издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О муниципальных выборах В Иркутской области

Глава 4. Избирательные Комиссии

Глава 4. Избирательные Комиссии

Статья 30. Система избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборах

1. Подготовку и проведение муниципальных выборов депутатов
осуществляют:

а) избирательная комиссия муниципального образования;

б) окружные избирательные комиссии;

в) участковые избирательные комиссии.

Подготовку и проведение муниципальных выборов главы
осуществляют:

а) избирательная комиссия муниципального образования;

б) участковые избирательные комиссии.

2. При подготовке и проведении муниципальных выборов депутатов
избирательная комиссия муниципального образования является
вышестоящей для окружных и участковых избирательных комиссий, а
каждая окружная избирательная комиссия является вышестоящей для
участковых избирательных комиссий, образованных на территории
соответствующего избирательного округа.

3. При подготовке и проведении муниципальных выборов главы
избирательная комиссия муниципального образования является
вышестоящей для участковых избирательных комиссий.

Для случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 51 настоящего
Закона, при проведении муниципальных выборов главы вышестоящей
избирательной комиссией является Избирательная комиссия области
до сформирования в установленном законом порядке избирательной
комиссии муниципального образования.

4. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
при подготовке и проведении муниципальных выборов по решению
Избирательной комиссии области, принятому на основании
обращения представительного органа местного самоуправления этого
муниципального образования, могут возлагаться на территориальную
избирательную комиссию, за исключением случая, когда на
территории муниципального образования сформировано несколько
территориальных избирательных комиссий.

В случае принятия Избирательной комиссией области такого решения
избирательная комиссия муниципального образования не
формируется.

5. Если на территории муниципального образования образованы
несколько территориальных избирательных комиссий, в
исключительных случаях по решению Избирательной комиссии
области, принятому по обращению представительного органа
местного самоуправления, согласованному с избирательной
комиссией муниципального образования (при ее наличии в данном
муниципальном образовании), и с учетом высокой численности
зарегистрированных избирателей в соответствующем муниципальном
образовании, иных условий территориальные избирательные
комиссии могут принимать участие в подготовке и проведении
муниципальных выборов главы, выступая в качестве вышестоящей
избирательной комиссии по отношению к участковым избирательным
комиссиям, образованным на соответствующей территории, и
нижестоящей — по отношению к избирательной комиссии
муниципального образования.

6. В соответствии с Федеральным законом совмещение комиссиями
полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней
возможно по решению комиссии, организующей выборы на
определенной территории, которое принято на основании обращения
комиссии, организующей выборы на части этой территории.

Совмещение участковыми избирательными комиссиями полномочий
по подготовке и проведению муниципальных выборов депутатов и
муниципальных выборов главы производится по решению
избирательной комиссии муниципального образования.

7. В случае образования на территории избирательного округа при
проведении муниципальных выборов депутатов одного
избирательного участка по решению избирательной комиссии
муниципального образования функции участковой избирательной
комиссии может выполнять соответствующая окружная избирательная
комиссия.

Статья 31. Статус избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов

1. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий при
подготовке и проведении муниципальных выборов устанавливаются
Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами области,
уставами муниципальных образований.

2. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции
рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании
обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Закона и
иных законов области, проводить проверки, по этим обращениям и
давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в
пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню
голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем
голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в
обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним
принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в
обращении содержатся факты нарушений закона кандидатом,
избирательным объединением, избирательным блоком, то указанные
кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или их
уполномоченные представители должны быть незамедлительно
оповещены о поступлении такого обращения и вправе давать
объяснения по существу обращения.

3. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с
обращениями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, обращаться с
представлением о проведении соответствующих проверок и
пресечении нарушений федеральных законов, настоящего Закона и
иных законов области в правоохранительные органы, органы
исполнительной власти, которые в соответствии с федеральными
законами обязаны принять установленные законом меры по
пресечению этих нарушений в пятидневный срок, а при получении
представления за 5 и менее дней до дня голосования — не позднее
дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в
день, следующий за днем голосования, — немедленно. При этом
указанные органы в соответствии с федеральными законами
незамедлительно информируют о результатах рассмотрения
представления обратившуюся избирательную комиссию. Если факты,
содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки,
указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Избирательные комиссии вправе направлять предложения об
устранении нарушений законодательства Российской Федерации о
выборах в государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, организации всех форм собственности,
которые обязаны дать ответ на указанное предложение в порядке и
сроки, указанные в пункте 10 настоящей статьи.

4. Избирательные комиссии обеспечивают информирование
избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных
действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях,
избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.

5. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в
пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих
избирательных комиссий.

6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным
законам, настоящему Закону и иным законам области либо принятое с
превышением установленных полномочий, подлежит отмене
вышестоящей избирательной комиссией или судом.

При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять
решение по существу вопроса или направить соответствующие
материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией,
решение которой было отменено.

7. В соответствии с Федеральным законом государственные органы,
органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,
предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в
том числе для хранения избирательной документации до передачи ее
в архив либо до ее уничтожения по истечении сроков хранения,
установленных законом, обеспечивать охрану этих помещений и
указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной
основе транспортные средства, средства связи, техническое
оборудование.

8. В соответствии с Федеральным законом организации, имеющие
государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном
(складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении
выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,
предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое
оборудование, помещения.

9. В соответствии с Федеральным законом государственные и
муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или)
радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных
периодических печатных изданий обязаны предоставлять
избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для
информирования избирателей в порядке, установленном
федеральными законами, настоящим Законом, иными законами
области, а также бесплатную печатную площадь для опубликования
решений и актов избирательных комиссий, размещения иной печатной
информации. При этом расходы указанных организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и (или) редакций
периодических печатных изданий осуществляются в порядке,
установленном Федеральным законом.

10. В соответствии с Федеральным законом государственные органы,
органы местного самоуправления, общественные объединения,
организации всех форм собственности, в том числе организации,
осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее — организации
телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а
также должностные лица указанных органов и организаций обязаны
предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и
материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в
пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню
голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день
голосования — немедленно. Указанные сведения и материалы
предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.

Статья 32. Общие положения о формировании избирательных комиссий

1. Избирательная комиссия муниципального образования, окружные,
участковые комиссии формируются на основе предложений
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки
кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Законодательном собрании области, предложений общественных
объединений, а также предложений иных субъектов в соответствии с
настоящей статьей.

2. Орган, формирующий избирательную комиссию, обязан при наличии
достаточного количества соответствующих предложений назначить не
менее половины от общего числа членов избирательной комиссии на
основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших
федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению
депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших единые
списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов
в Законодательном собрании области.

3. Формирование избирательной комиссии муниципального образования
осуществляется на основе предложений:

а) указанных в пункте 2 и в подпункте «в» пункта 4 настоящей статьи;

б) Избирательной комиссии области;

в) избирательной комиссии муниципального образования предыдущего
состава.

4. Формирование окружной либо участковой избирательной комиссии
осуществляется на основе предложений:

а) указанных в пункте 2 настоящей статьи;

б) представительного органа местного самоуправления;

в) собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
Законодательного собрания области право внесения предложений по
кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными
объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки
кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Законодательного собрания области последнего созыва.

6. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного
представителя от каждой политической партии, каждого избирательного
объединения, иного общественного объединения, каждого
избирательного блока. Политическая партия, избирательное
объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не
вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения
в состав одной комиссии.

7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять
более одной трети от общего числа членов комиссии муниципального
образования, окружной, участковой комиссии. Указанное положение
может не применяться при формировании участковых комиссий на
избирательных участках, образованных на территориях воинских частей,
расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов
местностях.

8. Орган, формирующий избирательную комиссию, обязан не позднее
дня, в который начинается прием предложений по кандидатурам в
избирательную комиссию, опубликовать в муниципальном
периодическом печатном издании либо иным способом довести до
всеобщего сведения объявление, в котором должны быть указаны
сроки, время и место приема предложений по кандидатурам в
избирательную комиссию, перечень документов, которые должны быть
представлены, и перечень сведений о кандидатуре в члены
избирательной комиссии, которые должны содержаться в этих
документах.

В случае формирования одним органом нескольких избирательных
комиссий в указанном объявлении может содержаться сообщение о
формировании как одной, так и нескольких или всех формируемых
данным органом окружных или участковых избирательных комиссий.

9. Предложение по кандидатуре в состав избирательной комиссии
должно содержать документ о выдвижении кандидатуры и заявление
кандидата в члены избирательной комиссии о согласии быть членом
соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Документом о выдвижении кандидатуры является протокол или выписка
из протокола собрания избирателей, протокол, выписка из протокола
заседания (собрания, конференции) или копия решения руководящего
органа политической партии, избирательного блока, общественного
объединения. Документ о выдвижении кандидатуры должен содержать:

а) дату и место проведения собрания (заседания, конференции);

б) число присутствовавших на собрании (заседании, конференции)
участников;

в) число участников, проголосовавших за выдвинутую кандидатуру;

г) фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет —
дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства
выдвинутого кандидата;

д) наименование избирательной комиссии, в состав которой данный
кандидат выдвигается.

Протокол или выписка из протокола собрания избирателей должны быть
подписаны председателем и секретарем собрания с указанием их
фамилии, имени, отчества и адреса места жительства.

Протокол, выписка из протокола, копия решения, представляемые
политической партией или ее региональным отделением,
избирательным блоком, общественным объединением, должны быть
подписаны уполномоченным на то лицом (лицами) и заверены печатью.
В этих документах должно быть также указано число членов
руководящего органа (для конференции — число избранных делегатов
конференции, для собрания членов общественной организации — число
членов организации). Политическая партия (ее региональное
отделение), а также общественное объединение, зарегистрированное в
соответствии с федеральными законами, представляют также
нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих
внесение записи о политической партии (региональном отделении
политической партии), общественном объединении в единый
государственный реестр юридических лиц.

