Экономика должна работать в интересах большинства
Беседа политического обозревателя Александра Гимельштейна с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ
— Здравствуйте, Борис Александрович, вы только
прилетели, практически с самолета, но прежде чем
задать вам несколько вопросов о том, что было в Москве,
какие обсуждались проблемы, я хочу спросить: вы сумели
отдохнуть после прилета?
— Попробовал…
— Но кроме нашей встречи, у вас что-то еще было
сегодня в субботней программе?
— Да, я встретился с главным врачом диагностического
центра Игорем Васильевичем Ушаковым, мы обсуждали
проблему, связанную с поддержанием технической
оснащенности диагностического центра на должном уровне,
формированием его филиалов на территории
Иркутской области, для того чтобы жители, в первую
очередь — отдаленных от города Иркутска северных территорий,
районов и городов Иркутской области, имели столь же высокую
доступность к высшему качеству диагностирования, как
и жители Иркутска.
— Сам бог велел в связи с этим вспомнить тему и предмет
обсуждения только что прошедшего совместного заседания
Совета Безопасности России и президиума Госсовета, членом
которого вы являетесь, — это инновационная
деятельность. Как я понял, президент даже сказал некую
афористичную формулу: нужно от сырьевой экономики
переходить к интеллектуальной.
— Те, кто достаточно глубоко и серьезно занимается
не только экономической теорией, но и практикой,
понимают, что век информационных технологий,
информационного развития
— это век совсем других ценностей и приоритетов, и,
безусловно, ведущие страны мира обеспечивают
динамику экономического и социального развития, в
первую очередь опираясь на инновации. В развитых
странах в валовом национальном продукте 60%
составляет инновационный продукт. Поэтому если мы
имеем амбициозные планы, а мы их имеем, мы великий
народ, великая держава, и это не декларация, а
реальность, мы должны перестроить весь наш
экономический уклад на создание условий развития
инновационной политики, инновационной системы и
инновационных достижений. Мне кажется, был сделан
абсолютно объективный, четкий анализ положения дел в
инновационной системе Российской Федерации, которая
фрагментарно существует, но, мягко говоря, по своим
параметрам отстает от развитых держав. Сегодня
определены приоритеты, экономический критерий, доля
инноваций в расходах федерального бюджета. Одним из
критериев должна стать доля, которую занимает
Российская Федерация на мировом рынке инновационных
технологий. А также количество предприятий, которые
занимаются инновационной деятельностью, в доле
предприятий, которые работают в целом в
экономической сфере. Сформулированные подходы —
безусловно одни из важнейших, принятых в период
первого президентского срока Владимира Владимировича
Путина. Он продемонстрировал необходимость
модернизации не только государственной, но и
экономической машины страны, и, безусловно, и в
рамках административной реформы, и в рамках перехода
экономики на другие рельсы. Это и есть те
приоритеты, которые президент обозначил, завершая
свой первый четырехгодичный цикл управления.
— А что в Иркутской области есть в части наработок
по инновациям? Насколько я понимаю, поддержка науки
и финансирование науки — это вообще предмет
Федерации. Однако, насколько мне известно, в
Иркутской области этим занимались давно.
— Тут можно поспорить. Если мы будем считать, что
только от Москвы зависит реализация тех или иных
амбициозных проектов, это будет крайне неверно. В
Москве, конечно, сосредоточен высокий
интеллектуальный потенциал, административный и
политически иной, но и у нас в Сибирском федеральном
округе, в частности в Иркутске, всем известен
Иркутский научный центр с мощным научным
потенциалом. У нас очень хорошо развит
образовательный комплекс, который занимается наукой,
и это все должно быть включено в ту программу
инноваций, которая сегодня поставлена перед страной.
И мы последовательно начиная — с конца XX века и
сейчас, в первые годы XXI века, — осуществляем
формирование как правовой, так и практической
системы отношений в сфере инновационной деятельности.
Вы знаете, что в бюджете именно на осуществление
инновационных разработок мы предусматриваем более 20
млн. рублей. Сегодня Иркутский научный центр издал
брошюру инновационных проектов, которые находятся в
стадии развития. Я могу вам сказать, что
член-корреспондент Российской академии наук Рюрик
Константинович Саляев вместе с группой ученых ИНЦ СО
РАН занимается суперглобальной проблемой —
разработкой съедобной вакцины от гепатита В и СПИДа,
и мы обсуждаем с ним вопросы материальной поддержки
этого проекта. Мы внесли законопроект об
инновационной деятельности в Иркутской области,
используя и опыт развитых стран, каким образом они
выстраивали эту инновационную систему, какие рычаги
государственного стимулирования этой системы были
осуществлены. Мы не собираемся от этого опыта
отказываться, и, я думаю, что он будет применен как
в Российской Федерации, так и нашими коллегами в
регионах.
— Теперь немного о другом. Вы упомянули об
административной реформе. Было бы странно, если бы я
сегодня не задал этот вопрос, так как это было одним
из важных элементов позиции президента по отставке
правительства. Он говорил о том, что
административной реформе нужно придать новый стимул.
Вы член комиссии по административной реформе. Но я
сначала хочу поговорить еще и вот о чем. Практически
параллельно и даже чуть-чуть впереди этих серьезных
изменений в правительстве Российской Федерации вы
тоже начали менять команду, прошла серия назначений,
целый ряд людей пришел из представительного органа
власти в исполнительную власть, причем, я
подозреваю, и в будущем составе российского
правительства тоже будут депутаты парламента. Здесь
есть какая-то аналогия?
— Ну, во-первых, если коротко прокомментировать
решение президента об отставке правительства, то я
могу вам сказать как человек, который неоднократно
избирался: очень важно, чтобы была политическая
стабильность на той территории, где происходят
выборы, в данном случае речь идет о нашей стране. И
серия разного рода, мягко говоря, кризисных ситуаций
показывала, что правительство Российской Федерации
потеряло эффективность управления страной, думало о
том, когда президент объявит о его отставке. Поэтому
абсолютно правильно принято решение для того, чтобы,
во-первых, показать тех людей, с которыми он будет
работать в последующий период времени, с другой
стороны, у этих людей теперь совсем другая мотивация
— поддержать своего кандидата на выборах
качественной работой и стабильной ситуацией. Когда
происходит смена в региональном руководстве, это
тоже оценка главы области, главы региона,
эффективности той или иной работы. Не стоит
закрывать глаза на то, что такая эффективность, по
моим оценкам, недостаточно высокая. Я встречаюсь
постоянно с людьми, и это мой стиль работы, я не
сижу в кабинете, бываю на территориях, общаюсь с
гражданами Иркутской области, и для меня понятно,
что те оценки, которые они высказывают, те ожидания
не совсем соответствуют эффективности работы тех или
иных блоков администрации Иркутской области.
Изменения проведены для того, чтобы усилить работу.
Я говорил о необходимости повышения качества , т.е.
количественные факторы, которых мы сегодня достигли,
могут успокаивать только непосвященных, неглубоких
людей. Нам нужно, чтобы экономическая среда напрямую
влияла на качество жизни простых людей. И только в
этом случае государство будет иметь в лице населения
своих сторонников, лидеры будут поддержаны этим
населением — соотечественниками, гражданами, и,
безусловно, это все создаст наиболее сильный
механизм реализации планов.
— Вслед за кадровыми изменениями
последуют какие-то структурные изменения?
— Безусловно, да.
— Каков основной нерв этих изменений?
— Вы понимаете, когда мы ведем разговор об
административной реформе, почему-то все считают, что
это удел федеральных органов
власти, — это неправильная
позиция, потому что это удел всей власти как таковой, и вы
видите, что президент целенаправленно проводит
работу в первую очередь на разграничение
полномочий для того, чтобы жители нашей страны
понимали, какой уровень власти за какие проблемы
отвечает. У нас бывает так: мэр — разгильдяй законченный, не может
обеспечить теплом население своего города, и
люди обращаются к президенту. Это не лучшая
компонента функционирования власти. И поэтому, безусловно,
будет перераспределение полномочий. Мы сейчас должны
сосредоточить усилия на
оптимизации взаимодействия власти и бизнеса на
территории Иркутской области. Для этого формируются
договоры, которые мы подписываем с
финансово-промышленными группами. Вы видели и были
участниками подписания такого соглашения с группой
МДМ в лице СУЭКа. Сейчас я в Москве отрабатывал все
детали , связанные с подписанием соглашения с
группой «Интеррос» по «Лензолоту», обсуждал с
Вексельбергом подписание соглашения с СУАЛ-Холдингом
и ТНК — BP. И вторая часть работы, — усиление
социальной компоненты деятельности администрации
области, потому что экономика ушла в частные руки и
мы должны создать правовые условия ее
функционирования, чтобы она работала в интересах
большинства, а социальная работа возлагается на
государство. И здесь очень важно понимание, какую
часть социальной работы ведет местное
самоуправление, какую — регион и центр. Исходя из
этого региональная социальная компонента должна быть
сосредоточена в руках областной администрации.
Поэтому мы усилим присутствие в администрации
области социально ориентированных людей, которые
знают социальную работу, понимают ее глубину и могут
выстроить свою деятельность в интересах людей. И
сегодня мы привели в администрацию людей абсолютно
подготовленных, которые, безусловно, по моим
ожиданиям, усилят качество работы областной
администрации.
— Борис Александрович, а вот что такое соглашение о
социальном партнерстве с корпорациями? Если привести
два-три живых примера, что есть и что будет после
заключения этого соглашения?
— Ну, во-первых, все время говорится, и это
сыплется из уст наших оппонентов, что масштабы
экономической работы не совсем соизмеряются с
масштабами тех доходов, которые имеет область.
Что-то там вывозится, доходы, налоги и т.д.
Естественно, это все связано с несовершенством
законодательства и с той политикой центрального
руководства, которая имела место в 90-е годы, когда
это поощрялось и когда вообще не было порядка в
нашей стране. Сейчас другой алгоритм деятельности
власти, мы все отождествляем нашего президента с
понятием «порядок», и порядок в стране наведен.
Очевидно, что этот порядок будет катализатором
повышения качества жизни, благосостояния населения,
т.е. экономика начнет работать в интересах
большинства. В средствах массовой информации
проходит дискуссия о том, каковы заслуги В.В.
Путина, есть они или нет; каковы заслуги Ельцина,
есть они или нет. Вот недавно в программе «Свобода
слова» я посмотрел как эта дискуссия велась. Разные
все-таки есть, противоречивые оценки, но я убежден,
что сегодня у нас сильный глава государства, у него
абсолютно квалифицированная, выверенная внутренняя
политика, внешнеполитический курс страны. Это по
моим, как эксперта, понятиям. Я убежден, что мы в
последующие четыре года можем обеспечить ожидания
людей реальными результатами, т.е. повышением
благосостояния большинства.
— Логично задать следующий вопрос. Я не
государственный служащий, поэтому я могу сделать
уверенное предположение, и это не будет считаться
агитацией, что 14 марта В.В. Путин будет переизбран
Президентом Российской Федерации. Возникла интонация
в обществе, что ситуация предрешена, в силу этого
интерес к выборам не очень высок, это может
отразиться на явке, не потому что люди, как сейчас
говорят, проголосуют против всего отказом
участвовать в выборах. Нет, скорее всего,
большинство даже тех, кто не пойдет на выборы,
согласно с тем большинством, которое выберет
президента. Вот у вас, как гражданина, какой стимул
идти на выборы 14 марта?
— Безусловно, мы, во-первых, должны достаточно
четко получить для себя ответ, кого мы выбираем и
какую роль этот человек играет в судьбе каждого из
нас. Мы выбираем президента. Президент, в первую
очередь, осуществляет защиту наших интересов во
внешнеполитической работе. Он встречается с лидерами
ведущих стран мира, встречается с Бушем, Блэром,
Шредером, Шираком, Коидзуми и другими лидерами
ведущих стран. И вот он садится за стол переговоров,
так же как мы с вами сейчас находимся друг против
друга. И собеседник его смотрит на нашего главу
государства и не может не учитывать, как он во время
выборов 14 марта был оценен в своей работе
населением своей страны. И если население страны
приняло активное участие в голосовании,
проголосовало за президента, то это сильный
президент. И тогда его собеседник понимает, что с
этим человеком можно строить работу долговременную,
а если этот человек слабо поддержан обществом, его
политические перспективы не столь очевидны,
следовательно, с ним можно и не выстраивать
долговременную работу. Поэтому я убежден, что мы
должны сейчас, как никогда, прийти на выборы. Я, в
первую очередь, обращаю внимание нашей молодежи:
всего-то надо 30-40 минут для того, чтобы
проголосовать. Конечно, можно в пятницу собраться со
своими друзьями, девчонками, мальчишками и уехать за
город на лыжах покататься, можно посидеть у костра,
побренчать на гитаре, а можно все-таки остаться в
Иркутске или в любом другом населенном пункте
Иркутской области, прийти на избирательный участок,
потратить эти 40 минут и, самое главное, обеспечить
свою судьбу, судьбу своего государства, судьбу своих
родных и близких на предстоящие четыре года. Мне
кажется, если на весы положить 30-40 минут личного
времени и судьбу на ближайшие четыре года,
это перевесит в пользу того, чтобы прийти
на выборы.
Иркутская область развитая, мы амбициозные люди, мы
сибиряки, у нас есть достижения, мы умеем управлять
крупными предприятиями мира, работающими в цветной
металлургии, в химической промышленности,
нефтехимической промышленности, в лесном комплексе,
и мы должны показать, что мы не только амбициозные и
умелые, но еще и культурные люди, понимающие
ответственность за судьбу своей страны и понимающие,
что решения, которые будут приняты 14 марта, создадут
качество развития нашей страны в предстоящие четыре
года. И поэтому мы должны своеобразный такой
политический паспорт отдать миру, что в Сибири живут
очень умные, очень талантливые, способные люди и
очень образованные, — и это, конечно же, должно
касаться не только наших уважаемых ветеранов, коим
честь и хвала в нашей стране, это касается в
первую очередь молодежи. Вот они и должны
продемонстрировать свое желание принимать участие в
судьбе своей страны.
— Спасибо, Борис Александрович, всего доброго.
— Удачи. Удачи всем нам.