Прокуроры поставили ЖКХ на счетчик
Прошлый год особо запомнился нам жилищной реформой. Квартплата все росла и росла. Нас убеждали, что мы должны освободить бюджет от коммунального ярма и оплачивать услуги жилищников из собственного кармана. Нам предлагали потерпеть, обещая, что, как только цены этих услуг будут доведены до их реальной себестоимости, разруха в клозетах наконец закончится и батареи повсеместно станут теплыми. К концу года несправедливость перед бюджетом была вроде бы устранена: население оплачивало уже 90 % стоимости коммунальных услуг.
И тут выяснилось, что с нового года нас ждет новое (глобальное — чуть ли не
на треть) повышение квартплаты — на сей раз из-за роста тарифов на
тепловую и электроэнергию. А что мы получим в ответ на оплаченные нами
квитанции? Вопрос этот по-прежнему остается актуальным. Областной
прокуратурой накануне нового года (и повышения квартплаты
соответственно) проверено соблюдение прав и интересов жильцов при
предоставлении им коммунальных услуг.
Первый вывод, который был сделан: на территории области нарушения
качества и сроков предоставления коммунальных услуг имеют прямо-таки
массовый характер. Так, при проверке муниципального предприятия
«Тепловодоканал» прокуратурой Чунского района выявлено, что в течение
отопительного сезона жители райцентра 1167 раз жаловались на отсутствие
воды, аварии, низкую температуру в квартирах — и жалобы эти признаны
обоснованными. Такая же ситуация в Черемхове, Усть-Куте, Иркутском
районе.
Областной центр тоже не стал исключением. Мэр Иркутска В. Якубовский
установил суточный срок устранения неполадок в системах канализации,
электро- и водоснабжения. Но, например, для ДЭЗ — 11 Куйбышевского района
постановление мэра — не закон. Тем, кто живет на Зимней, Сарафановской и
Слюдянской улицах, приходилось нынче подолгу обходиться без холодной
воды, и при этом с них не стеснялись по полной программе взимать плату за
непредоставленную услугу. Многочисленные заявки на ремонт
канализационной системы и по поводу отключения света не были выполнены, в
починке протекающих крыш и прочих строительных работах отказали всем
до одного обратившимся, объясняя отсутствием материалов.
Казалось бы, государство, переложившее на население бремя расходов по
содержанию ЖКХ, должно хотя бы контролировать, насколько
соответствуют оплаченные услуги стандартам качества. Этим занимается
государственная жилищная инспекция Иркутской области. Она,
действительно, регулярно отслеживает нарушения правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда — в прошлом году их выявлено
1829. Только вот что дальше? Как показала прокурорская проверка,
четвертая часть предписаний жилищной инспекции не исполняется.
ЖЭКи, ДЭЗы и РЭУ всегда, помнится, были объектами критики. Что же
изменилось с приходом рыночных отношений? Цены доведены до рыночных
кондиций, качество же услуг осталось прежним, если не ухудшилось. Крыши
еще больше прохудились, а трубы проржавели, став старше.
Проведенный прокуратурой анализ показал: рост тарифов на жилищно-
коммунальные услуги на территории области опережает повышение цен на
потребительском рынке. Инфляция на рынке коммунальных услуг во многом
объясняется переходом на полную оплату их населением. Но на фоне
увеличения тарифов и цен ни качество этих услуг, ни техническое состояние
жилого фонда не улучшилось. В ветхих и аварийных зданиях расположено
сегодня 5% квартир. Может, это и не так много, если раскидать на всю
область. А каково живется людям в Жигаловском районе, где доля ветхого
жилья 36%, или Балаганском, где 38% аварийных домов? Да и в городах
Свирске, Черемхове, Зиме пятая часть населения ютится в домах, в которых
проживать просто невозможно.
Батареи, вопреки народным чаяниям, теплее с повышением цен тоже не
становятся. Между тем органы местного самоуправления, наделенные
законом правом устанавливать тарифы на тепловую энергию, поставляемую
местными производителями, не склонны проявлять сочувствие населению.
Прокурорская проверка показала, что правила государственного
регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию, утвержденные постановлением правительства РФ, на местах
зачастую просто игнорируются. Так происходит, например, в Усть-
Удинском, Усольском, Братском и Киренском районах, где не проводилась
экспертиза экономической обоснованности повышения тарифов. В Киренске
их пересматривали за год несколько раз, хотя это и не допускается законом.
А глава Нижнеилимского района, которого правила, установленные
правительством страны, видимо, не устроили, вообще утвердил собственный
регламент, куда внес дополнительные основания для пересмотра тарифов на
тепловую энергию. Естественно, прокуратура района опротестовала это
постановление мэра, и незаконный правовой акт был отменен.
Убедившись, что законопослушные и лояльные к экономическому курсу
страны граждане согласны безропотно тащить свалившееся на них бремя
коммунальной реформы, органы местного самоуправления стали заниматься
чистым самоуправством. Прокуратурой установлено, что ни в одном из
проверенных муниципальных образований не соблюдается Закон РФ «Об
основах федеральной жилищной политики». В пункте 8 ст. 15 этого закона
черным по белому записано, что изменять цены и тарифы на содержание
жилья и коммунальные услуги разрешается не чаще одного раза в год
(одновременно с утверждением местного бюджета) и только на основании
результатов независимой экспертизы фактических затрат. Однако повсюду,
куда ни ступала в дни проверки нога прокурора, порядок проведения такой
экспертизы даже не был определен. Проверка, между тем, проходила в конце
года (ноябре), и во многих муниципальных образованиях вовсю шла
подготовка нормативных актов об увеличении цен и тарифов уже с 1 января.
В Ангарске властям было, видимо, уж совсем невтерпеж: здесь повысили
квартплату прямо посреди финансового года, с 1 июля, не внося изменений в
бюджет и не утруждаясь экспертизой фактических затрат. Чтобы защитить
нарушенные права населения, прокурор города вынужден был обратиться в
суд с заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству, а потому недействительным, постановления мэра о
введении повышенных тарифов в жилищно-коммунальной сфере. Городской
суд удовлетворил требования прокурора — от незаконно возложенного
бремени ангарчанам удалось освободиться на какое-то время.
Вообще «государеву оку», как называют прокуратуру, дремать не
приходится. Если бы не бдительность сотрудников, осуществляющих надзор
за законностью в жилищно-коммунальной сфере, местные власти и
обслуживающие организации не стали бы
церемониться с жителями, предпочитая из их кошельков покрывать затраты в
этой сфере. Прокурор Заларинского района опротестовал распоряжение мэра
о повышении тарифов на услуги, поскольку они были введены до
официального опубликования, и обязал сделать перерасчет оплаты для
населения. По такому же пути пошел и прокурор Шелехова. Прокуратура
Куйбышевского района Иркутска пресекла самодеятельность ООО
«Котерия», взявшегося обслуживать общежитие, находящееся в
государственной собственности, по собственным, завышенным расценкам.
Жильцам были возвращены незаконно взысканные с них суммы.
Втискивать растущие тарифы в прокрустово ложе платежеспособности
населения становится все сложнее. По большей части именно низкими
доходами жильцов объясняются большие задолженности по квартплате. По
закону, если она не вносится в течение полугода, договор социального найма
жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке, а должнику
грозит выселение. Областная прокуратура обобщила практику рассмотрения
подобных судебных дел. Их оказалось немного. Из 12 исков в прошлом году
суды удовлетворили в полном объеме лишь два, справедливо считая
выселение исключительной мерой, с которой нельзя спешить. В абсолютном
большинстве случаев служители Фемиды признали уважительными причины
задолженности по квартплате: задержка заработной платы, невозможность
трудоустроиться, маленькие дети в семье и т. д. Во всех процессах по делам о
выселении участвуют прокуроры — как гаранты соблюдения законных прав
малообеспеченных граждан.
Конечно, цены на коммунальные услуги все равно вырастут — ведь с 1
января введены повышенные тарифы на электрическую и
тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго». Но процесс этот не
может проходить бесконтрольно, как заблагорассудится главам
администраций и предприятиям — монополистам. Новые расценки должны
быть экономически обоснованны. Работая по этому методу, региональной
энергетической комиссии Иркутской области при формировании новых
тарифов на тепло и электроэнергию, удалось снизить себестоимость
продукции более, чем на 2 миллиарда рублей. В результате уровень
установленных РЭК тарифов, например, для населения сократился в три раза
по сравнению с предложенным ОАО «Иркутскэнерго» (32 коп. за
киловатт-час вместо 95,7). Прокуратура, тщательно проверявшая
обоснованность решения правления РЭК, не выявила нарушений
законодательства и ущемления интересов населения.
Только так, заставив экономически обосновать затраты при установлении
тарифов на все коммунальные услуги, сделав эту информацию прозрачной,
можно надеяться, что населению не придется оплачивать из своего кармана
безхозяйственность жилищников и неумеренные административные
аппетиты.