидат является депутатом и
осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, — сведения
об этом с указанием наименования соответствующего
представительного органа, район, город, иной населенный пункт, где
находится место жительства кандидата, а также инициатор
выдвижения кандидата — избирательное объединение, избирательный
блок (с указанием наименования) либо делается запись
«Самовыдвижение». В случае наличия у кандидата неснятой или
непогашенной судимости в подписном листе должны указываться
сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата
помимо гражданства Российской Федерации гражданства
иностранного государства в подписном листе должно быть указано
гражданство иностранного государства с указанием наименования
этого государства, даты и оснований приобретения гражданства.

4. В подписном листе указываются принадлежность кандидата к
общественному объединению и его статус в нем, если членство в
этом общественном объединении он указал в заявлении о согласии
баллотироваться в соответствии с пунктом 3 статьи 52, пунктом 12
статьи 53 либо подпунктом 1 пункта 9 статьи 54 настоящего Закона.

В подписном листе могут также указываться по желанию кандидата
сведения о его принадлежности к коренному малочисленному народу
Российской Федерации, если избирательный округ образован на
территории компактного проживания такого народа, определенной
законом области, и кандидатом были представлены необходимые
документы в соответствии со статьей 55 настоящего Закона.

5. Участие органов государственной власти, органов местного
самоуправления, органов управления организаций всех форм
собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с
правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не
допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать
избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой
форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в
процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий,
стипендий, иных социальных выплат.

6. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному
гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора
подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом,
осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе
подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов
и со сбором подписей, производятся только через избирательный
фонд кандидата.

7. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах,
где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не
запрещены федеральными законами.

Сбор подписей осуществляется только в пределах избирательного
округа, в котором выдвигается данный кандидат.

8. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения
различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения
одного и того же кандидата. Избиратель ставит в подписном листе
свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию,
имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования
— дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства,
указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт
гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку
выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит
собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном
листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной
лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей
избирателей. Указанные данные вносятся только от руки.

Если избиратель не может самостоятельно расписаться в подписном
листе в связи с физическим недостатком, существующим после его
возникновения постоянно и независимо от воли избирателя (слепота,
отсутствие пальцев рук, иные недостатки), он вправе воспользоваться
помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее помощь избирателю,
делает соответствующую оговорку в подписном листе и
расписывается с указанием своей фамилии, имени и отчества, даты
рождения, адреса места жительства, серии, номера, даты выдачи
паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

9. При сборе подписей избирателей допускается заполнение
подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом
оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с
единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на
оборотной стороне подписного листа.

10. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор
подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои
фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в
паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и
номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего
его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом,
который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно
ставит свою подпись и дату ее внесения.

11. После окончания сбора подписей избирателей кандидат или
уполномоченные представители избирательного объединения,
избирательного блока подсчитывают количество подписей
избирателей, собранных в поддержку кандидата. По результатам
подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей
избирателей, который подписывается кандидатом, за исключением
случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 51 настоящего Закона,
или уполномоченными представителями избирательного
объединения, избирательного блока.

12. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных
листах, представляемых в соответствующую избирательную
комиссию, может превышать установленное настоящим Законом
необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем
на 25 процентов.

13. Подписные листы, представляемые в соответствующую
избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и
пронумерованы.

14. В случае проведения досрочных или повторных муниципальных
выборов главы количество подписей избирателей, указанное в пункте
2 настоящей статьи, сокращается наполовину.

Статья 57. Обстоятельства, при которых сбор подписей в поддержку выдвижения может не производиться

1. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата может не
производиться, а собранные подписи — не представляться в
соответствующую избирательную комиссию:

1) при проведении муниципальных выборов депутатов — если средняя
норма представительства избирателей, рассчитанная в соответствии
с настоящим Законом, составляет менее 10 000 избирателей на один
мандат.

2) в случае выдвижения кандидата политической партией или
избирательным блоком, состоявшим из тех же политических партий и
иных общероссийских общественных объединений, что и данный
избирательный блок, которые выдвинули на ближайших предыдущих
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации федеральные списки кандидатов, которые
были допущены к распределению депутатских мандатов;

3) в случае внесения кандидатом избирательного залога в порядке,
установленном настоящим Законом.

2. В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 настоящей
статьи, выдвижение кандидата осуществляется группой граждан,
обладающих активным избирательным правом в соответствии со
статьей 6 настоящего Закона. В этом случае кандидат представляет
документы, предусмотренные статьей 52 настоящего Закона, в
предусмотренном указанной статьей порядке. Уведомление о
выдвижении кандидата должно быть подписано не менее чем 30
избирателями, образующими указанную группу граждан, с указанием
сведений о подписавших лицах, предусмотренных частью первой
пункта 8 статьи 56 настоящего Закона. Для регистрации кандидата не
позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 58 настоящего
Закона, представляются документы, предусмотренные подпунктами 3,
4 пункта 1 статьи 58 настоящего Закона. Указанные документы при
выдвижении и регистрации представляются в комиссию,
определяющую результаты в округе.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи,
выдвижение кандидата осуществляется в порядке, предусмотренном
статьями 53, 54 настоящего Закона. Не позднее срока, установленного
пунктом 1 статьи 58 настоящего Закона, в соответствующую
избирательную комиссию представляется решение о выдвижении
кандидата, принятое в порядке, установленном федеральными
законами, которое является основанием для регистрации кандидата.

3. Наличие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не
является основанием для отказа в регистрации на основании
собранных подписей соответствующего кандидата.

Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в
поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием
для отказа в регистрации на основании указанных в пункте 1
настоящей статьи обстоятельств.

Статья 58. Представление избирательных документов для регистрации кандидата

1. Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный
представитель избирательного объединения, избирательного блока,
выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня
голосования до 18 часов по местному времени представляет в
комиссию, определяющую результаты в округе, следующие
избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидата (если в поддержу кандидата осуществлялся
сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном
носителе в двух экземплярах по форме, установленной
избирательной комиссией муниципального образования (если в
поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей);

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее
представленных в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52, пунктом 12
статьи 53 или пунктом 9 статьи 54 настоящего Закона;

4) первый финансовый отчет кандидата.

2. В случае выявления отдельных нарушений в оформлении
указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, комиссия,
определяющая результаты в округе, вправе предложить кандидату,
уполномоченному представителю избирательного объединения,
избирательного блока устранить эти нарушения и повторно
представить все документы в избирательную комиссию. Указанное
предложение может быть осуществлено до истечения срока,
указанного в пункте 1 настоящей статьи.

При приеме избирательных документов избирательная комиссия
заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью,
проверяет соответствие количества представленных подписных
листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей
избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному
представителю избирательного объединения, избирательного блока
подтверждение в письменной форме о приеме избирательных
документов, в том числе подписных листов (если в поддержку
кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей), с указанием
количества и видов принятых избирательных документов, количества
принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты
и времени приема подписных листов и иных избирательных
документов, фамилии и подписью лица, принимавшего избирательные
документы. Второй экземпляр подтверждения, подписанный лицом,
принимавшим избирательные документы, остается в избирательной
комиссии.

После выдачи подтверждения о приеме избирательных документов
исправление сведений, содержащихся в этих документах, замена
документов, внесение новых или дополнительных документов,
включая подписные листы, не допускаются.

Избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата,
уполномоченного представителя избирательного объединения,
избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать
указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых
для регистрации кандидата, если документы доставлены до истечения
срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

3. Регистрация кандидата может производиться комиссией,
определяющей результаты в округе, на основании избирательного
залога — денежных средств, внесенных кандидатом на специальный
счет избирательной комиссии муниципального образования.
Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка
Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом
должно сопровождаться представлением им в комиссию,
определяющую результаты в округе, в срок, установленный пунктом 1
настоящей статьи, копии платежного документа о перечислении
средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка
Российской Федерации о принятии к исполнению, а также других
указанных в пункте 1 настоящей статьи избирательных документов,
необходимых для регистрации кандидата и не связанных со сбором
подписей избирателей. Размер избирательного залога и порядок его
внесения устанавливаются статьей 85 настоящего Закона.

4. В случае регистрации кандидата на основании представленных
подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в
избирательный фонд.

Статья 59. Проверка достоверности данных, содержащихся
в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями,
избирательными блоками

1. Комиссия, определяющая результаты в округе, проверяет
соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка
выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидата,
представлены подписные листы с подписями избирателей,
собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная
комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей,
оформления подписных листов, достоверность сведений об
избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих
подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить
достоверность биографических и иных сведений, представленных
кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в
соответствии с настоящим Законом.

2. Комиссия, определяющая результаты в округе, обязана обратиться
с представлением о проверке достоверности данных и сведений,
представляемых в соответствии с настоящим Законом, в
соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а за 10
и менее дней до дня голосования — в срок, установленный данной
избирательной комиссией, сообщить ей о результатах проверки. При
этом в период, оканчивающийся за 10 дней до дня голосования,
устанавливаемый избирательной комиссией срок не может превышать
10 дней.

3. Комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения
проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей,
оформления подписных листов, достоверности сведений об
избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих
подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы
из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее
аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут
привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты
из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции,
военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и
организаций, осуществляющих учет населения Российской
Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания
данных, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для
установления достоверности указанных данных избирательная
комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации
(учета) избирателей, участников референдума.

4. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от
необходимого для регистрации количества подписей избирателей в
поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им
данных об избирателях, содержащихся в подписных листах.

5. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество
подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого
кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются
посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения
случайной выборки определяется комиссией, определяющей
результаты в округе. При проведении жеребьевки и при проверке
подписных листов вправе присутствовать кандидат или его
доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного
объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов.
Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи
подтверждения в письменной форме приема избирательных
документов. О дате, времени и месте проведения жеребьевки и
проверки подписных листов комиссия, определяющая результаты в
округе, обязана сообщить указанным лицам. Проверке подлежат все
подписи избирателей и соответствующие им сведения об
избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для
проверки.

6. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в
подписных листах, подпись избирателя может быть признана
достоверной либо недостоверной или недействительной.

7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и
соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в
подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами,
заверяющими подписные листы, до представления подписных листов
в избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание)
специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в
протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления
подписных листов в избирательную комиссию.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько
подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и
того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а
остальные подписи считаются недействительными.

9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени
разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (за
исключением случая, предусмотренного пунктом 8 статьи 56
настоящего Закона). Подписи, выполненные указанным образом,
признаются недостоверными на основании письменного заключения
эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности
подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо
письменного заявления соответствующего избирателя, лично
представленного им в избирательную комиссию, осуществляющую
проверку подписей.

10. Недействительными считаются:

1) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня,
следующего за днем получения соответствующей избирательной
комиссией уведомления о выдвижении кандидата;

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не
соответствующие действительности. В этом случае подпись
признается недействительной при наличии официальной справки
органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к
работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом
3 настоящей статьи;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений,
требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания
даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в
подписной лист;

5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной
лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в
подписной лист, если эти исправления специально не оговорены
избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых
проставлены избирателями несобственноручно (за исключением
случаев, установленных настоящим Законом);

7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им
сведениях об избирателях, если эти исправления специально не
оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные
листы;

8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если
подписной лист не заверен собственноручной подписью лица,
осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если
эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице,
осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения
подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления,
специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим
сбор подписей избирателей, кандидатом;

9) подписи избирателей, собранные с участием органов
государственной власти, органов местного самоуправления, органов
управления организаций всех форм собственности, учреждений,
членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с
принуждением избирателей в процессе сбора представленных
подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение
представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и
местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных
социальных выплат;

10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной
лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом,
осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот
подписной лист, — на основании письменного заключения эксперта,
привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в
соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с
несоблюдением требований, установленных приложениями 3, 4 к
настоящему Закону.

11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки
(заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих)
требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в
данной строке (данных строках), за исключением случаев,
предусмотренных подпунктами 8, 11 пункта 10 настоящей статьи.

12. Специально оговоренные при составлении подписного листа
исправления и помарки не могут служить основанием для признания
подписи избирателя недействительной, если не установлена ее
недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8
— 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания
подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об
избирателе сокращения, не препятствующие однозначному
восприятию этих сведений.

13. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса
запрещается.

Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по
проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3
настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи
(подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.

14. Если суммарное количество недостоверных и недействительных
подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке,
составит 25 и более процентов от общего количества подписей,
подлежащих проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи,
дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и регистрация
кандидата не производится.

15. Регистрация кандидата не производится также в случае, если
количества представленных подписей избирателей за вычетом
подписей избирателей, признанных недостоверными и
недействительными, недостаточно для регистрации.

16. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату
составляется итоговый протокол, который подписывается
руководителем рабочей группы — членом соответствующей
избирательной комиссии с правом решающего голоса и
представляется в комиссию, определяющую результаты в округе, для
принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных,
количество представленных и количество проверенных подписей
избирателей, а также количество подписей, признанных
недостоверными и недействительными, с указанием оснований
признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии,
определяющей результаты в округе. Внесение изменений в протокол
после принятия решения не допускается. Копия протокола передается
кандидату или уполномоченному представителю избирательного
объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, не
менее чем за двое суток до дня заседания избирательной комиссии,
на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В случае, если количества достоверных подписей избирателей
недостаточно или количество недостоверных и недействительных
подписей составило 25 и более процентов от общего количества
подписей, отобранных для проверки, кандидат, избирательное
объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе
получить в комиссии, определяющей результаты в округе,
одновременно с копией протокола заверенную руководителем
рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания
(причины) признания подписей избирателей недостоверными или
недействительными с указанием номера папки, подписного листа и
строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких
подписей, а также копии официальных документов, на основании
которых соответствующие подписи избирателей были признаны
недостоверными или недействительными.

Статья 60. Регистрация кандидата

1. Комиссия, определяющая результаты в округе, не позднее чем
через 7 дней после приема необходимых для регистрации кандидата
документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации
избирательный залог, — после поступления избирательного залога на
специальный счет избирательной комиссии муниципального
образования) обязана принять решение о регистрации кандидата либо
мотивированное решение об отказе в его регистрации.

2. В решении о регистрации кандидата указываются:

а) сведения о кандидате, предусмотренные пунктами 3, 4 статьи 56
настоящего Закона;

б) основания регистрации (подписи избирателей, избирательный
залог, иное основание, предусмотренное статьей 57 настоящего
Закона);

в) дата и время (в часах и минутах) регистрации.

При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным
объединением, избирательным блоком, в решении о регистрации
отмечается факт выдвижения кандидата избирательным
объединением, избирательным блоком.

3. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата
комиссия, определяющая результаты в округе, обязана в течение
суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному
представителю избирательного объединения, избирательного блока,
выдвинувших кандидата, копию решения избирательной комиссии с
изложением оснований отказа (в том числе указанием на конкретные
допущенные нарушения при выдвижении кандидата). Основаниями
отказа являются:

1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

2) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением,
избирательным блоком, — несоблюдение требований к выдвижению
кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических
партиях» и Федеральным законом;

3) отсутствие среди документов, представленных для регистрации,
документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии
с Федеральным законом и настоящим Законом;

4) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей в
местах, где в соответствии с законом эта деятельность запрещена,
если представленные для регистрации кандидата подписи были
собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением считается
сбор не менее 20 процентов подписей от общего числа подписей
избирателей, представленных для регистрации кандидата, в местах,
где сбор подписей запрещен;

5) недостаточное количество представленных достоверных и
действительных подписей избирателей, собранных в поддержку
выдвижения кандидата, или выявление 25 и более процентов
недостоверных и недействительных подписей от общего количества
подписей избирателей, отобранных для проверки (если отсутствуют
иные основания для регистрации кандидата);

6) недостоверность сведений, представляемых кандидатом в
соответствии с подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 52, пунктом
12 статьи 53, пунктом 9 статьи 54 настоящего Закона;

7) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением
случаев, когда в соответствии со статьей 81 настоящего Закона
создание избирательного фонда не обязательно);

8) использование кандидатом при финансировании своей
избирательной кампании помимо средств собственного
избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более
5 процентов от установленной настоящим Законом предельной суммы
всех расходов из средств избирательного фонда;

9) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной
кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим
Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного
фонда;

10) установление судебным решением факта нарушения в течение
агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем
избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи
79 настоящего Закона;

11) использование кандидатом, его доверенными лицами
преимуществ своего должностного или служебного положения;

12) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном
округе при проведении муниципальных выборов депутатов.

В соответствии с Федеральным законом гражданин также не может
быть зарегистрирован в качестве кандидата при наличии в отношении
него вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать
муниципальные должности в течение определенного срока, если
голосование на муниципальных выборах состоится до истечения
указанного срока.

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению
комиссии, установленный настоящим пунктом, является
исчерпывающим.

4. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение
кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных
настоящим Законом.

5. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства о
выборах, влекущего за собой уголовную или административную
ответственность, избирательная комиссия направляет в
правоохранительные органы, суд соответствующие документы и
материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о
привлечении к ответственности виновных лиц.

6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об
отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд в соответствии
с федеральным законодательством.

7. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение
о регистрации с указанием даты и времени регистрации.

8. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов
после регистрации комиссия, определяющая результаты в округе,
передает в средства массовой информации. Перечень подлежащих
опубликованию сведений о доходах и имуществе зарегистрированных
кандидатов устанавливается избирательной комиссией
муниципального образования.

9. Комиссия, определяющая результаты в округе, не позднее чем за
15 дней до дня голосования размещает на стенде в помещении
избирательной комиссии информацию о зарегистрированных
кандидатах с указанием сведений, перечисленных в пунктах 3 — 5
статьи 93 настоящего Закона. Сведения о доходах и об имуществе
каждого зарегистрированного кандидата размещаются на стендах в
равных объемах сведений для всех зарегистрированных кандидатов.
В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации
зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах
избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных
кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах
размещаются в той же последовательности, что и в избирательном
бюллетене.

10. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем по
одному избирательному округу при проведении выборов в один и тот
же выборный орган местного самоуправления.

Кандидат, зарегистрированный как кандидат, выдвинутый в порядке
самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как
кандидат от избирательного объединения, избирательного блока.

11. В случае нарушения правил регистрации кандидата,
установленных в пункте 10 настоящей статьи, действительной
считается регистрация кандидата, состоявшаяся ранее, а решение о
регистрации, принятое позднее, отменяется соответствующей
избирательной комиссией, если в течение суток зарегистрированный
кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации,
состоявшейся ранее.

12. Если за 30 дней до дня голосования в избирательном округе будет
зарегистрировано менее двух кандидатов, проведение голосования в
данном округе по решению избирательной комиссии муниципального
образования откладывается на срок до 40 дней для дополнительного
выдвижения кандидатов и осуществления последующих
избирательных действий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры