О муниципальных выборах В Иркутской области
Глава 8. Информирование избирателей. Предвыборная агитация
Глава 8. Информирование избирателей. Предвыборная агитация
Статья 67. Информационное обеспечение муниципальных выборов
Информационное обеспечение муниципальных выборов включает в
себя информирование избирателей и предвыборную агитацию,
способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности
муниципальных выборов.
Статья 68. Информирование избирателей
1. Информирование избирателей осуществляют органы местного
самоуправления, избирательные комиссии, организации,
осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические
и юридические лица в соответствии с Федеральным законом. Органы
государственной власти, органы местного самоуправления не вправе
информировать избирателей о кандидатах, избирательных
объединениях, избирательных блоках.
2. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой
информации или распространяемые иным способом, должны быть
объективными, достоверными, не должны нарушать равенство
кандидатов.
3. Информирование избирателей, в том числе через средства
массовой информации, о подготовке и проведении муниципальных
выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, об
избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших
кандидатов, о кандидатах, о законодательстве о муниципальных
выборах осуществляют избирательные комиссии.
Если распространенная избирательной комиссией информация для
избирателей по каким-то причинам не соответствует
действительности (вследствие ошибки, последующего изменения
обстоятельств, по иным причинам), избирательная комиссия после
поступления в нее данных о несоответствии действительности
распространенной ею информации обязана довести до сведения
избирателей сообщение о несоответствии действительности ранее
распространенной информации.
4. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой
информации, свободны в своей деятельности по информированию
избирателей.
5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в
периодических печатных изданиях сообщения о проведении
предвыборных мероприятий должны даваться исключительно
отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие
информационные блоки не оплачиваются кандидатами. В них не
должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или
не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-
либо кандидата, в том числе по времени освещения его
предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной
для таких сообщений.
6. В соответствии с Федеральным законом журналист, иной
творческий работник, должностное лицо организации,
осуществляющей выпуск средства массовой информации,
участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению
муниципальных выборов в соответствии с законодательством о
муниципальных выборах, по инициативе администрации
(работодателя) не могут быть уволены с работы или без их согласия
переведены на другую работу в период избирательной кампании по
данным муниципальным выборам и в течение одного года после
окончания этой избирательной кампании, за исключением случая,
когда на них в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации было наложено взыскание, не оспоренное в
судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и
обоснованным.
7. В день голосования до момента окончания голосования на
территории избирательного округа запрещается опубликование
(обнародование) данных о результатах выборов, в том числе
размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных
сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).
Статья 69. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов
общественного мнения, связанных с муниципальными выборами,
является разновидностью информирования избирателей.
Несоблюдение требований пунктов 2, 3 настоящей статьи при
опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного
мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие
сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную
федеральным законом.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов
общественного мнения, связанных с муниципальными выборами,
средства массовой информации, граждане и организации,
публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию,
проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных
(выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос,
точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной
погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса
и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день
голосования запрещается опубликование (обнародование)
результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов
выборов, иных исследований, связанных с проводимыми
муниципальными выборами, в том числе их размещение в
информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования
(включая сеть «Интернет»).
Статья 70. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания,
используемые для информационного обеспечения муниципальных выборов
1. Информационное обеспечение муниципальных выборов
осуществляется с использованием государственных, муниципальных
и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических
печатных изданий.
2. Под государственными организациями телерадиовещания,
государственными периодическими печатными изданиями в
настоящем Законе понимаются осуществляющие вещание
(распространяемые) на территории соответствующего избирательного
округа организации телерадиовещания и периодические печатные
издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями
(соучредителями) редакций которых являются государственные
органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню
официального опубликования (публикации) решения о назначении
(проведении) выборов, оказывалась государственная поддержка в
форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за
счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении
(проведении) выборов имеется государственная доля.
Под муниципальными организациями телерадиовещания и
периодическими печатными изданиями в настоящем Законе
понимаются осуществляющие вещание (распространяемые) на
территории соответствующего избирательного округа организации
телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями
(соучредителями) которых или учредителями (соучредителями)
редакций которых являются муниципальные органы и организации и
(или) которым за год, предшествующий дню официального
опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных
выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и
(или) субвенций на текущее функционирование за счет средств
местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых
на день официального опубликования (публикации) решения о
назначении муниципальных выборов имеется муниципальная доля.
3. Под негосударственными организациями телерадиовещания и
периодическими печатными изданиями в настоящем Законе
понимаются осуществляющие вещание (распространяемые) на
территории соответствующего избирательного округа организации
телерадиовещания и периодические печатные издания, не
подпадающие под действие пункта 2 настоящей статьи.
4. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами
государственной власти, органами местного самоуправления
исключительно для опубликования их официальных материалов и
сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться
агитационные материалы, а также редакционные материалы,
освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков.
Статья 71. Предвыборная агитация
1. В период проведения избирательной кампании предвыборной
агитацией признаются:
1) призывы голосовать «за» или «против» кандидата;
2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какому-либо
избирательному объединению, какому-либо иному общественному
объединению (если оно входит в избирательный блок), какому-либо
избирательному блоку, в частности, указание, за какого кандидата
будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания
кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о
каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях,
избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными
комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением
им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или
отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному
объединению, к которым принадлежит данный кандидат, к
выдвинувшим кандидата избирательному объединению,
избирательному блоку;
7) иные действия в соответствии с Федеральным законом.
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических
печатных изданиях;
2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч
с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов
и дискуссий);
3) посредством выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
3. Предвыборная агитация на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится
в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-
конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков,
видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не
запрещенных законом формах.
4. Кандидат вправе самостоятельно определять содержание, формы и
методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее,
а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном
законодательством порядке.
5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и
распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, иным государственным органам,
органам местного самоуправления;
2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной
службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим
государственные должности категории «А» или выборные
муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных
или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ
своего должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным организациям и религиозным объединениям,
учрежденным ими организациям, а также представителям
религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с
правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным
юридическим лицам;
7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств
массовой информации, при осуществлении ими профессиональной
деятельности.
6. Лицам, замещающим государственные должности категории «А»
или выборные муниципальные должности, запрещается проводить
предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и
в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда
указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов.
7. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной
агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день
голосования.
8. Использование изображения физического лица, положительных
высказываний физического лица о кандидате, избирательном
объединении, избирательном блоке в агитационных материалах
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков
возможно только с письменного согласия данного физического лица.
Документ, подтверждающий согласие, представляется в комиссию,
определяющую результаты в округе, вместе с экземплярами
агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом
3 статьи 78 настоящего Закона, а в случае размещения агитационного
материала на канале организации телерадиовещания либо в
периодическом печатном издании — по требованию соответствующей
избирательной комиссии. Данное ограничение не распространяется на
использование кандидатами, избирательными объединениями,
избирательными блоками в предвыборной агитации публично
высказанных и опубликованных (обнародованных) мнений с
указанием даты (периода времени) публикации (обнародования) и
наименования средства массовой информации, в котором была
осуществлена эта публикация (обнародование). Ссылка в
агитационных материалах на положительное высказывание
физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Законом
права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, об
избирательном объединении, ином общественном объединении (если
оно входит в избирательный блок), избирательном блоке допускается
только в случае, если это высказывание было опубликовано
(обнародовано) до официального опубликования (публикации)
решения о назначении муниципальных выборов. В такой ссылке
должны указываться дата (период времени) публикации
(обнародования) этого высказывания и наименование средства
массовой информации, в котором была осуществлена эта публикация
(обнародование).
9. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются
только за счет средств избирательных фондов кандидатов (включая
призывы голосовать против всех кандидатов), за исключением
случаев предоставления зарегистрированным кандидатам
бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в
порядке, установленном статьями 74 — 76 настоящего Закона.
Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных
фондов других кандидатов, запрещается.
Статья 72. Предвыборные программы кандидатов, зарегистрированных кандидатов
1. Кандидат самостоятельно решает вопрос о возможности
разработать предвыборную программу.
2. Зарегистрированный кандидат вправе до истечения агитационного
периода, указанного в статье 73 настоящего Закона, опубликовать
свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть
осуществлена в рамках бесплатной печатной площади,
предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, либо
оплачена из избирательного фонда кандидата.
Статья 73. Агитационный период
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и
создания соответствующего избирательного фонда (за исключением
случая, когда кандидат вправе не создавать избирательный фонд в
соответствии с настоящим Законом) и прекращается в ноль часов по
местному времени за сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится
в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и
прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня
голосования.
3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в
предшествующий ему день запрещается.
4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие),
ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и
помещений избирательных комиссий в установленном федеральным
законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них,
сохраняются в день голосования на прежних местах.
Статья 74. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и
печатная площадь в периодических печатных изданиях могут
предоставляться зарегистрированным кандидатам в порядке,
предусмотренном настоящей статьей, статьями 75, 76 настоящего
Закона, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная
площадь) либо за плату.
2. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания
и редакции государственных и муниципальных периодических
печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения
предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе
для представления избирателям предвыборных программ в порядке,
установленном Федеральным законом и настоящим Законом.
3. Зарегистрированные кандидаты не вправе использовать
предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную
печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других
зарегистрированных кандидатов.
4. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции
негосударственных периодических печатных изданий, которые
учреждены не менее чем за один год до начала избирательной
кампании, а также негосударственные организации
телерадиовещания и редакции негосударственных периодических
печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала
избирательной кампании избирательными объединениями, вправе
предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время,
печатную площадь. Иные негосударственные организации
телерадиовещания и редакции негосударственных периодических
печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным
кандидатам эфирное время, печатную площадь.
5. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади,
предоставляемых негосударственными организациями
телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических
печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных
кандидатов. Это требование не распространяется на редакции
негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные
кандидатами. Под периодическим печатным изданием, учрежденным
кандидатом, в настоящем Законе понимается периодическое печатное
издание, учрежденное не менее чем за один год до начала
избирательной кампании по муниципальным выборам гражданином
(гражданами) Российской Федерации, участвующим (участвующими) в
муниципальных выборах в качестве кандидата (кандидатов).
6. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской
Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной
площади должны быть опубликованы соответствующей организацией
телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не
позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования
(публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же
срок представлены в избирательную комиссию муниципального
образования вместе с уведомлением о готовности предоставить
эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной
агитации.
7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции
негосударственных периодических печатных изданий, редакции
государственных периодических печатных изданий, выходящих реже
чем один раз в неделю, специализированные организации
телерадиовещания и редакции специализированных периодических
печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических,
научных и других) вправе отказаться от предоставления эфирного
времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Таким отказом считается непредставление уведомления, указанного в
пункте 6 настоящей статьи, в установленные в указанном пункте
сроки.
8. В соответствии с Федеральным законом организации,
осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны
вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и
печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной
агитации, по формам и в порядке, которые установлены
избирательной комиссией муниципального образования, а также
обязаны представлять данные этого учета за 5 дней до дня
голосования и в пятидневный срок после дня голосования в
избирательную комиссию муниципального образования.
Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий (независимо от формы собственности), предоставившие
зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь,
по запросам избирательной комиссии муниципального образования
обязаны представлять ей документы, подтверждающие согласие
зарегистрированного кандидата на выполнение платных работ и
оказание платных услуг.
9. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой
информации, обязаны хранить указанные в пункте 8 настоящей статьи
учетные документы о бесплатном и платном предоставлении
эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня
голосования.
10. В соответствии с Федеральным законом расходы муниципальных
организаций телерадиовещания и редакций муниципальных
периодических печатных изданий, связанные с предоставлением
бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для
проведения предвыборной агитации, относятся на результаты
деятельности этих организаций и редакций.
11. Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на
каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в
периодических печатных изданиях для проведения предвыборной
агитации производится в соответствии с договором, заключенным в
письменной форме между организацией телерадиовещания,
редакцией периодического печатного издания и кандидатом до
предоставления эфирного времени, печатной площади.
Статья 75. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им
бесплатного эфирного времени на каналах муниципальных
организаций телерадиовещания на равных условиях
(продолжительность предоставленного эфирного времени, время
выхода в эфир и другие условия).
В случае, если на территории избирательного округа отсутствуют
муниципальные организации телерадиовещания, бесплатное эфирное
время не предоставляется.
2. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из
муниципальных организаций телерадиовещания выделяет на каждом
из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен
составлять не менее 30 минут в рабочие дни в период, установленный
пунктом 2 статьи 73 настоящего Закона, а в случае, если общее время
вещания организации телерадиовещания составляет менее двух
часов в день, — не менее одной четверти общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на
каждого зарегистрированного кандидата придется более 60 минут
бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного
времени, которое каждая из организаций телерадиовещания
предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен
составлять 60 минут, умноженных на количество зарегистрированных
кандидатов.
3. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться
на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания
период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую
аудиторию.
4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени,
выделяемого муниципальными организациями телерадиовещания,
отводится зарегистрированным кандидатам для совместного
проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных
агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного
эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть
допущены на равных основаниях. Если на каждого
зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного
эфирного времени приходится менее пяти минут бесплатного
эфирного времени, данное правило не применяется.
5. В совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах
муниципальных организаций телерадиовещания, зарегистрированные
кандидаты могут участвовать только лично. Представители
зарегистрированного кандидата к участию в совместных агитационных
мероприятиях не допускаются, за исключением случая, указанного в
пункте 6 настоящей статьи.
6. Если зарегистрированный кандидат в связи с болезнью или
выполнением должностных обязанностей не может участвовать в
совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале
муниципальной организации телерадиовещания, вместо него в
совместном агитационном мероприятии может участвовать его
доверенное лицо.
7. Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в
совместном агитационном мероприятии.
8. В случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 настоящей статьи,
эфирное время, отведенное для проведения совместного
агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая,
когда в совместном агитационном мероприятии может принять
участие только один участник этого мероприятия. Такому участнику по
его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах
доли, полученной в результате деления объема эфирного времени,
предоставляемого для проведения совместного агитационного
мероприятия, на общее число предполагавшихся участников
указанного агитационного мероприятия. Неучастие
зарегистрированного кандидата в совместном агитационном
мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного
эфирного времени, выделяемого ему в соответствии с пунктом 9
настоящей статьи.
9. Оставшаяся после предоставления для проведения совместных
агитационных мероприятий часть бесплатного эфирного времени,
выделяемого муниципальными организациями телерадиовещания,
распределяется в равных долях между всеми зарегистрированными
кандидатами. Не менее трех четвертей предоставляемого в
соответствии с указанным порядком бесплатного эфирного времени
должно быть использовано зарегистрированным кандидатом для его
выступлений, пресс-конференций, интервью.
10. По завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 32
дня до дня голосования, проводится жеребьевка в целях
распределения бесплатного эфирного времени между всеми
зарегистрированными кандидатами. Жеребьевку, в результате
которой определяются дата и время выхода в эфир предвыборных
агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах
муниципальных организаций телерадиовещания, проводит
избирательная комиссия муниципального образования с участием
представителей соответствующих организаций телерадиовещания.
При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в
пункте 1 статьи 45 настоящего Закона. Результаты жеребьевки
оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки
график распределения эфирного времени публикуется в указанных в
муниципальных периодических печатных изданиях либо доводится до
сведения зарегистрированных кандидатов иным путем. Эфирное
время предоставляется на основании договора, заключаемого после
проведения жеребьевки.
11. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны
резервировать эфирное время для проведения предвыборной
агитации зарегистрированными кандидатами за плату. Размер и
условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных
кандидатов. Общий объем платного эфирного времени,
резервируемого каждой муниципальной организацией
телерадиовещания, не может быть меньше общего объема
бесплатного эфирного времени, но не должен превышать его более
чем в 2 раза.
12. Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату
получить эфирное время из общего объема зарезервированного
эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления
этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
13. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных
материалов зарегистрированных кандидатов на платной основе
определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой
организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц
на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных
зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться
в срок, установленный пунктом 10 настоящей статьи. При проведении
жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии
муниципального образования (при проведении муниципальных
выборов депутатов — также члены соответствующей окружной
избирательной комиссии), а также лица, указанные в пункте 1 статьи
45 настоящего Закона. Эфирное время предоставляется на основании
договора, заключенного после проведения жеребьевки.
14. Негосударственные организации телерадиовещания,
выполнившие условия пункта 6 статьи 74 настоящего Закона,
предоставляют зарегистрированным кандидатам для проведения
предвыборной агитации платное эфирное время на равных условиях.
Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех
зарегистрированных кандидатов.
Негосударственные организации телерадиовещания, не
соблюдающие это требование, а также негосударственные
организации телерадиовещания, не выполнившие условий пункта 6
статьи 74 настоящего Закона, не вправе предоставлять
зарегистрированным кандидатам эфирное время для целей
предвыборной агитации.
Общий объем эфирного времени, предоставляемого
зарегистрированным кандидатам указанными в части первой
настоящего пункта организациями телерадиовещания, дата и время
выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждого
зарегистрированного кандидата определяются соответствующими
организациями телерадиовещания. Эфирное время предоставляется
на основании договора, заключенного организацией
телерадиовещания с кандидатом.
15. Если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки
откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее
чем за 5 дней до выхода в эфир сообщить об этом в письменной
форме соответствующей организации телерадиовещания, которая
вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему
усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
16. В соответствии с требованиями гражданского законодательства
Российской Федерации в договорах о предоставлении платного
эфирного времени указываются следующие условия: вид (форма)
предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир,
продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и
порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего)
в теле-, радиопередаче, а также после выполнения условий договора
оформляются акт выполнения работ (услуг) и соответствующая
справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается
выполнение обязательств по договору с указанием программы
вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
17. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской
Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату
стоимости эфирного времени должен быть представлен
зарегистрированным кандидатом не позднее чем за 2 дня до дня
предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с
отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации
должна быть представлена зарегистрированным кандидатом в
организацию телерадиовещания до предоставления эфирного
времени. В случае нарушения указанного условия предоставление
эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не
допускается.
18. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан
перечислить денежные средства не позднее операционного дня,
следующего за днем получения платежного документа.
19. Если в ходе использования платного эфирного времени
зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные
настоящим Законом, организация телерадиовещания вправе в
соответствии с федеральными законами обратиться в суд с
требованием о расторжении договора на предоставление платного
эфирного времени. В случае расторжения договора организация
телерадиовещания не вправе использовать эфирное время в целях
предвыборной агитации.
20. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных
материалов зарегистрированного кандидата, в том числе рекламой
товаров, работ и услуг.
21. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных
материалов зарегистрированного кандидата на каналах организаций
телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм,
агитационных материалов.
23. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм,
содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей
организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня выхода
указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны
бесплатно предоставлять копии указанных теле- и радиопрограмм
избирательным комиссиям по их требованию.
Статья 76. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им
бесплатной печатной площади в муниципальных периодических
печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на
условиях равного объема предоставляемой печатной площади,
одинакового места на полосе, одинакового размера шрифта и других
равных условиях.
В случае, если на территории избирательного округа отсутствуют
муниципальные периодические печатные издания, бесплатная
печатная площадь не предоставляется.
2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной
площади, которую каждая из редакций муниципальных периодических
печатных изданий предоставляет зарегистрированным кандидатам,
должен составлять не менее 20 процентов от общего объема
еженедельной печатной площади соответствующего издания в
период, установленный пунктом 2 статьи 73 настоящего Закона.
Информация об общем объеме печатной площади, которую такое
периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей
предвыборной агитации в течение указанного периода, публикуется
редакцией данного издания не позднее чем через 20 дней после
официального опубликования (публикации) решения о назначении
муниципальных выборов.
3. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной
редакцией муниципального периодического печатного издания,
распределяется между всеми зарегистрированными кандидатами
путем деления общего объема выделяемой печатной площади на
число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на
бесплатную печатную площадь в данном периодическом издании.
4. После завершения регистрации кандидатов, но не позднее чем за
32 дня до дня голосования редакция периодического печатного
издания с участием заинтересованных лиц проводит жеребьевку в
целях распределения бесплатной печатной площади между всеми
зарегистрированными кандидатами и установления дат бесплатных
публикаций их предвыборных агитационных материалов. При
проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной
комиссии муниципального образования (при проведении
муниципальных выборов депутатов — также члены окружной
избирательной комиссии), а также лица, указанные в пункте 1 статьи
45 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются
протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора,
заключенного после проведения жеребьевки.
5. Редакции муниципальных периодических печатных изданий,
выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать
печатную площадь для проведения предвыборной агитации
зарегистрированными кандидатами за плату в период, установленный
пунктом 2 статьи 73 настоящего Закона. Размер и условия оплаты
должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов.
Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой
редакцией муниципального периодического печатного издания, не
может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади,
предоставляемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но
при этом не должен превышать его более чем в 2 раза.
6. Каждый зарегистрированный кандидат вправе получить платную
печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной
площади в пределах доли, полученной путем деления этого объема
на общее число зарегистрированных кандидатов.
7. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов
определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакцией
периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц
на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных
зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться
в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи. При проведении
жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии
области (при проведении муниципальных выборов депутатов — также
члены соответствующей окружной избирательной комиссии), а также
лица, указанные в пункте 1 статьи 45 настоящего Закона. Результаты
жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь
предоставляется на основе договора, заключенного после проведения
жеребьевки.
8. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, а
также редакции муниципальных периодических печатных изданий,
выходящих реже одного раза в неделю, выполнившие условия пункта
6 статьи 74 настоящего Закона, предоставляют зарегистрированным
кандидатам платную печатную площадь на равных условиях. Размер и
условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных
кандидатов.
Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не
выполнившие условий пункта 6 статьи 74 настоящего Закона, не
вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам печатную
площадь для целей предвыборной агитации. Редакции
негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие
условия пункта 6 статьи 74 настоящего Закона, вправе отказать в
предоставлении печатной площади для проведения предвыборной
агитации.
Общий объем печатной площади, предоставляемой
зарегистрированным кандидатам редакциями указанных
периодических печатных изданий, дата опубликования предвыборных
агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов
определяются самими редакциями. Печатная площадь
предоставляется на основании договора, заключенного между
редакцией периодического печатного издания и кандидатом.
9. Если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки
откажется от использования печатной площади, он обязан не позднее
чем за 5 дней до дня опубликования предвыборного агитационного
материала сообщить об этом соответствующей редакции
периодического печатного издания, которая вправе использовать
высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за
исключением целей предвыборной агитации.
10. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской
Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату
стоимости печатной площади должен быть представлен
зарегистрированным кандидатом не позднее чем за 2 дня до дня
опубликования предвыборного агитационного материала. Копия
платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка
Российской Федерации должна быть представлена
зарегистрированным кандидатом в редакцию периодического
печатного издания до предоставления печатной площади. В случае
нарушения этого условия предоставление печатной площади не
допускается.
11. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан
перечислить денежные средства не позднее операционного дня,
следующего за днем получения платежного документа. При этом срок
осуществления безналичного платежа не должен превышать 2
операционных дня в пределах области.
12. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в
соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться
редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также
заголовками и иллюстрациями, не согласованными с
зарегистрированным кандидатом.
13. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических
печатных изданиях, должна помещаться информация о том, из
средств избирательного фонда какого кандидата была произведена
оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы
были опубликованы бесплатно, то информация об этом должна
содержаться в публикации с указанием, какому зарегистрированному
кандидату была предоставлена возможность размещения
соответствующей публикации. Ответственность за выполнение
данного требования несет редакция периодического печатного
издания.
14. Редакции периодических печатных изданий, публикующих
агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-
либо зарегистрированному кандидату путем изменения тиража и
периодичности выхода периодических печатных изданий. Это
требование не распространяется на редакции периодических
печатных изданий, учрежденных зарегистрированными кандидатами.
Статья 77. Условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в
организации и проведении предвыборных собраний, встреч с
избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов,
демонстраций и шествий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч
зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями
рассматриваются государственными органами, органами местного
самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления
организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются
органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный
срок со дня их получения в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
3. По заявке зарегистрированного кандидата помещения, пригодные
для проведения массовых мероприятий и находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, безвозмездно
предоставляются собственником, владельцем в пользование на
установленное комиссией, определяющей результаты в округе, время
для встреч зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц с
избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны
обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов при
проведении предвыборных массовых мероприятий.
4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи помещение, а равно
помещение, находящееся в собственности организации, имеющей
государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном
(складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении
муниципальных выборов, было предоставлено для проведения
предвыборных массовых мероприятий одному из зарегистрированных
кандидатов, собственник, владелец помещения не вправе отказать
другим зарегистрированным кандидатам в предоставлении
помещения на таких же условиях в иное время в течение
агитационного периода.
5. Кандидаты вправе на основе договора арендовать здания и
помещения, принадлежащие гражданам и организациям
независимо от формы собственности, для проведения встреч с
избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других
предвыборных массовых мероприятий.
6. Для агитационных целей не могут предоставляться здания и
сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных
организаций и учреждений запрещается, за исключением случая,
когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с
избирателями, находится в расположении воинской части. Такое
здание (помещение) выделяется для проведения агитационных
мероприятий командиром воинской части по запросу комиссии,
определяющей результаты в округе. Встречи зарегистрированных
кандидатов, их доверенных лиц с избирателями из числа
военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с
комиссией, определяющей результаты в округе, с обязательным
оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за 3 дня до
дня встречи всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных
лиц.
8. Обязанность обеспечения безопасности при проведении
предвыборной агитации посредством массовых мероприятий
возлагается на государственные органы в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
9. Предвыборная агитация и публичные выступления
зарегистрированных кандидатов на мероприятии, финансируемом,
организуемом или проводимом для населения органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
государственными и муниципальными предприятиями и
учреждениями, до-пускаются только в случае, если об этом
мероприятии были изве-щены все зарегистрированные кандидаты и
им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии.
Статья 78. Условия выпуска и распространения предвыборных
печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять
предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные
агитационные материалы в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные
материалы, за исключением материалов, распространяемых в
соответствии со статьями 75, 76 настоящего Закона, должны
содержать наименование и юридический адрес организации
(фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного пункта, на территории
которого находится его место жительства), изготовившей
(изготовившего) данные материалы, наименование организации
(фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а
также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
3. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов
или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных
материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала
их распространения должны быть представлены кандидатом в
комиссию, определяющую результаты в округе. Вместе с указанными
материалами должны быть также представлены сведения о месте
нахождения (об адресе места жительства) организации (лица),
изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти
материалы.
4. Предвыборные агитационные материалы не могут содержать
коммерческую рекламу.
5. Запрещается изготовление предвыборных агитационных
материалов без предварительной оплаты из соответствующего
избирательного фонда и с нарушением требований, установленных
пунктами 2, 4 настоящей статьи.
6. Запрещается распространение предвыборных агитационных
материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3
настоящей статьи, пунктом 8 статьи 71 настоящего Закона.
7. Органы местного самоуправления по предложению комиссии,
определяющей результаты в округе, не позднее чем за 30 дней до дня
голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого
избирательного участка специальные места для размещения
предвыборных печатных агитационных материалов
(информационные щиты жилых домов, остановочных павильонов,
иные места). Такие места должны быть удобны для посещения
избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели
могли ознакомиться с размещенной на них информацией.
Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная
площадь для размещения предвыборных печатных агитационных
материалов. Площадь выделенных мест должна быть достаточной
для размещения на них информационных материалов избирательных
комиссий и предвыборных печатных агитационных материалов
кандидатов. Кандидаты вправе получить в комиссии, определяющей
результаты в округе, список мест, выделенных для размещения
предвыборных печатных агитационных материалов.
8. В случаях, не предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи,
предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться
(расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях,
сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях
собственников, владельцев указанных объектов. Размещение
предвыборных агитационных материалов на объекте, находящемся в
государственной или муниципальной собственности или в
собственности организации, имеющей государственную и (или)
муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале,
превышающую 30 процентов на день официального опубликования
(публикации) решения о назначении муниципальных выборов,
производится на равных условиях для всех зарегистрированных
кандидатов. При этом за размещение предвыборных агитационных
материалов на объекте, находящемся в государственной или
муниципальной собственности, плата не взимается.
9. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные
печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках,
зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и
помещениях избирательных комиссий, помещениях для голосования и
на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
10. Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны
обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия для
размещения предвыборных агитационных материалов.
11. Избирательная комиссия, поставленная в известность об
изготовлении и о распространении подложных предвыборных
печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о
распространении указанных агитационных материалов с нарушением
требований пунктов 2 — 6, 8, 9 настоящей статьи, принимает
соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и
иные органы с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных
агитационных материалов.
Статья 79. Недопустимость злоупотребления правом на
проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные
программы кандидатов, иные агитационные материалы, выступления
кандидатов, их доверенных лиц на собраниях, митингах, в средствах
массовой информации не должны содержать призывы к
насильственному захвату власти, насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности Российской
Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду
войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую,
национальную, религиозную ненависть и вражду, а также
злоупотребление свободой массовой информации в иной форме,
определенной законодательством Российской Федерации. Не может
рассматриваться как разжигание социальной розни агитация,
направленная на защиту идей социальной справедливости.
Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской
Федерации об интеллектуальной собственности.
2. Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным
представителям по финансовым вопросам, избирательным
объединениям, избирательным блокам, их уполномоченным
представителям, иным лицам и организациям при проведении
предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп
избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные
материальные ценности иначе как за выполнение организационной
работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу),
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную
организационную работу, в зависимости от итогов голосования или
обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную
распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за
исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных)
и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а
также оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях.
Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по
финансовым вопросам, избирательные объединения, избирательные
блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации
не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на
избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги
и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а
также оказывать им услуги иначе чем на основании принимаемых в
соответствии с законодательством Российской Федерации решений
органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. В период избирательной кампании муниципальные выборы и их
результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов
(взаимных пари) и других основанных на риске игр.
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с
муниципальными выборами деятельности кандидатов, их доверенных
лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам,
избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших
кандидатов, и их уполномоченных представителей, избирательных
объединений, входящих в состав таких избирательных блоков, а также
оплата рекламы с использованием фамилий или изображений
указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями,
собственниками, владельцами и (или) членами органов управления
которых являются указанные лица и (или) организации, в ходе
избирательной кампании осуществляется только за счет средств
соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в
день, предшествующий дню голосования, такая реклама не
допускается. Указанная реклама, не оплаченная за счет средств
соответствующего избирательного фонда, начавшаяся до периода
избирательной кампании, в период избирательной кампании должна
быть прекращена.
5. Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители
по финансовым вопросам, избирательные объединения,
избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, и их
уполномоченные представители, избирательные объединения,
входящие в состав таких избирательных блоков, а также
зарегистрированные после начала избирательной кампании
организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или)
членами органов управления или органов контроля которых являются
указанные лица и (или) организации, в ходе избирательной кампании
не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные
физические и юридические лица в ходе избирательной кампании не
вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе,
поручению либо от имени кандидатов, их доверенных лиц и
уполномоченных представителей по финансовым вопросам,
избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших
кандидатов, и их уполномоченных представителей, избирательных
объединений, входящих в состав таких избирательных блоков, а также
вести одновременно с благотворительной деятельностью
предвыборную агитацию. Указанным кандидатам, их доверенным
лицам, уполномоченным представителям, избирательным
объединениям, избирательным блокам запрещается обращаться к
иным физическим и юридическим лицам с предложениями об
оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям
и организациям, расположенным на территории соответствующего
избирательного округа.
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой
информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования)
агитационных и информационных материалов (в том числе
содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб
чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут
предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать
(опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей
чести, достоинства или деловой репутации до окончания
агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности
бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное
разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой
репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время
суток, в которое была обнародована первоначальная информация.
Объем эфирного времени, предоставляемого для обнародования
указанного опровержения или разъяснения, должен быть не менее,
чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения
первоначальной информации, но не менее двух минут. При
предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение
должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте
полосы и в объеме, не меньшем, чем объем первоначального
компрометирующего текста. Установленные настоящим пунктом
правила не распространяются на редакции периодических печатных
изданий, учрежденных кандидатами, избирательными
объединениями, в том числе избирательными объединениями,
входящими в избирательный блок.
7. В соответствии с федеральными законами правоохранительные и
иные органы обязаны принимать меры по пресечению
противоправной агитационной деятельности, предотвращению
изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов и по их изъятию,
устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их
оплаты, а также незамедлительно информировать избирательную
комиссию муниципального образования о выявленных фактах и
принятых мерах.
8. В случае нарушения организацией, осуществляющей выпуск
средств массовой информации, установленных настоящим Законом
правил проведения предвыборной агитации соответствующая
избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные
органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие
государственную политику в сфере средств массовой информации, с
представлением о пресечении противоправной агитационной
деятельности и привлечении организации, осуществляющей выпуск
средств массовой информации, ее должностных лиц к
ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.