Ревизоров прижали
Закон 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля" вызвал у населения неоднозначную реакцию. Ведь все мы покупаем продукты на рынках, обедаем в столовых и кафе. Понятно в связи с этим беспокойство: как-то еще новый юридический акт скажется на качестве нашего питания. Комментирует закон главный государственный санитарный врач по городу Иркутску Николай ЧУБУК.
Новый закон регулирует взаимоотношения двух сторон —
надзорного органа и предпринимателя. Акцент в нем делается
на добросовестность продавца и производителя, доверие
к ним. Обеспечить качественные услуги, выпускать безопасный
товар, проводить внутренний производственный контроль
соответствия продукции санитарно-гигиеническим нормативам
— это естественно для добросовестного предпринимателя.
Во всем мире отношения с контролерами выстроены в расчете
на ответственность предпринимателей, руководителей торговых
и пищевых предприятий.
У нас было по-другому. Санитарные врачи могли обследовать
точки торговли и общепита в любое время, задания они
получали в устной форме. Врач приходил на предприятие,
показывал руководителю удостоверение и осматривал объект,
не имея четкой программы проверки. Теперь же, в соответствии
с новым законом, ни один сотрудник центра санэпиднадзора
не имеет права проводить обследование без направления
за подписью главного санитарного врача или его заместителя.
В этой бумаге должны быть указаны конкретная цель проверки,
ее план с перечнем нормативной документации, на основе
которой проводится обследование. Например, если сотрудник
центра пришел проверить качество пищевых продуктов,
то он и проверяет только его, не касаясь никаких других
вопросов.
По новому закону мы контролируем юридическое лицо. Что
это значит? Один и тот же предприниматель может заниматься
торговлей, иметь точки общепита и развлекательные учреждения,
оказывать бытовые услуги. Теперь мы не проверяем отдельно
соблюдение санитарных норм в сауне или в ресторане,
а обследуем сразу все объекты, принадлежащие данному
юридическому лицу. Для этого комплектуем бригаду из
разных специалистов: врачей-гигиенистов, эпидемиологов,
дезифентологов и др. При этом проверка должна уложиться
в срок не более месяца и только в исключительных случаях,
по распоряжению главного государственного санитарного
врача, может быть продлена для проведения лабораторных
исследований. Итоги обсуждаются потом на совещании.
Следующее плановое обследование организуется лишь через
два года, если, конечно, не случится что-нибудь из ряда
вон. Анонимные жалобы по закону рассматривать не имеем
права — чтобы контролеров не смогли использовать в
конкурентной борьбе.
Законом предусмотрено объединение предпринимателей в
некоммерческие организации для самоконтроля за добросовестным
исполнением профессиональных обязанностей. Центр санэпиднадзора
заключает с таким объединением договор и направляет
своих сотрудников для проведения выборочного обследования,
к примеру, двух из десяти объектов. И если не будут
обнаружены нарушения санитарных норм, то данную организацию
в течение двух лет мы беспокоить не будем. В случае
же выявления существенных недостатков за надзорными органами
остается право провести проверку всех ее объектов.