Николай ЭЛЬГЕРТ, начальник главного управления сельского хозяйства администрации Иркутской области: Меньше просить, больше работать
Состояние дел в сельском хозяйстве Приангарья всегда находилось
в центре внимания областной администрации. С 2002 года реализуется
Программа развития сельскохозяйственного производства Иркутской
области на 2002 — 2005 гг., принятая Законодательным собранием и
утвержденная губернатором. Два года работы в этом направлении и
анализ сегодняшнего положения дел в сельском хозяйстве области
позволил и главному управлению сельского хозяйства сделать некоторые
важные выводы, которые я считаю необходимым довести до сведения
работников и руководителей сельскохозяйственных предприятий.
Общеизвестно, что в силу ряда причин (диспаритет цен,
уменьшение бюджетной поддержки и льготного кредитования со стороны
государства и т.д.) финансовое состояние сельхозпредприятий в период
аграрной реформы ежегодно ухудшалось. Сельское хозяйство было
вынуждено переходить на упрощенные технологии в растениеводстве и
животноводстве, что ведет к спаду производства, деградации пашни,
сокращению поголовья скота. Надо отметить, что темпы падения
сельхозпроизводства и поголовья скота с 1991 до 1998 года
ежегодно составляли около 4%, а в отдельные годы доходили до 7%.
Однако начиная с 1998 года, эти темпы замедлились. Практически
ежегодно наращивается производство овощей, картофеля, мяса и яиц.
Начиная с 2001 года за счет роста продуктивности коров увеличивается
производство молока. За 3 года этот прирост составил 665 кг на одну
корову.
Считаю возможным отметить, что в абсолютно одинаковом
законодательном пространстве, в котором работают все без исключения
сельскохозяйственные предприятия как российского, так и областного
АПК, мы сегодня знаем тысячи примеров улучшения производственной
деятельности. Опираясь на инициативу, настойчивость в повышении
эффективности производств, получая значительную областную
бюджетную поддержку, многие предприятия достигли отличных
производственных результатов. Пример: СХПК «Усольский
свинокомплекс» производит 12675 тонн свинины, или 85% от общего ее
производства в общественном секторе области. Или возьмем СХПК
«Окинский», имеющий 12089 га посевных площадей. Комплекс
занимается не только птицеводством, но и производством зерна, молока,
мясом КРС, имеет высокие показатели по продуктивности и урожайности
полей и ферм. В общем объеме производства общественного сектора это
хозяйство занимает 8%.
Больших результатов добивается высокоэффективное хозяйство
ЗАО «Большееланское». Оно ежегодно получает урожай
зерновых за 30 ц/га (если не учитывать неблагоприятные годы).
Эффективно и рационально используя значительную бюджетную
поддержку (за предыдущие четыре года хозяйство получило более
тридцати миллионов безвозмездных субсидий, что чуть меньше его
среднегодового дохода), хозяйство смогло приобрести самое современное
технологическое оборудование для животноводства. Это не единичные
примеры. Хороших результатов добиваются многие сельхозпредприятия
области.
Анализ показывает, что
поголовье скота в хозяйствах населения стабильно держится на
уровне предыдущих лет, а КФХ ежегодно наращивают поголовье
скота.
За последние годы не только в Иркутской области, но и в России в
целом произошли существенные изменения в структуре производства
сельскохозяйственной продукции. Если в 1990 году по России хозяйства
населения производили картофеля 72% (по Иркутской области — 72%),
овощей — 47% (35%), мяса — 24,2% (18,3%), молока — 23,8%
(25,5%), яиц — 21,6%
(4,3%), шерсти — 24,5% (42,1%), то в настоящее время производство
картофеля возросло до 93% по России (96% по области), овощей
— до 82%
(87%), мяса — до 55% (50%), молока — до 50% (71%), яиц —
до 27% (11%), шерсти — до 60% (81%).
Смещение производства продукции животноводства произошло за
счет изменения в распределении поголовья скота и птицы между личными
подсобными и коллективными хозяйствами и за счет увеличения
продуктивности скота и птицы в личных подворьях населения. Так, по
данным бюджетного обследования, проводимого облкомстатом, надои на
одну корову в 1990 году составляли 2299 кг, в 2003 г. — 3002
кг.
Здесь следует отметить ряд принципиально важных обстоятельств.
Ни один крестьянский двор не будет держать корову с продуктивностью
ниже 3000 кг. По сравнению с 1990 годом количество земель в
пользовании граждан Иркутской области увеличилось более чем в два
раза. Принципиально важным в этой статистике является тот неоспоримый
факт, что в большинстве случаев крестьянские дворы занижают поголовье
скота.
Обеспечению более полной и объективной информации о
производстве сельскохозяйственной продукции в хозяйствах будут
способствовать материалы предстоящей в 2006 году Всероссийской
сельскохозяйственной переписи.
Сельхозпредприятия из-за недостатка оборотных средств, особенно
в период весенне-полевых и уборочных работ, сокращают поголовье
скота. Чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в
сельхозпроизводстве, губернатор области ежегодно принимает
постановления по вопросам проведения весенне-полевых и уборочных
работ, по утверждению механизмов финансирования из областного
бюджета для сельхозтоваропроизводителей. Только за шесть последних
лет областной бюджет вложил в ставшее частным сельскохозяйственное
производство более 1,3 млрд. руб. в виде господдержки, причем
безвозвратной.
За последние два года с участием областного бюджета было
приобретено 211 зерноуборочных комбайнов, 214 тракторов, 218
почвообрабатывающих и посевных машин, 40 комплектов молочного и
доильного оборудования и другой техники, приобретено 1585 голов
племенного молодняка КРС, 926 голов свиней, 258,9 тыс.
штук племенных
цыплят. Реализовано 6728 тонн семян высших репродукций зерновых
культур, 970 тонн элитных семян картофеля. За счет бюджета
приобретаются минеральные удобрения и средства химической защиты
растений.
Это стало возможным благодаря тому, что
ГУСХ стремится рационально использовать средства
бюджетной поддержки.
Они впервую очередь направляются в племенное дело и
на техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли.
К сожалению, в 2002-2003гг. обязательства по производству
сельхозпродукции со стороны сельхозтоваропроизводителей, в том числе
и тех, кто заключил договоры с ГУСХ, выполнялись не всегда. Не
выполнен ряд договорных обязательств по производству зерна. Такая же
ситуация по картофелю и по овощам. Лишь ОАО «Тепличный» оказалось
на высоте.
Две трети руководителей не выполнили договорные обязательства
по молоку, половина руководителей — по мясу. А такие руководители
хозяйств, как директор ЗАО «Кимильтейское» Зиминского района
А.Г. Усов, директор ООО «Исток» Качугского района А.М.
Большедворский и ряд
других, не выполнили ни одного показателя по условиям договора.
Губернатор области на особом контроле держит ход выполнения
областной программы по развитию АПК. Ежегодно с его участием
проводятся итоговые совещания по ситуации в сельском хозяйстве и
принятию мер по его дальнейшему развитию. 24 декабря 2003 года
губернатор снова провел такое совещание с участием членов коллегии
ГУСХ и ведущими руководителями сельхозпредприятий области, где
поставлены конкретные задачи и принята резолюция по вопросам
развития сельскохозяйственного производства области.
Большую работу администрация области проводит по организации
интеграционных объединений, по привлечению в сельское хозяйство
дополнительных инвестиционных капиталов. В настоящее время в области
работают 23 интеграционных объединения. Уже в 2003 году эти
объединения произвели 55,8% сельхозпродукции от общего объема
производства в общественном секторе. Этот процесс (интеграция)
помогает в какой-то мере сгладить тот диспаритет цен, который большим
бременем лежит на сельском хозяйстве. Если в 2002 году за 1 тонну
реализованного на убой мяса КРС можно было приобрести 6,4 тонны
дизтоплива, то в 2004 году — только 4,9 тонны. С 1998 года цены на
зерноуборочные комбайны возросли в 5,1 раза, а цена зерна
— только в 3,5 раза.
Ситуацию в сельском хозяйстве области усугубляют природно-
климатические условия, такие как засуха в 2003 году или ранний снегопад
в 2002 году. Сумма ущерба от гибели зерновых культур только в 2003 году
составила 475,2 млн. руб. Из бюджета области в марте текущего года
начаты выплаты субсидий на возмещение ущерба от засухи.
Это поможет сельхозтоваропроизводителям в определенной
мере решить часть проблем.
В настоящее время разработано Положение о порядке
предоставления субсидий и субвенций на поддержку сельхозпроизводства
в 2004 году. Общая сумма средств, выделенных на эти цели из бюджета,
составляет 363 млн. руб. Это на 60 млн.рублей больше, чем в прошлом
году.
Бюджетная поддержка области будет направлена на племенное
дело, первичное семеноводство, плодородие почв, техническое
обеспечение и поддержку КФХ на условиях совместного финансирования.
Предполагается, что к каждому бюджетному рублю товаропроизводитель
добавляет свой рубль. Практика последних лет показала, что эта схема
финансирования позволила привлечь в виде инвестиций в
сельхозпроизводство за 3 года около 1 млрд. руб. собственных средств
сельхозпредприятий.
Принципиально важно то, что значительная часть бюджетной
помощи в 2004 году будет предоставлена аграриям под программные
мероприятия и зачтена как платежи за зерноуборочные комбайны,
приобретенные в предыдущем году.
В планах финансирования 2004 года предусмотрена бюджетная
поддержка в первую очередь для тех финансово стабильных предприятий,
которые взяли на себя обязательства увеличить посевные площади
зерновых культур и поголовье коров дополнительно к имеющимся у них
площадям и поголовью. Как известно, именно они получают стабильно с
гектара более 20 центнеров.
Считаю необходимым объяснить такую политику. Предположим,
что ресурсы, приобретенные на дополнительные финансовые бюджетные
средства, мы отдадим группе предприятий, не выполняющих требований
ГУСХ (сохранение поголовья коров, объемов производства и т.д.). Зная их
финансовое состояние (закредитованность) и недостаточно высокий
уровень производственной культуры, можно с уверенностью сказать, что
зерна от этого в области не прибавится.
Сегодня можно критиковать всех и вся, в том числе и Программу
развития сельскохозяйственного производства Иркутской области. Этим
некоторые руководители сельскохозяйственных предприятий и заняты.
Можно требовать внимания и денежных преференций только за то,
что многие из нас просто ходят на работу и живут в деревне, не выдавая
при этом ни одного килограмма или литра сельхозпродукции на областной
продовольственный рынок.
Можно стоять на трибуне, на уличной площади, требуя
перераспределения бюджетных средств в пользу частных
сельхозпредприятий, точно зная, что взять их можно только у учителей,
врачей, работников культуры.
А можно просто работать, пусть в поту, но обеспечивать работой и
заработной платой своих подчиненных. Можно искать и находить выход
из создавшегося положения. И главным стимулом в этой работе должны
быть не бюджетные деньги, а в первую очередь ответственность за дело,
которым ты занимаешься.