издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыка и цирк неразделимы

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

К 40-летию Иркутского цирка Согласитесь, представить себе советскую кинокомедию Георгия Александрова "Цирк" без блистательной музыки Исаака Дунаевского невозможно. Не знаю, сколь долго мы еще будем смотреть саму комедию, во многом придуманную на потребу того времени (30-е годы), но музыка... Особенно чудесный, яркий, бодрый марш -- он столь органично вписался в фильм, что все цирки с тех пор считают его "своим" и ни одно представление без него не обходится. Это, конечно, классика, а для цирковых оркестров даже больше того -- это их гимн, если хотите.

Почему об этом пошел разговор? Да потому, что сегодня
гость нашей страницы как раз тот человек, для которого
музыка и цирк неразделимы. Музыка — профессия, а
цирк — место работы дирижера Иркутского цирка Виктора
Евгеньевича Позднякова. До нашей встречи я был на вечерней
программе в цирке (кстати, замечательной) и, зная, что
нам предстоит встретиться с Евгением Викторовичем, наблюдал
за его работой. Интересная работа у дирижера циркового
оркестра! «Одним» глазом он должен наблюдать за действием
на арене (ведь музыка сопровождает номера), «другим» —
за оркестрантами. Оркестр эстрадный, небольшой по составу,
но ансамбль должен быть сыгранным, каждый должен знать
«свой маневр», ибо сбои просто недопустимы (как, впрочем,
в любом оркестре). Но если у оркестра, допустим филармонии,
до того как выступить, есть время на репетиции, здесь
его просто в обрез: работать нужно, что называется,
«с листа». Вы спросите, как это нет времени на репетиции?
А вот представьте: приезжает новая труппа (дирижер
ее в работе еще, естественно, не видел), ему вручаются
музыкальные ноты (артисты успевают, правда, рассказать
бегло, в штрихах, где и что они хотели бы услышать
от оркестра). Оркестранты, и в первую очередь, конечно,
дирижер, просматривают программу (напечатанную на бумаге),
знакомятся с произведениями (а их нередко пишут композиторы
именно для цирковых представлений) и — на выход, маэстро!
Парад алле!

«Оркестр быстрого реагирования», они должны в работе понимать
друг друга с полуслова, с полувзгляда: сыгранность —
мерило качества. Мало того, что нужно уметь играть,
как говорится, все, что требует сценарий (а тут и легкая,
и классическая музыка, и джаз, и дикселенд), так надо еще
и виртуозно переходить от одного жанра к другому. И…
все время видеть арену: а вдруг там сбой, вдруг человек
с каната сорвался, а ты тут арию мистера Икса выводишь.
Музыканты должны быть про-фес-сио-налы. И такие вот
играют в нашем Иркутском цирке, причем многие уже давно,
много лет (и, в общем-то, за копеечную зарплату). Это
мы, зрители, их не знаем (и даже не видим, они где-то
там на верхотуре сидят, на крохотном пятачке), а в
музыкальном мире Иркутска имена многих хорошо известны
и почитаемы. Сам Поздняков, например, окончил сначала
музыкальное училище (где, кстати, сегодня и давно уже
преподает многие предметы, имеет учеников). После музучилища
окончил Уральскую консерваторию в Свердловске, выступал
с консерваторским оркестром за рубежом. Но вот не посчитал
зазорным, вернувшись в родной город, стать во главе
оркестра Иркутского цирка. Ведет творческую переписку
с композиторами Виктором Куприяновым, Робертом Вшивковским,
Владимиром Купцовым и другими, пишущими пьесы специально
для цирка.

— Евгений Викторович, — задаю ему вопрос, — а вот
если взять и «отменить» музыку в цирке. Что будет?

— А плохо будет, — отвечает. — Цирк половину своего
очарования потеряет, не меньше. Между прочим, в некоторых
цирках страны экономят, сокращают оркестры, а то и вовсе их
убирают. Как ни трудно выживать в сегодняшних непростых
условиях и Иркутскому цирку, наш директор Владимир Борисович
Петров сохраняет оркестр, за что ему нижайшее спасибо.
И пусть зрители, которые приходят к нам,
оценят этот факт — возможность видеть
представление не только под фонограмму, но и слышать
«живой» звук инструмента.

— Вот вы говорили, Евгений Викторович, что у вас времени
на подготовку новой программы почти нет: одна-две репетиции
и все.

— Да, и это налагает на оркестрантов определенные специфичные
обязанности: от них требуется читка «с листа»,
со всеми штрихами и нюансами, они должны хорошо чувствовать
дирижера. Оркестр складывается годами, костяк — восемь
человек — по сути дела уже ветеранский. Наш пианист Олег
Забудько проработал в оркестре 30 лет, ездил в составе
цирковых программ за рубеж. Великолепно работает первая
труба Валерий Музик. Постепенно пытаюсь втягивать и
молодых музыкантов — студентов училища. Александр Бормотин
— ударник, классный мастер, один из лучших ударников
в городе, Николай Третьяков — все они играют и в других
оркестрах и весьма востребованы. Коллектив у нас сплоченный,
очень грамотный, умеет точно воплотить замысел и композиторов,
и артистов цирка. А это для них очень важно — чувствовать
нашу поддержку.

— Ну а в чем состоит сложность именно вашей работы?

— В работе с манежем. Нужно войти в образ артиста,
выступающего на арене, слиться музыкой с его номером.
И потом, ведь мне приходится (и это моя главная забота)
подбирать соответствующую музыку, а значит, знать ее,
«быть в репертуаре», причем мало только знать, надо ее
максимально приблизить к программе. Иногда группа приезжает
без своей музыки — я помогаю подобрать ее, соединить
с программой. Тут есть место и импровизации: 19 лет
работы в цирке «заставили» стать универсалом,
хотя это было нетрудно: в свое время в Свердловске я работал в составе
эстрадно-симфонического оркестра (я ведь получил классическое
образование). Мы объездили весь Урал, бывали и за границей.

— Стало быть, «обиженный судьбой», — это не про вас?

— Да что вы! Я горжусь, что работаю в цирке. Это интереснейшая
живая работа. И потом, я ведь всегда в музыке. А что музыканту
еще надо?

— Вы в цирке с 1985 года. За это время, наверное, успели
столько знаменитостей узнать, столько номеров увидеть…

— Не только узнать, мы же работали вместе! Если я начну все
имена перечислять, вашей страницы не хватит. Народные,
заслуженные, всемирно известные… Их было много, очень
много, и я горжусь, что с ними лично знаком. Да, российский
цирк переживает не лучшие времена, но не забывайте тем
не менее,
что в мире два лучших цирка — это российский и китайский.
Это наши зрители чуть «подзаелись» и в цирк стали меньше ходить.
А вы посмотрите хотя бы сегодняшнюю программу! Многие
номера просто уникальны, без преувеличения. И это при
том, что самые лучшие номера «выхватывает» Москва
и отправляет за рубеж. Я работал с такими знаменитыми
артистами, как Тереза Дурова, Юрия Филатова, Н. Павленко,
В. Бабаев, Ибрагимовы, Л. Тихонова, М. Багдасаров,
А. Марик, Н. Новичков, с десятками, сотнями других великих
циркачей.

На столе в скромном кабинетике Евгения Викторовича я
замечаю толстенный журнал. На обложке написано: «Книга
отзывов». Догадываюсь, что лежит она именно здесь не
случайно. Так и оказалось: она сплошь заполнена благодарностями
цирковых знаменитостей в адрес оркестра и
его дирижера…

Я приведу лишь несколько.

«Дорогие коллеги!

Дважды за минувший год ощущал дыхание оркестра, его
слаженную работу. За удивительно короткие предпремьерные
сроки вы умудряетесь слаженно и профессионально звучивать
цирковые номера, играть совершенно новые, незнакомые ранее
произведения. Особая благодарность дирижеру цирка Е. Позднякову,
благодаря которому сохраняется состав оркестра
и поддерживается на уровне профессионализм.

И хотя я работаю с фонограммой, очень приятно ощущать
и слышать на представлении профессиональное звучание.

Успехов вам всем и предельно коротких простоев в работе.

С уважением

Р. АХМЕТЗЯНОВ,

нар. арт. Татарстана».

* * *

«Невозможно представить цирковое представление, спектакль
без живого музыкального сопровождения. И этот факт давно
доказан. А мне втройне приятно работать с коллегами
артистами оркестра под управлением Евгения Позднякова,
прекрасного человека, профессионала в нашем нелегком
цирковом деле. Все было хорошо!

Большое спасибо за совместную работу!

Африкано-Ивановский клоун».

* * *

«Большое спасибо оркестру Иркутского цирка во главе
с главным дирижером Евгением Викторовичем.
За время гастролей со стороны гл. дирижера Позднякова
всегда было чуткое отношение к программе и всегда выполнялись
все требования, необходимые для работы.

С благодарностью народный артист Азербайджана

Т. АХУНДОВ».

* * *

«От воздушной гимнастки Акиловой Вероники

Огромное спасибо всему оркестру, кто сопровождал всю
нашу программу так профессионально, так красиво. Чтоб вы
всегда так работали вне зависимости от ранга. Вы своей
работой очень помогали нам. Наулучшие пожелания, всего вам
доброго!

Мои пожелания, чтоб такому хорошему оркестру пошили
красивые костюмы, белые рубашки и бабочки».

* * *

«Дорогой Евгений Викторович!

Спасибо вам за помощь в работе! Ваша музыка помогала
нам отлично выступать и создавала бодрое настроение.
Желаем вам обзавестись своей библиотекой и «так держать»
— в наше непростое время.

С уважением

к вашему цирку, к вашему оркестру

Раиса, Грант и «косолапые грации»

(ИБРАГИМОВ, нар. арт. России)».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры