Реформа на железной дороге: все идет по плану
1 октября 2003 года приступила к работе одна из крупнейших в мире транспортных компаний - ОАО "Российские железные дороги".
Финансово-экономическая деятельность ОАО «РЖД» в 2003 году прогнозировалась на основе сценарных условий, разработанных
Министерством экономического развития России.
Уровень инфляции в 2003 году составил 12%. В то же время
цены в промышленности только за 11 месяцев прошлого года выросли на
12,4%, а на потребляемую железнодорожным транспортом
продукцию — на 14,4%. При этом наиболее высокими темпами
увеличивалась стоимость дизельного топлива — 26,8%,
дизельного масла — 24,5%, железнодорожных рельсов — 14,4%.
Сложившаяся ситуация потребовала от компании мобилизации
внутренних ресурсов, проведения более гибкого реагирования на
конъюнктуру рынка. За счет увеличения объемов
перевозок и реализации программы экономии эксплуатационных расходов в 2003
году «РЖД» достигли положительных финансовых результатов деятельности.
В 2003 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки оказали положительное влияние на экономику страны. Это
подтверждается высокими темпами роста объемов железнодорожных перевозок. За 12 месяцев прошлого года по сети железных дорог
было перевезено около 1,3 млрд. тонн грузов, что на 6,7% выше итогов 2002 года. При этом внешнеторговые перевозки возросли на
12,9% и составили свыше 407 млн. тонн, а внутригосударственные возросли на 4,3 % и составили свыше 864 млн. тонн.
Российскими железными дорогами выполняется около 40% общего
пассажирооборота транспортной системы России. Наиболее
востребованными остаются перевозки в плацкартных вагонах.
56% перевозок осуществляется в плацкартных вагонах,
28% — в купейных вагонах, 14% — в общих вагонах, 1% —
в СВ.
В настоящее время на сети дорог курсирует 100 фирменных поездов в количестве 223 составов — 16% от всех поездов. В том числе,
10 поездов были аттестованы в качестве фирменных в 2003 году.
Всего фирменными поездами перевозится свыше 22% пассажиров дальнего следования. В 2003 году провозные платежи, поступившие
от этой категории поездов, оцениваются в 30% от всего дохода пассажирских перевозок. К началу летних пассажирских перевозок
планируется перевести в категорию фирменных еще 8 пассажирских поездов.
Перевозки пассажиров скоростными поездами повышенной комфортности «Экспресс» сегодня осуществляются на 49 маршрутах 13
железными дорогами. Ежесуточно в обращении находится 140 таких поездов. ОАО «РЖД» удалось добиться рентабельности данных
перевозок. В 2003 году поездами «Экспресс» перевезено
9 млн. пассажиров при средней рентабельности 24%. В общем объеме доля
таких перевозок незначительна (3,7%), но в дальнейшем она будет расти.
За 2003 год введено в обращение 290 вагонов повышенной
комфортности в 54 поездах, и их количество доведено до 834 вагонов в 139
поездах, а в 76 поездах пассажирам предоставляется горячее питание (2002 год — 10 поездов). Сервисные услуги предоставлены 3,2
млн. пассажиров (114% к прошлому году) на 0,9 млрд. рублей (129% к прошлому году). В пассажирских поездах увеличилось до 298
число вагонов-ресторанов (2002 г. — 282 вагона- ресторана).
С 30 до 60 увеличилось в прошлом году количество вагонов,
оборудованных специальными купе и подъемными устройствами для
пассажиров, имеющих ограниченные возможности.
Пассажирские перевозки остаются планово-убыточными. Доходные поступления
в 2003 году составили 52,7 млрд. рублей, убытки —
62,5 млрд. рублей. Убытки в пригородном сообщении составили 26 млрд. рублей, из
них компенсировано субъектами федерации 9 млрд. рублей.
«Российские железные дороги» выполняют большой объем
социальных перевозок. По законодательству Российской Федерации более
70 млн. пассажиров имеют право на льготный проезд по железной дороге.
В результате в 2003 году поездами РЖД перевезено около 25
млн. льготных категорий. Иными словами, почти каждый пятый
пассажир проехал бесплатно или с 50% скидкой.
Важнейшие задачи на 2004 год
— Обеспечение технологической и финансовой устойчивости в условиях реформирования.
— Полный переход на новую систему бюджетирования и казначейского исполнения бюджета.
— Обеспечение экономической эффективности деятельности
компании и реализации стратегической программы развития.
— Безусловное обеспечение потребностей экономики в
железнодорожных перевозках в рамках эффективной реализации программы
Правительства Российской Федерации по реформированию железнодорожной отрасли.
— Активная реализация мероприятий по структурной реформе
и формированию условий для развития конкуренции в сфере перевозок и
других не инфраструктурных видов деятельности
— Достижение утвержденных Правительством Российской
Федерации и советом директоров компании производственных финансово-
экономических и инвестиционных показателей.
Развитие транспортных коридоров
Одним из основных успехов работы ОАО «РЖД» в области
международного сотрудничества в 2003 году стало сотрудничество с
железными дорогами стран — участниц международного
транспортного коридора N 2, и особенно — с немецкой железной дорогой ДБ АГ
(Deutsche Bahn AG).
Важнейшей задачей ОАО «РЖД» является активная
интеграция российских железных дорог в Евразийскую транспортную систему.
С учетом имеющегося потенциала железнодорожного транспорта России
компания придает особое значение эффективному
использованию такого фактора, как геополитическое положение
нашей страны, ее место между двумя динамично развивающимися регионами
мира — Европой и Азией.
В направлении Запад — Восток основным МТК на территории
России выступает Транссибирская магистраль. Транссиб является
северным лучом Трансазиатской железнодорожной магистрали,
естественным продолжением Общеевропейского транспортного
коридора N2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва —
Нижний Новгород)
и основным сухопутным транспортным мостом, соединяющим
страны Азии — в первую очередь Китай, Японию и Республику Корея — с Европой.
В настоящее время Департаментом международных связей
проводится активная работа по привлечению зарубежных партнеров
(грузовладельцев, экспедиторов и операторов) к организации
демонстрационных контейнерных поездов. В октябре 2003 года в
Улан-Баторе (Монголия) состоялось 2-е заседание Руководящего
комитета по планированию и осуществлению
демонстрационных пробегов контейнерных маршрутных поездов в
рамках ЭСКАТО. На заседании достигнута договоренность о
том, что в мае 2004 года будет организован демонстрационный
поезд от порта Восточный до Берлина, а в июне 2004 года — из Бреста до
Улан-Батора.
В условиях растущей конкуренции со стороны железных дорог
стран — участниц транспортных коридоров, идущих в обход России,
важной задачей является анализ существующей ситуации на рынке
перевозок, разработка мер, направленных на привлечение
дополнительных объемов экспортно-импортных и транзитных грузов
на российские железные дороги.
Компании-операторы
В 2003 году количество транспортных предприятий и организаций,
имеющих статус компании-оператора, увеличилось до 85 единиц, что
составляет 4,5% от числа собственников подвижного состава.
Парк компаний-операторов увеличился на 14 тыс. грузовых вагонов
(инвестиции при этом составили около 14,5 млрд. рублей). Парк
грузовых вагонов операторов достиг, по данным автоматизированной
системы учета, 56,1 тыс. единиц, что составляет более четверти от общего
числа собственных грузовых вагонов.
В 2004 году в соответствии с договорами с МПС России и бизнес-планами
компании-операторы должны приобрести 12,4 тыс.
грузовых вагонов (в том числе около 5,0 тыс. цистерн).
При этом инвестиции в приобретение грузовых вагонов составят около
11 млрд. рублей.
Инвестиционная деятельность
Стоимость программы капитальных вложений ОАО «РЖД»
на 2004 год составит 122,4 млрд. рублей, кроме того, за счет использования
механизма лизинга планируется привлечь активов в размере 11,5 млрд. рублей.
По сравнению с программами отрасли за предыдущие годы
структура программы капитальных вложений на 2004 год претерпела
значительное изменение. Удельный вес средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов непроизводственного
назначения, сократился с 14% в 2001 году до 2% в 2004 году.
66% капиталовложений (около 80 млрд. рублей) направлено на инфраструктурные программы: «Программа оптимизации работы и
управления эксплуатационной деятельностью», «Обновление и развитие путевой инфраструктуры», «Программа обновления устройств
электроснабжения и электрификации железнодорожных линий», «Программа ресурсосбережения», «Программы филиалов ОАО
«РЖД».
10% инвестицией направлено на программы по повышению безопасности и качества перевозок: «Программа безопасности движения и
охраны труда», «Оборудование грузового хозяйства», «Программа развития пригородного хозяйства», «Программа развития
пассажирского хозяйства», «Программа развития пассажирского вокзального комплекса», «Антитеррор». Хотя в каждой
инфраструктурной программе решаются вопросы безопасности движения, поэтому в целом на повышение безопасности отведено 65%
инвестиций.
На закупку и модернизацию подвижного состава направляется 22% средств, предусмотренных программой капитальных вложений
(26,9 млрд рублей).
Социальная политика
ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником
Министерства путей сообщения РФ в реализации всех социальных
программ. Осознавая высокую ответственность перед своими
работниками, компания присоединилось к Отраслевому тарифному
соглашению, срок действия которого продлен до конца 2004 года.
Таким образом, выполнены обязательства по обеспечению
социальных гарантий работникам и ветеранам отрасли.
В соответствии с Соглашением работникам ОАО «РЖД»
предоставляются дополнительные отпуска за работу во вредных условиях, за
ненормированный рабочий день, осуществляется ежемесячная
выплата вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в
отрасли. При увольнении впервые, в связи с уходом на пенсию,
выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд на
железнодорожном транспорте.
На сегодняшний день компания сохранила за собой все
необходимые для успешной жизнедеятельности учреждения медицины,
образования, культуры, спорта, предприятия торговли и общественного
питания, а также объекты жилищно-коммунального
назначения.
Пенсионное обеспечение
В ОАО «РЖД» наряду с государственной системой пенсионного
обеспечения железнодорожников действует и негосударственная
система на базе негосударственного пенсионного фонда
«БЛАГОСОСТОЯНИЕ». Если в начале 2003 года 30,1 тыс. неработающих
пенсионеров в дополнение к трудовой пенсии получали
негосударственную пенсию в среднем в объеме 1066 рублей, то к концу года
получателями такой пенсии стало около 51 тыс. неработающих пенсионеров,
которые получают дополнительно 1100 рублей.