В заявлении кандидата о согласии быть членом избирательной
комиссии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения
(в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес
места жительства кандидата, наименование и (или) номер
избирательной комиссии, в состав которой он выдвинут.

В документе о выдвижении, в заявлении кандидата о согласии или в
отдельной анкете о кандидате должны быть также указаны следующие
сведения:

а) образование;

б) место работы и должность (род занятий);

в) контактный телефон (телефоны);

г) опыт работы в избирательных комиссиях с указанием уровня комиссии
(участковая, территориальная, окружная или иная) и года (лет) работы.

10. Орган, формирующий избирательную комиссию, обязан
рассматривать все поступившие предложения по кандидатурам в состав
этой комиссии, оформленные в соответствии с настоящим Законом.

11. Отказ органа, формирующего избирательную комиссию, назначить
предложенную в порядке, установленном Федеральным законом и
настоящим Законом, кандидатуру в состав избирательной комиссии,
должен быть мотивирован ссылками на конкретные нормы
федерального законодательства и (или) настоящего Закона.

Статья 33. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования

1. Избирательная комиссия муниципального образования
формируется в следующем составе в зависимости от числа
избирателей, зарегистрированных на территории муниципального
образования:

— не более 50 000 избирателей — 5 — 10 членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса;

— не более 100 000 избирателей — 7 — 12 членов избиратель-ной
комиссии с правом решающего голоса;

— не более 400 000 избирателей — 9 — 14 членов избиратель-ной
комиссии с правом решающего голоса;

— более 400 000 избирателей — 15 членов избирательной ко-миссии с
правом решающего голоса.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется
представительным органом местного самоуправления с соблюдением
общих условий формирования избирательных комиссий, а также
порядка формирования избирательной комиссии муниципального
образования, установленных Федеральным законом и настоящим
Законом.

2. Период приема предложений по составу избирательной комиссии
муниципального образования составляет один месяц.

Статья 34. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом
одномандатном (многомандатном) избирательном округе при
проведении муниципальных выборов депутатов.

2. Окружная избирательная комиссия формируется на восемнадцатый
день со дня утверждения схемы избирательных округов либо
принятия решения о проведении выборов по прежней схеме округов в
количестве от 7 до 10 членов комиссии с правом решающего голоса
избирательной комиссией муниципального образования с
соблюдением общих условий формирования избирательных
комиссий, а также порядка формирования окружных избирательных
комиссий, установленных Федеральным законом, настоящим Законом.

3. Период приема предложений по составу окружной избирательной
комиссии начинается на второй день после утверждения схемы
избирательных округов либо принятия решения о проведении
выборов по прежней схеме округов и составляет 15 дней.

Статья 35. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Если в подготовке и проведении муниципальных выборов в
соответствии с пунктом 4 или 5 статьи 30 настоящего Закона
участвует (участвуют) территориальная избирательная комиссия
(территориальные избирательные комиссии), их порядок
формирования определяется Федеральным законом, Законом
Иркутской области «О территориальных избирательных комиссиях
Иркутской области».

Статья 36. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем
за 27 дней до дня голосования комиссией, определяющей результаты
в округе, с соблюдением общих условий формирования
избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых
избирательных комиссий, установленных Федеральным законом,
настоящим Законом, в следующем составе в зависимости от числа
избирателей, зарегистрированных на территории избирательного
участка:

— до 1000 избирателей — 3 — 7 членов избирательной комиссии с
правом решающего голоса;

— от 1001 до 2000 избирателей — 5 — 11 членов избирательной комиссии
с правом решающего голоса;

— более 2000 избирателей — 5 — 15 членов избирательной комиссии с
правом решающего голоса.

2. В случае совмещения с днем голосования на муниципальных
выборах дня голосования на выборах Губернатора области, депутатов
Законодательного собрания области, дня голосования на областном
референдуме, местном референдуме максимальное количество
членов участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может быть
увеличено, но не более чем на 4 члена комиссии с правом решающего
голоса. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение)
данных членов избирательной комиссии, а также выплата им
компенсации за период, в течение которого они были освобождены от
основной работы, производится за счет средств соответствующего
бюджета.

3. Период приема предложений по составу участковых избирательных
комиссий составляет 15 дней.

4. На избирательном участке, образованном на территории воинской
части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных
пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности,
состав участковой избирательной комиссии назначается в срок,
установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных
случаях — не позднее чем за 3 дня до дня голосования.

Статья 37. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

1. Со дня представления документов для регистрации в комиссию,
определяющую результаты в округе, кандидат, избирательное
объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе
назначить по одному члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса в избирательную комиссию муниципального
образования, в каждую окружную, территориальную (в случае ее
участия в подготовке и проведении муниципальных выборов в
соответствии с пунктом 4 или 5 статьи 30 настоящего Закона),
участковую избирательную комиссию.

