издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К новому году готовы!

  • Автор: Ирина ВОСТРИКОВА

От государства люди ждут стабильности, а с остальным они справятся и сами Все ближе и ближе новогодние праздники. Магазины уже начинают выставлять новогодний ассортимент товаров, рассчитывать программы скидок и готовятся украшать витрины. В свою очередь социологи решили выяснить, как готовятся к новому году россияне, с какими чувствами они провожают уходящий 2003 год и как собираются встречать новый - 2004-й.

Социологическое агентство «Столица Поволжья» провело опрос 1500
россиян в крупнейших городах страны на предновогоднюю тематику.

Прежде всего, опрос подтвердил складывающуюся в последние годы
тенденцию к вытеснению из потребления традиционного для российских
застолий напитка — водки. Интересно, что в обыденном потреблении водка
уже давно конкурирует с пивом, однако на праздничный стол поставить пиво
готовы чуть больше 5% опрошенных. Водка будет на столе примерно у 70%
россиян, но треть из них ставят ее лишь по традиции, отмечая, что сами
отдадут предпочтение коньяку или вину. В целом коньяк собираются ставить
на новогодний стол около 30% россиян, вино считают обязательным
атрибутом праздника около 55% (отвечая на вопрос, можно было выбрать
несколько вариантов ответа, поэтому сумма их больше 100%), еще около
пяти процентов опрошенных намерены купить экзотические для русского
стола напитки — ром, джин, виски и т.п. В целом статистика отмечает за
последние три года растущую популярность вина, причем благодаря
расширяющемуся выбору предпочтение отдается сухим винам перед
креплеными.

Продукты к столу основная масса опрошенных предполагает покупать
в магазинах и супермаркетах, считая, что Новый год — тот праздник, когда
можно отправиться за покупками в более дорогие торговые точки. Впрочем,
около половины опрошенных совершают в супермаркетах и свои обыденные
покупки. Социологи отмечают, что с появлением новых форматов торговли,
а супермаркеты есть сегодня даже в крупных районных центрах, стала
зарождаться новая субкультура, когда поход с семьей за покупками
становится еженедельной традицией россиян.

Главным достижением уходящего 2003 года более половины
опрошенных считают экономическую стабильность в стране и тенденцию по
укреплению рубля по отношению к доллару. Около 30% к позитивным
изменениям отнесли ослабление налогового бремени для физических лиц. И
хотя решения о снижении налогов были приняты еще год назад, впервые ими
россияне воспользовались лишь этой весной, что позволило многим впервые
честно заплатить налоги.

Среди частных замечаний опрошенных социологи отметили, что кто-то
в этом году впервые съездил за границу, для кого-то целым открытием стало
подключение к Интернету, а для кого-то главным событием уходящего года
стала покупка автомобиля.

Более 70% россиян намерены отмечать Новый год в России. Около 10%
россиян еще не определились с выбором, а чуть меньше 20% намерены
встретить Новый год или провести рождественские каникулы за границей,
как правило, в Европе. Причем для тех, кто намерен отправиться в
европейское турне, новогодние путешествия в последние три-четыре года
стали уже традицией.

От наступающего 2004 года основная масса наших граждан ждет
политической и экономической стабильности, порядка в стране и решения
части своих проблем. Так, например, неуклонно растет число граждан,
ожидающих от государства поддержки малого и среднего бизнеса. Если год
назад за это ратовали 19% россиян, то теперь уже 23% от общего числа
опрошенных. 40% опрошенных желают, чтобы в будущем году наконец
заработали схемы ипотечного кредитования, которые позволят
нуждающимся решить свои жилищные проблемы.

В целом же лишь 30% опрошенных ждут что-либо от государства для
себя лично — повышения пособий, зарплат и т.п. Основная же масса россиян
рассчитывает сегодня лишь на себя и свои силы. Многие полагают, что
главная задача правительства — остановить рост цен и инфляцию и
предоставить гарантии стабильного развития страны, а со всем остальным в
своей жизни люди готовы справиться сами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры