издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Годы, люди, характеры

Издательство "Иркутский писатель" выпустило книгу "Антология иркутского рассказа. ХХ век". По содержащимся в ней произведениям можно судить о становлении литературы в Иркутске, степени таланта писателей. В книге помещены рассказы, написанные авторами в периоды революции, коллективизации, предвоенного и военного времени, далее в 60-е и 80-е годы, вплоть до последних лет уходящего века. Получилась антология не только рассказа, но и времени, в котором они были написаны.

Особый интерес вызывают произведения, относящиеся к
первым десятилетиям ХХ века. Они правдивы и
жизненны, потому что еще не выправлены цензурой. В
то время в рассказе «Бледная правда» Владимир
Зазубрин мог написать:
«…Революция — стихия. Революция — мощный, мутный,
творящий и разрушающий поток». Другой писатель —
Исаак Гольдберг — почти в то же время
пишет о зимней стылости тайги, о белой армии,
отступающей на восток. О страшной правде, в которой
голодные волки подчас уступают по жестокости
людям-зверям…

Удивительное, с распахнутыми глазами повествование
Павла Нилина «Знаменитый Павлюк». Рассказ ведется от
лица мальчика, впервые столкнувшегося со смертью, о
его детских наблюдениях, загнанности, страхе, а
вместо постскриптума — описание чувств
повзрослевшего юноши, смертельно раненного в бою. В
свои шестнадцать лет он видел сотни мертвых людей,
рассуждал о смерти и хотел перед своей кончиной
сказать что-то важное. «Но было некому…»

Соблюдая хронологию временной последовательности,
составители «Антологии…» Станислав Китайский и
Валентина Семенова предоставили слово о Великой
Отечественной войне писателям Гавриилу Кунгурову,
Георгию Маркову, Юрию Бессонову, Дмитрию Сергееву, а
дальше время действия в рассказах стремительно
приближается к нашим дням.

Мы видим все ту же сибирскую глубинку с ее тайгой,
завалами и буреломами, часто вздыбленными великими
стройками социализма. Человек оставался не
меняющимся в преклонном возрасте и устремленным к
созидательной жизни. В те годы, как во все времена,
люди любили, мечтали, просто жили. Характеры
определялись по поступкам, проявленным в обыденных и
экстремальных ситуациях. От лица городского жителя
рассказ шел стремительно, а от деревенского — обстоятельно и неспешно.
В монологах и диалогах часто употреблялся сибирский
говор — неповторимый, со словами, редко
встречающимися в привычной речи.

Каждый писатель по-своему повествовал о жизни,
которую он видел или хотел увидеть. В «Антологии…»
много и интересных рассказов, и откровенно проходных,
не составляющих особого художественного интереса.
Говорить об открытиях в литературе ХХ века почти не
приходится, у многих писателей жизненные наблюдения
часто бывают схожими. Неповторимая манера письма
складывается не только из степени таланта автора, но
и из его умения выразить обобщенный образ поколения
через характер одного человека.

Среди писателей второй половины ХХ века — Вера
Захарова и Геннадий Николаев, Вячеслав Шугаев и
Валерий Хайрюзов, Альберт Гурулев и Евгений Суворов.
Писатель Валентин Распутин представлен широко
известным рассказом «Женский разговор», своеобразной
исповедью старухи Натальи, рассказывающей внучке, о
том, какой бывает любовь. Еще в юном возрасте
Александр Вампилов в искрящемся юмором рассказе
«Солнце в аистовом гнезде» смог вывести слагаемые
простой и светлой жизни: «Что думает человек,
который не видел ни одного живого слона, никогда не
ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает
он, сидя на крыльце сельского клуба нежным майским
вечером? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть»

Ярко выраженный реализм, стремление к детализации в
описаниях быта у
многих писателей периода 60-х — 80-х годов
сменились в последние годы авторской ностальгией по
уходящей старой деревне, несогласием с быстро
меняющимся временем. Герои — в основном старики и
дети — иногда кажутся придуманными персонажами,
живущими в мире, которого давно нет. Искренность и
настоящая боль за человека у писателей прошлых лет
преобразовалась в некие литературные пасторали,
полные сентиментального умиления. Впрочем, смена
веков, а в нашем случае и тысячелетий, всегда была
полна неопределенности, мрачных предчувствий,
некоторой растерянности. Писателям дня сегодняшнего
предстоит в новом веке не только суметь
прочувствовать, но и научиться анализировать
происходящее.

В «Антологии иркутского рассказа» даны справки о
каждом из авторов. В своей работе составители
использовали библиографическую литературу,
путеводители, критико-библиографический словарь,
изданные в Иркутске в разные годы. Рассказы тридцати
двух писателей разместились в книге, насчитывающей
более шестисот страниц. Без сомнения, это
основательный, очень серьезный и нужный читателям
труд издательства «Иркутский писатель».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры