издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и
экономические основы осуществления экологического
образования и просвещения, создания условий для
формирования экологической культуры населения Иркутской
области (далее — область).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные
понятия:

1) экологическое образование (образование в сфере экологии) —
непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения
и развития личности, направленный на формирование
ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей,
их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию
человека с природной, социальной и техногенной средой, а также
на получение специальных знаний и практических навыков по
охране окружающей среды, природопользованию и
экологической безопасности;

2) экологическое просвещение (просвещение в сфере экологии) —
распространение экологических знаний об экологической
безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о
состоянии окружающей среды и об использовании природных
ресурсов в целях формирования экологической культуры в
обществе;

3) экологическая культура — система социальных отношений,
моральных ценностей, норм и способов взаимодействия
человека, общества с окружающей средой.

Статья 3. Правовая основа экологического образования и
просвещения

Правовую основу осуществления и развития экологического
образования и просвещения составляют Конституция Российской
Федерации, законодательство Российской Федерации об охране
окружающей среды, образовании, особо охраняемых природных
территориях, общественных объединениях, экологической
безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения, культуре, средствах массовой информации, иные
законы и нормативные правовые акты Российской Федерации,
Устав Иркутской области, настоящий Закон, иные законы и
нормативные правовые акты области.

Статья 4. Политика области в сфере экологического
образования и просвещения

Политика области в сфере экологического образования и
просвещения реализуется органами государственной власти
области путем разработки и принятия областной целевой
программы; включения мероприятий по осуществлению и
развитию экологического образования и просвещения в
областную программу социально-экономического развития, иные
областные программы, в том числе — по использованию
природных ресурсов, охране окружающей среды, образованию,
здравоохранению, развитию культуры и искусства, спорта,
взаимодействию со средствами массовой информации и другие;
путем оказания государственной поддержки организациям,
общественным объединениям, осуществляющим деятельность в
сфере экологического образования и просвещения, а также в
иных формах.

Статья 5. Принципы политики области в сфере экологического
образования и просвещения

Политика области в сфере экологического образования и
просвещения основывается на следующих принципах:

1) единство экологического образовательного и
информационного пространства Российской Федерации и
области;

2) ориентация методологии и методики экологического
образования и просвещения на устойчивое развитие территории
области;

3) системность и непрерывность образования в сфере экологии;

4) экологизация учебных предметов в системе образования;

5) направленность экологического образования на решение
практических задач по оптимизации природопользования,
сохранение природы и улучшение качества окружающей среды;

6) региональная направленность содержания экологического
образования и просвещения;

7) всеобщность экологического образования и просвещения
(обеспечение обучения и просвещения всех социальных и
возрастных групп населения области);

8) гласность при разработке и реализации политики области в
сфере экологического образования и просвещения;

9) государственная поддержка организаций, общественных
объединений, осуществляющих деятельность в сфере
экологического образования и просвещения;

10) комплексный, межотраслевой и межведомственный подход к
осуществлению и развитию экологического образования и
просвещения;

11) согласованность действий органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций, общественных
объединении и граждан по развитию на территории области
экологического образования и просвещения;

12) перспективное планирование мероприятий в сфере
экологического образования и просвещения;

13) межрегиональное и международное сотрудничество в сфере
экологического образования и просвещения.

ГЛАВА 2

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

Статья 6. Региональный компонент государственных
образовательных стандартов

1. В региональный компонент государственных образовательных
стандартов в установленном законодательством порядке
включаются вопросы по экологии, охране окружающей среды,
природопользованию и экологической безопасности.

2. Региональный компонент государственных образовательных
стандартов в сфере экологического образования является
основой для разработки образовательных программ.

Статья 7. Экологическое образование в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях

1. Органы государственной власти области в пределах
компетенции, установленной законодательством, гарантируют
экологическое образование в учреждениях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, предусматривающее реализацию
образовательных программ в сфере экологии.

2. В дошкольных образовательных учреждениях реализуются
образовательные программы в сфере экологии, направленные
на формирование и развитие у детей эмоционально-
положительного отношения к природе и окружающей среде.

3. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях
осуществляется поддержка детских экологических общественных
объединений, внешкольных форм экологического воспитания,
экологических лагерей, экспедиций, походов и экскурсий.

Статья 8. Экологическое образование в учебных заведениях
начального профессионального, среднего профессионального,
высшего профессионального и послевузовского профессионального
образования

1. Учебные заведения начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования обеспечивают
преподавание экологических дисциплин в соответствии с
федеральным и региональным компонентами государственных
образовательных стандартов самостоятельно.

2. Региональные компоненты государственных образовательных
стандартов начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования отражают
региональные особенности подготовки специалистов по
соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

3. В случае финансирования из областного бюджета реализации
учебным заведением начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования региональных
компонентов государственных образовательных стандартов в
сфере экологии их содержание определяется в порядке,
установленном договором между учебным заведением и
администрацией области.

4. В учебных заведениях начального профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования поощряется
создание и деятельность молодежных экологических
общественных объединений, научных экологических
объединений («школ», «академий», кружков), проведение
студенческих семинаров, научных конференций, конкурсов,
олимпиад и иные формы экологического образования и
воспитания молодежи.

Статья 9. Дополнительное экологическое образование

Дополнительное экологическое образование осуществляется в
соответствии с федеральным и областным законодательством
общеобразовательными учреждениями и образовательными
учреждениями профессионального образования, а также
образовательными учреждениями дополнительного образования
на основе соответствующих программ дополнительного
образования, в целях всестороннего удовлетворения
познавательных потребностей граждан в сфере экологии,
непрерывного повышения квалификации работников,
профессиональная деятельность которых связана с
деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую
среду и здоровье человека, охраной окружающей среды и иной
экологической деятельностью.

Статья 10. Подготовка руководителей организаций и
специалистов в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности

1. Экологическое образование руководителей организаций и
специалистов, ответственных за принятие решений при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая
оказывает или может оказать негативное воздействие на
окружающую среду, и не получивших необходимую
экологическую подготовку в рамках основной образовательной
программы, осуществляется в рамках профессиональной
подготовки и (или) по программам дополнительного образования.

2. Дополнительная экологическая подготовка указанных в
настоящей статье лиц осуществляется в областных учебных
центрах дополнительного образования либо в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.

Статья 11. Подготовка должностных лиц областных органов
государственной власти в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности

1. Должностные лица областных органов государственной
власти, служебные обязанности которых связаны с
деятельностью, которая оказывает или может оказать
негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь
подготовку в сфере охраны окружающей среды и экологической
безопасности, которая учитывается при назначении на
должность, аттестации и переаттестации.

2. Экологическое образование должностных лиц областных
органов государственной власти, служебные обязанности
которых связаны с деятельностью, которая оказывает или может
оказать негативное воздействие на окружающую среду, не
получивших необходимую экологическую подготовку,
осуществляется в соответствии с планом повышения
квалификации либо переподготовки (переквалификации) за счет
средств областного бюджета.

3. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка
(переквалификация) должностных лиц областных органов
государственной власти в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности осуществляются в областных
учебных центрах дополнительного образования либо в высших
учебных заведениях области на основании заключаемых
государственных контрактов.

Статья 12. Экологическое просвещение населения

Экологическое просвещение населения в области
осуществляется в целях формирования нравственного
отношения человека к окружающей среде как основы повышения
уровня экологической культуры.

Экологическое просвещение населения осуществляется в
следующих формах:

1) распространение органами государственной власти и
органами местного самоуправления экологической информации
о состоянии окружающей среды, региональных экологических
проблемах и путях их решения;

2) распространение экологических знаний библиотеками,
музеями и другими учреждениями культуры;

3) распространение и пропаганда экологических знаний,
информации, включая рекламу, о состоянии окружающей среды,
природных ресурсов и экологической безопасности через
средства массовой информации, в том числе путем выпуска
специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий
экологического характера, а также экологических программ и
передач;

4) эколого-просветительская деятельность общественных
объединений;

5) организация и проведение научно-практических конференций,
лекториев, семинаров и симпозиумов по проблемам экологии;

6) выпуск экологической литературы для населения;

7) другие формы распространения массовой информации.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ

Статья 13. Совещательные органы по экологическому
образованию и просвещению

1. Для разработки и реализации политики области в сфере
экологического образования и просвещения, координации
деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц,
информирования населения по вопросам экологии, охраны
окружающей среды, природопользования и экологической
безопасности, содействия в решении иных вопросов
осуществления экологического образования и просвещения при
администрации области, органах местного самоуправления могут
создаваться совещательные органы по экологическому
образованию и просвещению (консультационные советы,
комиссии и др.).

2. В состав совещательных органов входят специалисты,
обладающие знаниями и опытом в сфере экологического
образования, охраны окружающей среды, природопользования и
экологической безопасности, а также представители
общественных объединений, средств массовой информации.

Порядок организации и деятельности совещательных органов по
экологическому образованию и просвещению при администрации
области определяется Губернатором области.

Порядок организации и деятельности совещательных органов по
экологическому образованию и просвещению при органах
местного самоуправления определяется нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 14. Участие средств массовой информации в
формировании экологической культуры

В области поощряется деятельность средств массовой
информации, направленная на формирование экологической
культуры.

Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления вправе предоставлять из средств
соответствующих бюджетов поддержку средствам массовой
информации, осуществляющим активную деятельность по
формированию экологической культуры в области.

Государственные областные и муниципальные организации
телерадиовещания и редакции государственных областных и
муниципальных периодических печатных изданий на основании
устава редакции и (или) договора между учредителем и
редакцией (главным редактором) участвуют в формировании
экологической культуры на территории области посредством
распространения экологической, эколого-правовой информации,
выпуска программ и материалов, посвященных проблемам
экологии, охраны окружающей среды, экологической
безопасности.

Статья 15. Участие библиотек в формировании экологической
культуры

В области поощряется деятельность библиотек, направленная
на формирование экологической культуры.

Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления вправе предоставлять из средств
соответствующих бюджетов поддержку библиотекам,
осуществляющим активную деятельность по формированию
экологической культуры в области.

Областные государственные и муниципальные библиотеки в
соответствии со своим уставом участвуют в формировании
экологической культуры на территории области посредством
комплектования библиотечного фонда документами, изданиями
экологического, эколого-правового характера, проведения
лекториев, семинаров, посвященных проблемам экологии,
охраны окружающей среды, экологической безопасности.

Статья 16. Государственная поддержка организаций,
общественных объединений, осуществляющих деятельность в
сфере экологического образования и просвещения

Организации независимо от их организационно-правовых форм,
общественные объединения, осуществляющие деятельность в
сфере экологического образования и просвещения, имеют право
на государственную поддержку в следующих формах:

1) предоставление в установленном порядке на конкурсной
основе областного государственного социального заказа на
выполнение отдельных мероприятий по развитию экологического
образования и просвещения в рамках осуществления областных
социальных программ;

2) предоставление в установленном порядке на конкурсной
основе государственного заказа на проведение научных работ в
сфере экологического образования и просвещения;

3) выделение на конкурсной основе грантов Губернатора области
в сфере экологического образования и просвещения. Порядок и
условия проведения конкурсных отборов по предоставлению
указанных грантов устанавливаются положением, утверждаемым
Губернатором области;

4) предоставление налоговых и иных финансовых льгот, в том
числе бюджетных кредитов, субсидий, в соответствии с
законодательством;

5) предоставление организационной поддержки, в том числе
путем организации обучающих семинаров, конференций для
руководителей и специалистов организаций, членов (участников)
общественных объединений, осуществляющих деятельность в
сфере экологического образования и просвещения.

Государственная поддержка организаций, общественных
объединений, осуществляющих деятельность в сфере
экологического образования и просвещения, может оказываться
в иных формах, не противоречащих законодательству.

Статья 17. Финансирование экологического образования и
просвещения

Осуществление и развитие экологического образования и
просвещения финансируются за счет:

1) средств бюджета области;

2) иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 18. Международное и межрегиональное сотрудничество в
сфере экологического образования и просвещения

Органы государственной власти области в пределах своей
компетенции осуществляют международное и межрегиональное
сотрудничество в сфере экологического образования и
просвещения.

ГЛАВА 4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу не ранее чем через 10 дней
после его официального опубликования.

Губернатор Иркутской области Б.А. Говорин

Иркутск 30 декабря 2003 г. N 86-оз

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры