Территория добра для детей
Такой видит ангарскую школу директор Наталья Cтрельникова ...В ночь с шестого на седьмое января в ангарской школе N 36 ярко горел свет, в классах и коридорах бегали и шумели радостные дети, и их никто за это не ругал! Более того, директор школы Наталья Анатольевна Стрельникова и учителя шумели и радовались вместе с учениками. В школе царила рождественская "Парламентская ночь". Никакого учебного порядка в обычном его понимании - рождественские гадания, дискотека, создание и защита творческих проектов, веселые самодельные стенгазеты... Дети и учителя вместе рисовали школу будущего, в которой хорошо и уютно всем, вручали друг другу награды - "парламентские звезды", говорили добрые слова и пели песни... А когда пришло утро, ребята не хотели расходиться по домам.
— Для нас важны не только знания, но и то, каким ребенок будет в
жизни. Не страшно, если он получает тройки, — страшно, если он
вырастает злым, агрессивным! — убежденно говорит Наталья
Стрельникова, директор самой обычной — не показательной, не
образцовой — ангарской школы. Наталья Стрельникова — психолог,
имеет высшую квалификационную категорию и три диплома.
Первое ее образование — инженер-картограф, довелось даже
поработать в Чите на военной фабрике. Но… непреодолимо
потянуло к детям, в родной город. Именно 36-ю Стрельникова
закончила 36 лет назад. В директорский корпус Ангарска вступила в
прошлом году. И теперь она мечтает о том, чтобы после уроков ее
ученики не разбегались по домам, не бродили по улицам, а
оставались в школе и каждому находилось полезное занятие. И
чтобы 1 сентября в школу выстраивалась очередь из желающих
попасть сюда на учебу…
Став директором, Наталья Стрельникова, конечно же, столкнулась с
множеством проблем. В первую очередь — с беззащитностью ребенка
перед социальным неблагополучием, жесткой и агрессивной средой.
В 36-й учатся дети в основном из 4-го поселка. Хотя и находится
он в черте Ангарска, но социальных проблем здесь традиционно
больше. Родители могут заявиться в школу, будучи в изрядном
подпитии, а многие из них на образование и воспитание своих детей
давно махнули рукой. 69 подростков, живя в такой среде, уже
совершили противоправные поступки. Один старшеклассник как-то
с гордостью сказал: «Я самый трезвый в своей семье…»
Что и говорить, и в более благополучных школах и гимназиях
постоянно возникают проблемы с нехваткой самого необходимого, с
отсутствием денег на школьные нужды. А здесь — тем более. Но
Наталья Анатольевна нашла выход. И помог ей в этом…
финансовый план.
— Составляя финансовый план нашего образовательного
учреждения, мы проанализировали, что происходит в
школе, какие проблемы нужно решить в первую очередь, —
рассказывает директор. — Поскольку денег всегда очень мало, то
приходится четко выбирать приоритеты. Я увидела свою школу
совсем по-другому! Думаю, что финансовый план заставил нас
думать, мыслить креативно, творчески. И когда мы пошли к
родителям на собрания в январе, обращались к ним не голословно, а
говорили конкретно и доказательно: школе надо именно это и это.
Объяснили, сколько и на что дает денег город. Без финансового
плана мы шли как бы вслепую, на ощупь. А сейчас — полная
прозрачность, и все знают, сколько и чего запланировано в этом
месяце. К примеру, в столовой течет крыша, и на ее ремонт в апреле
гарантированно выделят деньги из городского бюджета, потому что
они утверждены в финансовом плане. Все строки в нем выстраданы
и защищены. Каждого директора это заставляет быть очень
рачительным хозяином и думать, выбирая стратегические линии.
В Ангарске, рассказала Стрельникова, успешно решается очень
важная проблема — в школах монтируется автоматическая пожарная
сигнализация. Безопасность, здоровье, жизнь детей — это самое
главное, считает городская власть и финансирует
из бюджета эту строку. В 36-й школе система уже смонтирована и
работает: аккуратные автоматические устройства на потолках день
и ночь обеспечивают безопасность школьников. Насколько это
важно, Стрельникова знает как потомственный пожарный (4
поколения пожарных в семье!) После того как Россию потрясли
случаи массовой гибели школьников в огне в Якутии и Дагестане, в
стране делается все, чтобы исключить повторение таких трагедий.
…Держу в руках финансовый план школы на текущий год —
солидную пачку документов с печатями и таблицами. В плане
подробнейшим образом расписаны расходы: на питание детей из
малообеспеченных семей, зарплату учителей, связь, тепло и
электричество, воду и ремонт… Запланировано, что внебюджетные
средства в 36-й школе в этом году составят 200 тысяч рублей.
Родительские деньги, если говорить откровенно, уже давно
инвестируются в российские школы в тех или иных масштабах, и
довольно часто — «теневыми» способами. При новой системе в 36-й
и других школах Ангарска всем родителям выдаются приходные
ордера, деньги поступают в банк на специальные внебюджетные
счета, нецелевые расходы исключены в принципе, предусмотрена
полная отчетность.
— Понимаете, наше государство декларирует бесплатность
образования, но не выделяет достаточно денег на создание условий.
Отсюда все сложности и проблемы, — говорит Наталья Анатольевна.
На ее взгляд, система финансовых планов, внедряемая в Ангарске,
способствует тому, чтобы тема бюджета школы была полностью
прозрачной и открытой, доступной родительской, ученической
общественности: «Думаю, что вектор движения, который задают мэр
Ангарска Евгений Канухин, начальник городского управления
образования Елена Низиенко, верен! Тем более что система
образования в России постепенно идет к нормативному
финансированию».
Конечно, новшество пришлось по душе далеко не всем. Но со
временем все больше руководителей ангарских школ убеждается,
что финансовое планирование в образовании — это не дань
очередной модной реформе, а насущная потребность. Невозможно
жить по старинке, когда жизнь вокруг так сильно изменилась! Ведь
сегодня директор образовательного учреждения — это стратег,
владеющий самыми современными знаниями и технологиями.
— Мы хотим создать у себя школу социального развития, чтобы дети
смогли успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому
мы не только расширяем знания по русскому, математике,
информатике, но и в каждом классе преподаем психологию. Это
очень важно, потому что можно иметь очень много знаний, но не
уметь их применить, не уметь общаться с людьми. В городе сейчас
идет защита концепции профильного образования — это тоже дает
нам импульс к поиску. В образовательной среде Ангарска сегодня
очень интересно работать, есть простор для творчества, есть
общественная поддержка. В целом я убеждена, что школа — это
территория ребенка, на которую мы, учителя, приглашены для
работы. И эта территория должна быть светлой и доброй!