Образование: право, а не привилегия
Беседа с прокурором Натальей Савиной о том, во сколько нам в действительности обходится так называемое бесплатное среднее образование, вызвало немало откликов ("Наши дорогие дети", "ВСП" за 20.11.03). Судя по письмам и звонкам, многие недовольны не только поборами в школах и детсадах, но зачастую и качеством среднего и профессионального образования и коррумпированной системой поступления в вузы. Претензии, однако, есть не только у родителей, но и у педагогов (особенно по финансированию учебных заведений), и адресованы они, как правило, государству. Наш корреспондент недавно побывал в Министерстве науки и образования РФ, где состоялась пресс-конференция для представителей региональной прессы. Разговор шел о реформе образования. Появилась возможность получить разъяснения по многим вопросам, интересующим наших читателей, что называется, из первых рук.
Советское — значит лучшее
В министерстве считают, что применительно к образованию
термин «реформа» некорректен. Правильнее будет говорить
о модернизации системы обучения, потому что советское
образование было очень качественным и основные его принципы
необходимо сохранить. Оно останется по большей части
бесплатным, фундаментальным и системным, то есть будет
организовано по государственным стандартам.
Правда, стандарты будут изменены. Школьная программа
сократится примерно на 20%, и коснется это всех
классов — с 1 по 9-й. Министерство провело такой эксперимент:
докторам наук были предложены вопросы контрольной работы
по биологии за 7 класс средней школы по теме «Размножение
инфузорий». Ни один из ученых мужей с заданием не справился.
В министерстве полагают, что не обязательно
всем грамотным людям разбираться
в таких тонкостях. Но у учителей иная позиция. Более
89% преподавателей против разгрузки школьной программы.
Объясняется это просто: чем меньше у учителя часов
— тем ниже его зарплата.
В министерстве считают, что оплата труда педагога не
должна быть привязана к числу уроков: ее следует сделать
штатно-окладной, как в вузе. К тому же сеющих разумное,
доброе, вечное год от года требуется в стране все меньше: рождаемость
сокращается. Если в 1999 году в России насчитывался
21 млн. детей, то к 2008 останется всего 13,8.
Уже сейчас в связи со снижением учебной нагрузки есть
необходимость сократить 500 тысяч учителей.
Из памперсов вылез? За парту!
В ближайшее время будут введены новые стандарты дошкольного
образования. Детские сады должны стать полноправными
образовательными учреждениями — малышей будут обучать
«наукам», заложенным в государственной программе. Причем
бесплатно. А уж если детский сад введет дополнительные
дисциплины, программой не предусмотренные, тогда родителям
придется раскошелиться.
Только не надо путать образование малышей с их содержанием
в детском садике. За питание и другие услуги, конечно,
нужно будет платить. Но не так, как раньше, всем одинаково:
20% от стоимости содержания ребенка. Теперь хотят ввести
дифференцированную оплату: богатые родители будут покрывать
100% расходов садика на их малышей, а малоимущие — лишь
часть.
Директору придется подвинуться
От принципа единоначалия, укоренившегося в российской
школе, давно пока отказаться. До сих пор бразды правления
средними учебными заведениями находятся в руках директоров.
Они, правда, стараются не выпячивать свою роль, создают
видимость действия общественной формы управления —
общешкольного родительского комитета. Но всем понятно,
что родители учащихся, зависимые от педагогов и директора,
к самостоятельным решениям не способны.
Министерством рекомендовано создать в каждой школе управляющий
совет, в который входили бы бывшие выпускники, представители
власти, общественности и, конечно, родители. Такой совет
мог бы взять на себя контроль за укладом школьной жизни,
качеством учебного процесса, воспитания, питания и т.д.
Но не только. На этот орган должна быть возложена
и функция привлечения внебюджетных средств на нужды
школы: ремонт, охрану, покупку учебных пособий и т.д.
Тогда у педагогов отпадет нужда в вымогательстве
денег с родителей учеников. Иначе с системой добровольно-принудительного
«спонсорства» справиться невозможно.
Нет на свете выше звания, чем рабочий человек
Был когда-то такой лозунг. Мы от него отказались —
и вот результат: сегодня стране грозит перепроизводство
выпускников вузов, квалифицированных же рабочих повсеместно
не хватает. И это несмотря на то, что зарплата у них
зачастую выше, чем у обладателей университетских дипломов.
В министерстве считают, что ориентировать школьников
надо прежде всего на профессию, зарплату, а не на «корочки».
И этим учителя и психологи будут заниматься в девятом
классе, где подросткам предстоит решить вопрос, останутся
ли они в школе и какой профиль обучения (гуманитарный,
математический, общеобразовательный и проч.) изберут,
или предпочтут получить профессию.
Профтехучилища должны стать совсем другими. Их престиж
будет подниматься. Сегодня школа старается столкнуть
слабеньких учеников в ПТУ, чтобы освободить от них старшие
классы. А в «фазанках» будущих каменщиков и трактористов
все равно заставляют получать среднее образование. И
никто не спрашивает, хотят ли они, могут ли.
Скоро сделают по-другому: аттестат о полном среднем
образовании будет «грозить» только желающим. Остальных
мучить не станут, займутся с ними углубленной профподготовкой.
Еще одно принципиальное новшество: 90% профтехучилищ,
которые находятся сейчас на федеральном финансировании,
будут скоро переданы в распоряжение областных и краевых
властей. Министерство считает, что им виднее, сколько
поваров или комбайнеров требуется на местах. Кстати,
44% ПТУ уже находятся на балансе субъектов федерации.
В 12 регионах вопросы профобучения решаются советами,
в которые входят представители власти, директора училищ
и крупные работодатели.
Где деньги, Зин?
Высшее образование нынче повсеместно стало платным.
Причем цена вопроса совсем не зависит от способностей
и прилежности вчерашнего школьника: будь он хоть семи
пядей во лбу, занимайся хоть денно и нощно — без протекции
бесплатно в наш вуз вряд ли пролезет даже Ломоносов.
А кроме того, многие вузы страны набивают себе цену,
которой вовсе не стоят.
От такого положения министерство пытается уйти с помощью
введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных
именных финансовых обязательств (ГИФО). Сдав ЕГЭ (два обязательных
— по математике и русскому и два дополнительных —
по профилю вуза), выпускник сможет через Интернет послать
заявление о приеме на любой факультет в любой университет
страны, и даже в несколько. Открыв сайт вуза, всякий
пользователь сможет увидеть, кто проходит по баллам
на бесплатные бюджетные места. А коммерческий набор
будет дифференцированным: чем лучше оценки абитуриента,
тем дешевле обойдется ему учеба.
Введение именных финансовых обязательств позволит уйти
от выделения бюджетных денег по смете. Вузы будут финансироваться
по конечному результату: население понесет свои
средства в лучший университет.
Противников такой модернизации сегодня много. Школьные
учителя сопротивляются введению, например, единого госэкзамена,
потому что ЕГЭ впервые ставит педагога под контроль:
сразу будет видно, «ху есть ху». По той же причине артачатся
и директора. Многие элитные школы могут оказаться в
положении известного героя Андерсена — неприятно услышать
за спиной возглас: «А король-то голый!» А уж как не
нравится это новшество преподавателям высшей школы,
которые теперь не смогут под видом репетиторов брать
с родителей деньги за подготовку их чад к поступлению
в свой вуз! Ректоры университетов тоже в незавидном
положении: попробуй не прими на бесплатные места детей
нужных людей — представителей налоговой полиции, противопожарной
службы и т.д.
Кому же выгодны эти нововведения? Талантливому и старательному
ребенку из обычной семьи. А еще родителям, которые хотят
дать своим чадам хорошее образование, теперь у них в
руках будет объективный механизм оценки школы и учителя.
Когда это произойдет? В этом году ЕГЭ и другие
новшества будут введены в 64 субъектах федерации,
а в 2006 году — повсеместно.