издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быть или не быть "Лебединым озерам"

Почти два года назад в Иркутске проходило большое совещание по проблемам особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В нем принимали участие представители областной администрации и депутатского корпуса, ученые, сотрудники национальных парков, заповедников и заказников. Тогда выяснилось, что у ООПТ Иркутской области есть масса проблем, но большинство из них не разрешимо до тех пор, пока в Приангарье не будет принят региональный закон "Об особо охраняемых природных территориях Иркутской области". И вот на этой неделе вариант проекта данного закона был вынесен на депутатские слушания.

В необходимости принятия такого закона практически
ни у кого не возникает сомнений. Конечно, уже около
десяти лет существует Федеральный закон «Об особо
охраняемых природных территориях в РФ», но в нем
слишком много дыр и «белых пятен», оставленных на
откуп законодательству субъектов РФ. И на
сегодняшний день соответствующие законы приняли
около 60 регионов России.

До тех пор, пока соответствующий нормативно-правовой
акт не будет принят и в Иркутской области, на
территории нашего региона практически невозможно
будет организовывать новые особо охраняемые
природные территории как регионального, так и
местного значения. А необходимость в их создании,
безусловно, существует. Например, в
Казачинско-Ленском районе уже в течение последних
десяти лет предпринимаются попытки создать природный
парк «Лебединые озера». По странному капризу судьбы
в один из уголков этого района в последние
годы стало прилетать в осенний период неслыханное до
этого количество лебедей — по 300-400 особей. И
администрация района прилагает все силы, чтобы
сохранить этот подарок природы. Однако это практически
невозможно до тех пор, пока данной территории не
будет присвоен особый статус, а сейчас ей приходится
постоянно тесниться перед наступающими коттеджами
«новых русских». И таких территорий, нуждающихся в
защите во имя спасения уникальной флоры или фауны, в
нашем регионе не одна и не две. Да и не единственная
это проблема, которую могло бы разрешить принятие
специального областного закона.

Но пока что о принятии закона говорить рано. Как
отметил член комитета по законодательству о сельском
хозяйстве, экологии и природных ресурсах
Законодательного собрания Иркутской области Михаил
Матханов, под председательством которого проходили
слушания, это еще «даже не первое, а нулевое»
рассмотрение законопроекта. Пока что он,
определенно, является «сырым» — это
отметило большинство участников совещания. В
частности, в проект требуется внести многочисленные
поправки, касающиеся терминологии, особенно
экологической. В текст законопроекта
ухитрился затесаться даже давно упраздненный
Госкомэкологии. Также было отмечено, что в проекте
четко не прописана процедура резервирования,
организации, изменения статуса ООПТ и ее буферных
зон. А то, что авторы законопроекта предлагают
создавать ООПТ на основе государственной
экологической экспертизы, а упразднять — без
проведения таковой, и вовсе вызвало возмущение ряда
участников слушаний. Слишком легко тогда ООПТ можно
будет потерять при возникновении давления со стороны
какой-либо корпорации или олигарха, приглядевших
заповедный участок для своих нужд. Также в
проекте недостаточно четко прописан режим ООПТ, а
поскольку эти нормы не регламентированы и
федеральным законодательством, то администрациям
существующих сейчас в нашем регионе заповедников,
национальных парков и заказников не на что опереться
при возникновении конфликтных ситуаций в области
хозяйственной деятельности на их территории. Были и
другие претензии к представленному законопроекту.

Поступило также предложение подождать с доработкой
проекта регионального закона до тех пор, пока на
федеральном уровне не будут приняты внесенные в план
законопроектной деятельности на этот год изменения в
Лесной и Водный кодексы, законы «О недрах», «О
животном мире», а самое главное — новая редакция
закона «Об особо охраняемых природных территориях в
РФ». Но в любом случае
«лед тронулся». По результатам слушаний были приняты
решения, во-первых авторам поручено доработать
законопроект с учетом внесенных участниками
совещания предложений, во-вторых, после внесения проекта
в Законодательное собрание создать рабочую группу
для его окончательной доработки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры