Москву сошлют в Сибирь
Есть предложение лишить столицу большинства ее федеральных полномочий Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству российского парламента рассмотрел предложение члена фракции "Единая Россия" Валерия Гальченко о переносе столичных функций из Москвы в регионы. По мнению народного избранника, Москве отводится слишком много функций, определяющих повышенную концентрацию бизнеса и основных финансовых потоков. Изменить сию порочную практику депутат намерен посредством перемещения некоторых институтов власти в далекие сибирские города.
По замыслу Валерия Гальченко, вслед за чиновниками осваивать
регион направится и бизнес со всеми своими
финансовыми потоками, а за деньгами на восток должны
потянуться и люди, что будет способствовать
улучшению демографической ситуации на границе с
Китаем и позволит территориям активнее развиваться.
Надо отметить, большого восторга оригинальное
предложение не вызвало ни у кого. Председатель
комитета Владимир Плигин сказал, что после
обсуждения предложит автору задуматься о том, как
отозвать свой законопроект. Но дискуссия не
состоялась. Члены комитета решили разослать текст
проекта по субъектам Федерации и с учетом их мнения
вернуться к обсуждению инициативы депутата на
парламентских слушаниях.
Разъяснить суть оригинального предложения мы
попросили самого его автора — Валерия Гальченко.
— Валерий Владимирович, в чем суть законопроекта?
— Россия столкнулась с серьезными геополитическими
угрозами. Одна состоит в том, что Запад хочет
добраться до наших ресурсов в Сибири. Вторая — в
том, что страна огромная, и существует угроза
нарушения ее целостности, например, из-за китаизации
Дальнего Востока.
Практика переноса столиц или распределение столичных
функций в мире общепризнана и неоднократно
реализовывалась в таких странах, как Германия,
Бразилия, Нидерланды.Перенос столицы из Москвы в
Санкт-Петербург, который осуществил Петр, был сделан
потому, что существовала серьезная геополитическая
угроза — Швеция. Суть моего предложения другая.
Специфика нашей страны состоит в отношении
бюрократии к жизни людей. Где органы власти — там
бюрократия, где бюрократия — там бюджет, где бюджет
— там бизнес, где бизнес — там «бабки». Как
следствие, страна обескровлена. Почти на всей
территории нет людей, принимающих решения на высоком
уровне, весь серьезный бизнес перенесен в Москву,
развивается только она, а остальная Россия
стагнирует. И при этом в Москве просто запредельный
взрыв коррупции.
Я понимаю, что проблема переноса столицы и
перераспределение столичных функций — это проблема
политической воли. Я надеюсь, что обсуждение
законопроекта приведет к тому, что тот человек, от
которого в нашем государстве объективно зависит
многое, услышит аргументы и задумается, а не стоит
ли это сделать. Я прекрасно понимаю, что эта задача
может решиться только при наличии воли президента.
— Вы предлагаете разнести функции столицы: в
Екатеринбург — правительство, в Омск — Верховный
суд, в Иркутск — Арбитражный суд. Почему именно эти
города?
— Это непринципиальная вещь. Важнее то, что эти
органы не сильно связаны друг с другом и есть
крупные города, в которых они могут быть размещены.
А размещать Конституционный суд во Владивостоке,
Хабаровске, Новосибирске или Красноярске — это
предмет дополнительного обсуждения. У меня есть
конкретные предложения, но это не концепция.
Концепция — это распределение по стране, а в каком
именно городе — не важно. Мне говорят: вы
предлагаете правительство в Свердловск, а Госдуму в
Нижний Новгород. А как же будет работать
правительство без связи с Думой, а Дума без
правительства?
Все больше проектов правительством направляется в
Государственную Думу. Какие проблемы в эпоху
Интернета и факсов подготовить законопроект и
отправить? Кроме того, в Госдуме есть официальный
представитель правительства. Ну, и будет он в
Новосибирске или в Нижнем Новгороде. Вот и все.
— На какие деньги вы планируете перемещать институты
власти в другие города?
— Существует закон об исполнении столичных функций в
Москве, и там, насколько я помню, выделяется 6 млрд.
руб. на исполнение столичных функций. Вот прямой
источник финансирования. Вы понимаете, что
содержание всех столичных функций в Москве обходится
государству намного дороже, чем в любом регионе.
Посчитайте стоимость нового здания Верховного суда,
стоимость его аренды. Разница со стоимостью аренды в
регионах — на порядки. Это здание нужно сдать в
аренду по себестоимости, и на эти деньги нанимать
площади в регионах.