2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса
не могут быть назначены выборные должностные лица, лица,
замещающие командные должности в воинских частях, военных
организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.

3. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса
обладает равными правами с членом избирательной комиссии с
правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения
выборов, за исключением права:

1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени;

2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных
бюллетеней;

3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов
по избирательному округу, общих результатах муниципальных
выборов;

4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу,
отнесенному к компетенции соответствующей избирательной
комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для
отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного
голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте
действий.

4. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей
избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить
предложения по вопросам, отнесенным к компетенции
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения
по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной
комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них
ответы по существу;

4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со
списками избирателей, с подписными листами, финансовыми
отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных
блоков, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными
с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на
машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих
избирательных комиссий, получать копии этих документов и
материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков
избирателей, подписных листов, иных документов и материалов,
содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в
порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения
указанных копий;

5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам
избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в
правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;

6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной
комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию
или в суд.

5. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса
выдаются удостоверения, форма которых устанавливается
избирательной комиссией муниципального образования.

6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом
совещательного голоса могут быть прекращены в любое время в
течение срока его полномочий по решению лица или органа,
назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы
другому лицу.

7. За кандидатом, избранным на должность депутата (члена)
представительного или иного выборного органа местного
самоуправления, либо главы муниципального образования или иного
выборного должностного лица местного самоуправления, в течение
срока его полномочий сохраняется право назначения членов
избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с
правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

Статья 38. Организация деятельности избирательных комиссий

1. Организация деятельности избирательных комиссий регулируется
Федеральным законом, настоящим Законом.

2. В период избирательной кампании по муниципальным выборам
муниципальные организации телерадиовещания безвозмездно
предоставляют избирательной комиссии муниципального образования
не менее 20 минут эфирного времени еженедельно на каждом из
своих каналов для разъяснения законодательства о муниципальных
выборах, информирования избирателей о сроках и порядке
осуществления избирательных действий, кандидатах, об
избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших
кандидатов, о ходе избирательной кампании, а также для ответов на
вопросы избирателей. Муниципальные организации
телерадиовещания также безвозмездно предоставляют
избирательной комиссии муниципального образования не менее 10
минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов
для указанных выше целей в период, который начинается за 90 дней
до истечения срока, когда должны быть назначены муниципальные
выборы, и заканчивается в день официального опубликования
(публикации) решения о назначении выборов.

3. Редакции муниципальных периодических печатных изданий,
выходящих не реже одного раза в неделю, в период избирательной
кампании по муниципальным выборам безвозмездно предоставляют
избирательной комиссии муниципального образования не менее
одной сотой от еженедельного объема печатной площади.
Избирательная комиссия муниципального образования использует
указанную печатную площадь для разъяснения законодательства о
муниципальных выборах, информирования избирателей о сроках и
порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, об
избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших
кандидатов, о ходе избирательной кампании, а также для ответов на
вопросы избирателей.

Статья 39. Статус членов избирательных комиссий

Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса,
статус членов избирательных комиссий с правом совещательного
голоса устанавливается Федеральным законом, настоящим Законом,
другими законами области.

Статья 40. Расформирование избирательных комиссий

Избирательная комиссия муниципального образования, окружные,
территориальные и участковые избирательные комиссии могут быть
расформированы судом в порядке, установленном Федеральным
законом.

Статья 41. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования

1. При подготовке и проведении муниципальных выборов
избирательная комиссия муниципального образования:

1) осуществляет на территории муниципального образования
контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации;

2) обеспечивает на территории муниципального образования
реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением
муниципальных выборов;

3) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую
помощь нижестоящим комиссиям;

4) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением муниципальных
выборов;

5) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия
(бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным
жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

6) обеспечивает опубликование списка политических партий, их
региональных отделений, иных общероссийских общественных
объединений, имеющих право принимать участие в муниципальных
выборах;

7) назначает муниципальные выборы в особых случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона; назначает
повторные и дополнительные выборы в соответствии со статьей 19
настоящего Закона;

8) регистрирует избирательные блоки;

9) устанавливает форму списка избирателей; составляет списки
избирателей в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона;

10) разрабатывает схему избирательных округов при проведении
муниципальных выборов депутатов и представляет ее на
рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
принимает решение о проведении муниципальных выборов депутатов
по прежней схеме округов либо определяет и утверждает схему
округов в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 27 настоящего
Закона;

11) согласовывает образование избирательных участков; образует
избирательные участки в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи
29 настоящего Закона;

12) формирует окружные избирательные комиссии при проведении
муниципальных выборов депутатов;

13) принимает решение о совмещении участковыми комиссиями
полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов
депутатов и муниципальных выборов главы;

14) принимает документы о выдвижении кандидата в случаях,
предусмотренных настоящим Законом;

15) устанавливает форму списка кандидатов, выдвигаемых по
одномандатным или многомандатным округам при проведении
муниципальных выборов депутатов;

16) устанавливает форму списка доверенных лиц кандидатов;

17) получает сведения об условиях оплаты эфирного времени,
печатной площади, уведомления о готовности предоставить эфирное
время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в
соответствии с пунктом 6 статьи 74 настоящего Закона;

18) устанавливает форму и порядок ведения учета объемов и
стоимости эфирного времени, печатной площади для организаций,
осуществляющих выпуск средств массовой информации, получает
данные этого учета и иные документы в соответствии с пунктом 8
статьи 74 настоящего Закона;

19) осуществляет на территории муниципального образования меры
по обеспечению при проведении муниципальных выборов соблюдения
единого порядка распределения эфирного времени и печатной
площади между зарегистрированными кандидатами для проведения
предвыборной агитации;

20) осуществляет на территории муниципального образования меры
по организации финансирования подготовки и проведения
муниципальных выборов, распределяет выделенные из местного
бюджета и (или) областного бюджета средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов,
контролирует целевое использование указанных средств;

21) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления
обращение о предоставлении муниципальной гарантии исполнения
обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на
них проценты, в соответствии с пунктом 4 статьи 80 настоящего
Закона;

22) открывает специальный счет для внесения избирательного залога;

23) определяет размеры и порядок выплаты компенсации и
дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам
избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также оплаты
труда членам избирательных комиссий с правом решающего голоса,
работающим на постоянной (штатной) основе, работников аппаратов
избирательных комиссий;

24) продлевает сроки проведения финансовых операций по
ходатайству кандидата в соответствии с пунктом 6 статьи 86
настоящего Закона;

25) получает отчеты нижестоящих избирательных комиссий о
поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и
проведение муниципальных выборов, представляет в
представительный орган местного самоуправления и передает в
средства массовой информации отчет о расходовании средств
местного бюджета, а также сведения о поступлении средств в
избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств в
соответствии с пунктом 8 статьи 91 настоящего Закона;

26) утверждает порядок осуществления контроля за изготовлением
избирательных бюллетеней;

27) принимает решение об изготовлении избирательных бюллетеней
либо о поручении изготовления бюллетеней соответствующим
окружным избирательным комиссиям;

28) определяет объем подлежащих размещению участковыми
избирательными комиссиями на информационном стенде
биографических данных о кандидатах;

29) осуществляет на территории муниципального образования меры
по обеспечению при проведении муниципальных выборов соблюдения
единого порядка установления итогов голосования, определения
результатов выборов по избирательному округу, общих результатов
муниципальных выборов;

30) устанавливает общие результаты муниципальных выборов, в том
числе при проведении муниципальных выборов главы признает
муниципальные выборы состоявшимися (несостоявшимися),
недействительными, объявляет избранным кандидата, составляет
протокол и сводную таблицу об общих результатах муниципальных
выборов в соответствии с пунктами 2 — 7 статьи 103 настоящего
Закона;

31) осуществляет на территории муниципального образования меры
по обеспечению при проведении муниципальных выборов единого
порядка опубликования итогов голосования, результатов выборов по
избирательному округу, общих результатов муниципальных выборов;

32) осуществляет официальное опубликование общих результатов
муниципальных выборов;

33) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом, Уставом Иркутской области, законами области, уставом
муниципального образования.

2. При подготовке и проведении муниципальных выборов главы
избирательная комиссия муниципального образования:

1) формирует участковые избирательные комиссии;

2) проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе
достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и
сведений, представленных кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками;

3) регистрирует кандидатов;

4) согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов)
наименование политической партии, иного общественного
объединения;

5) регистрирует доверенных лиц кандидата, выдает им
удостоверения;

6) обобщает поступившую информацию о деятельности центров
поддержки избирательной кампании кандидата;

7) аннулирует регистрацию выбывших кандидатов, принимает
решение об отложении выборов в соответствии с пунктом 5 статьи 66
настоящего Закона;

8) сообщает кандидатам реквизиты специального счета для внесения
избирательного залога;

9) получает от кандидатов финансовые отчеты с периодичностью,
установленной настоящим Законом, передает копии финансовых
отчетов кандидатов в средства массовой информации;

10) получает от филиалов Сберегательного банка сведения о
поступлении средств на специальные избирательные счета, знакомит
кандидатов и средства массовой информации по их официальным
запросам с указанными сведениями;

11) принимает документы, подтверждающие согласие физического
лица на использование его изображения или высказываний в
соответствии с пунктом 8 статьи 71 настоящего Закона;

12) проводит жеребьевку для распределения бесплатного эфирного
времени между зарегистрированными кандидатами;

13) устанавливает время предоставления в пользование помещений
для встреч с зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц
с избирателями, обеспечивает равные условия для
зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных
массовых мероприятий в соответствии с пунктом 3 статьи 77
настоящего Закона;

14) получает экземпляры предвыборных печатных агитационных
материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных
материалов, фотографии иных агитационных материалов;

15) предлагает органам местного самоуправления выделить и
оборудовать на территории каждого избирательного участка
специальные места для размещения предвыборных печатных
агитационных материалов в соответствии с пунктом 7 статьи 78
настоящего Закона;

16) получает уведомление кандидата о несоздании кандидатом
избирательного фонда в соответствии со статьей 81 настоящего
Закона;

17) выделяет зарегистрированным кандидатам средства для
формирования избирательных фондов, если в расходах местного
бюджета эти средства были предусмотрены в установленном порядке;

18) регистрирует уполномоченных представителей кандидатов по
финансовым вопросам;

19) утверждает форму и текст избирательного бюллетеня;

20) принимает решение о возможности внесения в отпечатанные
избирательные бюллетени сведений от руки, с использованием
штампа или иных технических средств, согласует изготовление
участковой избирательной комиссией избирательной документации в
труднодоступных или отдаленных местностях в соответствии с
пунктом 17 статьи 94 настоящего Закона;

21) проводит досрочное голосование в случаях, установленных
пунктом 1 статьи 96 настоящего Закона;

22) определяет количество переносных ящиков для голосования;

23) регистрирует избранного главу муниципального образования, иное
выборное должностное лицо местного самоуправления;

24) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом, Уставом Иркутской области, законами области, уставом
муниципального образования.

3. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального
образования составляет 4 года. Если срок полномочий избирательной
комиссии муниципального образования истекает в период
избирательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок
ее полномочий продлевается до окончания этой
избирательной кампании. Данное положение не применяется при
проведении повторных и дополнительных выборов депутатов
представительного органа местного самоуправления.

Статья 42. Полномочия окружных избирательных комиссий

1. Окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении
муниципальных выборов депутатов:

1) осуществляет на территории избирательного округа контроль за
соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

2) взаимодействует с органами государственной власти, органами
местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и
проведением выборов в избирательном округе;

3) оказывает правовую, организационно-техническую помощь
участковым избирательным комиссиям;

4) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия
(бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по
указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

5) формирует участковые избирательные комиссии;

6) информирует население об адресах и номерах телефонов
участковых избирательных комиссий;

7) обеспечивает доставку избирательных бюллетеней участковым
избирательным комиссиям;

8) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями,
транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-
технического обеспечения муниципальных выборов;

9) принимает документы о выдвижении кандидата в случаях,
предусмотренных настоящим Законом;

10) проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том
числе достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и
сведений, представленных кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками;

11) регистрирует кандидатов;

12) согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов)
наименование политической партии, иного общественного
объединения;

13) устанавливает время предоставления в пользование помещений
для встреч с зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц
с избирателями, обеспечивает равные условия для
зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных
массовых мероприятий в соответствии с пунктом 3 статьи 77
настоящего Закона;

14) проводит жеребьевку для распределения бесплатного эфирного
времени между зарегистрированными кандидатами;

15) получает экземпляры предвыборных печатных агитационных
материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных
материалов, фотографии иных агитационных материалов;

16) осуществляет на территории избирательного округа меры по
обеспечению при проведении муниципальных выборов соблюдения
единого порядка распределения эфирного времени и печатной
площади между зарегистрированными кандидатами для проведения
предвыборной агитации;

17) предлагает органам местного самоуправления выделить и
оборудовать на территории каждого избирательного участка
специальные места для размещения предвыборных печатных
агитационных материалов в соответствии с пунктом 7 статьи 78
настоящего Закона;

18) регистрирует доверенных лиц кандидата, выдает им
удостоверения;

19) обобщает поступившую информацию о деятельности центров
поддержки избирательной кампании кандидата;

20) аннулирует регистрацию выбывших кандидатов, принимает
решение об отложении выборов в соответствии с пунктом 5 статьи 66
настоящего Закона;

21) принимает документы, подтверждающие согласие физического
лица на использование его изображения или высказываний в
соответствии с пунктом 8 статьи 71 настоящего Закона;

22) сообщает кандидатам реквизиты специального счета для внесения
избирательного залога;

23) получает от кандидатов финансовые отчеты с периодичностью,
установленной настоящим Законом, передает копии финансовых
отчетов кандидатов в средства массовой информации;

24) получает от филиалов Сберегательного банка сведения о
поступлении средств на специальные избирательные счета, знакомит
кандидатов и средства массовой информации по их официальным
запросам с указанными сведениями;

25) получает отчеты участковых избирательных комиссий о
поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и
проведение муниципальных выборов;

26) распределяет между участковыми избирательными комиссиями
выделенные из местного бюджета и (или) областного бюджета
средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения
муниципальных выборов, контролирует целевое использование
указанных средств;

27) получает уведомление кандидата о несоздании кандидатом
избирательного фонда в соответствии со статьей 81 настоящего
Закона;

28) выделяет зарегистрированным кандидатам средства для
формирования избирательных фондов, если в расходах местного
бюджета эти средства были предусмотрены в установленном порядке;

29) регистрирует уполномоченных представителей кандидатов по
финансовым вопросам;

30) утверждает форму и текст бюллетеня в избирательном округе;

31) принимает решение о возможности внесения в отпечатанные
избирательные бюллетени сведений от руки, с использованием
штампа или иных технических средств, согласует изготовление
участковой избирательной комиссией избирательной документации в
труднодоступных или отдаленных местностях в соответствии с
пунктом 17 статьи 94 настоящего Закона;

32) проводит досрочное голосование в случаях, установленных
пунктом 1 статьи 96 настоящего Закона;

33) определяет количество переносных ящиков для голосования;

34) осуществляет на территории избирательного округа меры по
обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов
избирателей, установления итогов голосования, определения
результатов выборов по избирательному округу, а также порядка
опубликования итогов голосования и результатов выборов по
избирательному округу;

35) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, в
том числе признает выборы по избирательному округу состоявшимися
(несостоявшимися), недействительными, объявляет избранным
кандидата, составляет протокол и сводную таблицу о результатах
выборов по избирательному округу в соответствии с пунктами 2 — 7
статьи 103 настоящего Закона;

36) регистрирует избранного кандидата;

37) назначает и проводит повторные и дополнительные выборы по
избирательному округу в соответствии со статьей 19 настоящего
Закона;

38) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой
информации результаты выборов по избирательному округу;

39) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законном, настоящим Законом.

2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в
день официального опубликования решения о назначении следующих
соответствующих муниципальных выборов.

Статья 43. Полномочия территориальной избирательной комиссии (территориальных избирательных комиссий)

1. В случае возложения на территориальную избирательную комиссию
полномочий избирательной комиссии муниципального образования в
порядке, определенном пунктом 4 статьи 30 настоящего Закона,
территориальная избирательная комиссия исполняет полномочия
избирательной комиссии муниципального образования в объеме,
определенном решением Избирательной комиссии области.

2. В случае участия территориальных избирательных комиссий в
подготовке и проведении муниципальных выборов главы в порядке,
определенном пунктом 5 статьи 30 настоящего Закона,
территориальные избирательные комиссии реализуют полномочия,
установленные настоящим Законом.

Статья 44. Полномочия участковых избирательных комиссий

1. Участковая комиссия:

1) информирует население об адресе и номере телефона участковой
комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте
голосования;

2) составляет список избирателей в случаях, предусмотренных
пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона; выверяет и уточняет список
избирателей, производит ознакомление избирателей с данным
списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в
данном списке и решает вопросы о включении (невключении)
гражданина в список избирателей, внесении в список иных изменений;

3) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных
кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках;

4) контролирует соблюдение на территории избирательного участка
порядка проведения предвыборной агитации;

5) получает из вышестоящей избирательной комиссии средства,
выделенные из бюджета для подготовки проведения муниципального
образования;

6) представляет в вышестоящую избирательную комиссию отчет о
поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и
проведение муниципальных выборов, в соответствии с пунктом 7
статьи 91 настоящего Закона, обеспечивает возврат
неизрасходованных средств, выделенных данной комиссии;

7) обеспечивает подготовку помещений для голосования (наличие
зала со специально оборудованными местами для тайного
голосования, освещения, письменных принадлежностей,
информационного стенда, увеличенной формы протокола об итогах
голосования и так далее), ящиков для голосования и другого
оборудования;

8) обеспечивает в исключительных случаях изготовление
избирательной документации в соответствии с пунктом 17 статьи 94
настоящего Закона;

9) организует на избирательном участке голосование в день
голосования, в том числе вне помещения для голосования, а также
досрочное голосование;

10) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на
избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и
передает его в вышестоящую комиссию;

11) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает
заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет
указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом
голосования;

12) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления)
на нарушения федеральных законов, настоящего Закона, иных
законов области и принимает по указанным жалобам (заявлениям)
мотивированные решения;

13) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об
административных правонарушениях (готовит материалы для таких
протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с
законодательством об административных правонарушениях в
правоохранительные органы или суд;

14) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии
документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законном, настоящим Законом.

2. Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со
дня официального опубликования результатов выбо-

ров, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы,
протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате
которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если
по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае
обжалования или опротестования итогов голосования полномочия
участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного
решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или
судом.

Статья 45. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. Ha всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при
осуществлении участковой, территориальной избирательными
комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными
бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе
присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий,
зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для
присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при
осуществлении ею работы с перечисленными избирательными
документами указанным лицам не требуется дополнительное
разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана
обеспечить возможность свободного доступа указанным лицам на
заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов
избирателей и осуществляется работа с перечисленными
избирательными документами. На всех заседаниях избирательной
комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными
избирательными документами, а также при подсчете голосов
избирателей вправе присутствовать представители средств массовой
информации.

2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает
информирование непосредственно вышестоящей избирательной
комиссии, каждого зарегистрированного кандидата или его
доверенного лица о дате, времени и месте проведения заседаний
комиссии и осуществления работы с перечисленными в пункте 1
настоящей статьи избирательными документами.

3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб
(заявлений) вправе присутствовать заявители, представители
заинтересованных сторон, которые вправе давать объяснения и
представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан
информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические
данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них,
поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим
Законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному
кандидату, результаты выборов по избирательному округу, общие
результаты муниципальных выборов.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в
день голосования, а также в дни досрочного голосования и до
получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной
комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном
подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе
присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также
наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

6. Наблюдатели, представители средств массовой информации,
иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в
иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов
голосования, определении результатов выборов по избирательному
округу, общих результатов муниципальных выборов, составлении
протоколов об итогах голосования, о результатах выборов по
избирательному округу, общих результатах муниципальных выборов,
а также при повторном подсчете голосов избирателей.

7. Всем членам избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1
настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в
помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на
избирательном участке, который образован в воинской части,
закрытом административно-территориальном образовании, больнице,
санатории, доме отдыха, ином лечебно-профилактическом
учреждении, месте содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в
помещение для голосования на этом избирательном участке.

8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный
кандидат, избирательное объединение, избирательный блок,
общественное объединение, которое должно быть создано и
зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов или
на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены
выборные должностные лица, лица, находящиеся в их
непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в
письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным
кандидатом или его доверенным лицом, избирательным
объединением, избирательным блоком, общественным
объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель.
В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя,
адрес его места жительства, номер избирательного участка,
наименование избирательной комиссии, куда он направляется.
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в
случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным
лицом и проставление печати не требуются. Направление
действительно при предъявлении документа, удостоверяющего
личность наблюдателя. Предварительное уведомление о
направлении наблюдателя не требуется.

10. Указанный в пункте 9 настоящей статьи документ может быть
предъявлен в участковую избирательную комиссию в любой период,
указанный в пункте 5 настоящей статьи, в иную избирательную
комиссию — в период с начала голосования на избирательных
участках до окончания составления итогового протокола на
соответствующей территории.

11. Не допускается одновременное осуществление полномочий
наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для
голосования двумя и более наблюдателями, представляющими
интересы одного зарегистрированного кандидата, одного
избирательного объединения, одного избирательного блока, одного
общественного объединения. Не допускается установление каких-
либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений,
касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной
комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением
голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением
протокола об итогах голосования, а также выдачи копий протокола об
итогах голосования.

12. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего
избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5
настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для
голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки
избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом
голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в
условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в
избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально
знакомиться с любым заполненным или незаполненным
избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об
итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5
настоящей статьи;

6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам
организации голосования к председателю соответствующей
избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его
замещающему;

7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он
направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах
голосования, о результатах выборов по избирательному округу, общих
результатах муниципальных выборов, с документами, приложенными
к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов по
избирательному округу, общих результатах муниципальных выборов,
получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные
копии указанных протоколов и приложенных к ним документов либо
изготавливать копии указанных протоколов и документов. При этом по
требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать
указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной
комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую
избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в
соответствующих избирательных комиссиях.

13. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в
получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе,
избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами
избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете
избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной
комиссии;

7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной
комиссией.

14. Представители средств массовой информации вправе
знакомиться с протоколами всех избирательных комиссий об итогах
голосования, о результатах выборов по избирательному округу, общих
результатах муниципальных выборов, изготавливать либо получать от
соответствующей избирательной комиссии копии указанных
протоколов и приложенных к ним документов.

По требованию представителя средства массовой информации
избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах
голосования, о результатах выборов по избирательному округу, общих
результатах муниципальных выборов.

15. Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии
заверяются председателем либо его заместителем, либо секретарем
соответствующей избирательной комиссии. При этом в заверяемом
документе указанные лица делают запись «Верно», расписываются,
указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и
ставят печать избирательной комиссии.

16. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса,
наблюдатели, представители средств массовой информации,
присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в
участковых избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие
признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением
своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также
фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или
наименования избирательного объединения, избирательного блока,
назначивших члена избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, фамилии, имени и отчества
зарегистрированного кандидата или наименования избирательного
объединения, избирательного блока, общественного объединения,
направивших наблюдателя в избирательную комиссию, а
представители средств массовой информации — с указанием
наименования организации, которую они представляют. Образец
нагрудного знака утверждается избирательной комиссией
муниципального образования.

Статья 46. Иностранные (международные) наблюдатели

Статус иностранных (международных) наблюдателей определяется
федеральными законами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры