издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дороги Виктора Демина

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Впервые о нем услышал от слюдянских дачников. Покорил их главный дорожник района новым сортом картофеля. -- Представляешь, по 20 с лишним кулей с сотки накапывает, - рассказывал сосед Демина по дачному участку. - Всех знакомых и сослуживцев обеспечил своим новым сортом. Неужто не слыхал? Признаться, о даче и картофеле не приходилось, зато наслышан о его водительском мастерстве. Первые места, кубки и грамоты, считай, во всех районных соревнованиях за Деминым и его командой прописаны уже многие годы. А еще о мастерстве дорожного строителя, его организаторских способностях. Говорят, нет в Слюдянке руководителя, который бы содержал свое хозяйство в столь отменном состоянии.

Он начинал трудовой путь в кабине большегрузного
автомобиля водителя-отца, проработавшего в ГУДП без
малого 40 лет. Кавалер ордена Трудового Красного
Знамени, почетный дорожник России Василий Филиппович
Демин и сына своего видел не иначе как своим
спарщиком. К труду приучал с детства. В школьные
каникулы Виктор трудился в мастерских учеником
слесаря, затем форсунщиком, оператором, дробильщиком
на АБЗ… «Искал себя», — как скажет спустя годы Демин.

После школы — служба в армии, затем Иркутский
политехнический по специальности «Автомобильные
дороги», два года строил мосты на трассе Иркутск —
Чита и Култук — Монды. В 1981 году назначен главным
инженером, а затем и возглавил старейшее в области
Слюдянское дорожное предприятие, которое было и
остается одним из лучших в системе управления дорог
«Прибайкалье». На его счету 80 км реконструируемого
тракта Култук — Монды, десятки мостов и путепроводов,
сотни водопропускных труб.

Созданная еще нашими предками дорога М-55
вошла в пятерку сложнейших в России.
Головокружительные подъемы и спуски, крутые повороты,
откосы, насыпи, множество рек и ручьев, каждодневные
землетрясения — все это требует предельной
концентрации сил и напряжения. Добавьте неустойчивый
климат, гололед, сели… Морозов не занимать, как и
метелей. «Как и снега», — добавят к сказанному присловью
работники предприятия. И козырнут при этом данными
метеосводок: к середине зимы сугробы достигают
полутора-двух метров.

— Как же работаете?
— Больше приходится лопатой да бульдозером, —
усмехаются дорожники. — Пока расчистишь площадку —
конец в рабочего дня. Назавтра все сначала.

Словно в подтверждение сказанному, из ущелья,
прозванного в народе Чертовым, подул колючий ветер,
зазмеилась поземка, с гольцов хлынули сумерки. Будто
не спросясь, кто выключателем щелкнул, вмиг обесцветив
суровую красоту Кругобайкалки.

— Вот так и живем, не ждем тишины, — забираясь в
кабину грейдера, усмехнулся пожилой механизатор. —
— В октябре в районе Утулика «камешек» на дорогу
вывалился, сколько шума наделал: как? откуда?.. А бог
его знает, откуда. Хорошо никто из проезжавших под него
не угодил.

Из-за поворота выползла огромная фура. Натужно ревя
мотором, она с трудом забиралась на мангутайский
подъем. Наблюдая за маневрами водителя, дорожники
заспорили: возьмет — не возьмет. Взял. Когда
поравнялась, из кабины высунулась взлохмаченная
голова: «Эй, мужики, до Иркутска далече?» «К утру
доберешься, — засмеялись дорожники. — Если не
растянешься на подъеме».

— Пугают, — успокоил водителя Демин. — Часика через
три доберешься. И, повернувшись к нам, добавил: — На
подсыпку одной щебенки расходуем по вагону в сутки,
соли почти 50 тонн на период гололеда заготовили.
Одним словом, трасса наша требует особого внимания.

И получает его. На обратном пути мы то и дело обгоняли
дорожную технику, механизмы, оранжевые куртки
дорожников. К зиме «хозяйство» Демина готовилось
основательно: по всей трассе сделан ямочный ремонт с
применением пневмонабрызга.
Очистили от ила и грязи 68 мостов и 209 водопропускных
труб. Кроме того, отремонтировано и приведено в порядок 25 км
бетонных и металлических ограждений, 50 автобусных
павильонов. Одного кустарника с придорожных полос
вырублено на площади более 45 га.

— Одно беспокоит, — вздыхает Демин, — 25 км покрытия
должно обновляться ежегодно, а у нас, считай, два
десятилетия, как это дело стопорнулось.

Между тем интенсивность движения, нагрузки растут:
количество автомобилей уже достигает порядка 8-9 тысяч
в сутки. Рядом — горнолыжная трасса, куда с первым
снегом устремляются вереницы иномарок с отдыхающими из
Иркутска, Ангарска, Шелехова… Здесь и перегонщики
иномарок, и автопоезда. Машины тяжелые, старое
изношенное полотно выбивается, вот и приходится
денно и нощно следить за состоянием дороги.
Здесь и круглосуточное дежурство, и оперативные
бригады, которые в любую минуту готовы отправиться на
трассу.

В подобных ситуациях на первом месте должны быть
элементарная культура, профессиональное мастерство и
надежность. К счастью, всеми этими качествами обладают
и главный инженер Сергей Сунгатулин, и начальник
производственного отдела Евгения Емельянова, и
мастера, и прорабы. А еще семейные династии Беловых,
Кузнецовых, Деминых, Перовых, посвятившие свои жизни
Кругобайкалке. И не только потому, что дают план. Своей
работой, отношением к делу эти люди держат в особом,
что ли, настроении окружающих.

Ну а примером для всех служит сам директор. Он не всем
нравится: кое-кому кажется слишком гордым, даже
заносчивым, потому что и сам не набивается ни к кому в
друзья, и с собой не позволяет обращаться панибратски.
Даже приближенные к нему люди чувствуют ту почти
«аристократичность», которая выделяет всегда элегантно
одетого и чрезвычайно сдержанного Демина в общей массе
«руководящего состава».

— Хочешь видеть хорошую работу — создай людям
условия, — сформулировал свое кредо Демин. — Поэтому
первейшей своей задачей считаю механовооружиться,
чтобы работать было приятно, комфортно и радостно.

А когда показал отлично оборудованные мастерские,
светлые цехи, теплые гаражи, прекрасно оснащенную
комнату отдыха для дежурных бригад, не без
гордости добавил: «У моих ребят должно быть все под
рукой, их забота — работать и ни о чем не беспокоиться».

Вот так он ко всем и ко всему: любит, чтобы человек
чувствовал себя прочно, жил удачливо. Чтобы какие-то
пустяки не нарушали нужного ритма, а тем паче не
выбивали из колеи. Так что неспроста в коллективе
можно услышать: «Это тот человек, который способен объединить,
зажечь и повести к успеху».

А еще говорят, что Виктор Васильевич хоть и родился в
«веселый день» (1 апреля), человек он серьезный и
весьма скромный. На работу ходит только пешочком по
мосточкам и обходным дорожкам, активно тренируется и
выступает в составе команды своего предприятия
чуть ли не на всех соревнованиях. Помнит каждого ветерана
по имени-отчеству и самолично поздравляет их на
праздники. Это уже говорит о его характере,
убеждениях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры