издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Развитие бизнеса невозможно без системного подхода

  • Автор: Геннадий ФАДЕЕВ, президент ОАО "РЖД"

ОАО "РЖД" на втором этапе реформирования федерального железнодорожного транспорта

Итоги работы компании в прошлом году

Прошедший год стал эпохальным в истории не только российских железных дорог, но и
государства в целом. С 1 октября 2003 года начала свою хозяйственную деятельность крупнейшая в России
и мире транспортная компания ОАО «Российские железные дороги».

Главным достижением в работе железнодорожного транспорта стал рост объемов перевозок.

Только за первые три месяца работы ОАО «РЖД» в 2003 году (октябрь — декабрь) грузооборот
составил 446 млрд. т/км, что на 10% выше показателей соответствующего периода 2002 года и 4,7%
установленного плана. По оперативным данным, за январь-февраль текущего года грузооборот составил
279,6 млрд. т/км, что на 1,6% выше плановых показателей и 8,2% аналогичного периода прошлого года.

В 2003 году были полностью преодолены тенденции спада в области пассажирских перевозок. За
первые 5 месяцев работы ОАО «РЖД» перевезено 497 млн. пассажиров, в том числе в дальнем следовании —
48 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет объем пассажирских перевозок
увеличился на 8% и достиг 55,5 млрд. пасс./км.

Одним из главных итогов прошлого года стало создание условий для перехода ко второму этапу
реформирования отрасли.

Стратегия развития бизнеса компании

Важнейшее значение для развития бизнеса компании имеет укрепление позиций на рынке грузовых
перевозок. ОАО «РЖД» должно укрепить статус общенациональной транспортной компании, увеличив к
2007 году объем грузовых перевозок на 22,5%, пассажирских — на 8,4%. При этом объем грузооборота
превысит 2 триллиона тонно-километров, превзойдя уровень 1992 года.

Скорость доставки грузов к 2010 году должна возрасти на 13% относительно существующего
уровня, а уровень отправок в установленный срок будет доведен до мировых показателей, то есть до 90-95%.

Для повышения конкурентоспособности компании будет усилено внимание к инновационным видам
перевозок: контрейлерным и контейнерным, в том числе за счет объединения их в единые бизнес-технологии с
морскими транспортными системами и автотранспортными предприятиями.

Развитие бизнеса компании невозможно без системного подхода к улучшению состояния и
повышению эффективности использования основных фондов. В 2005 году компания должна выйти на
расширенное воспроизводство основных фондов. До 2007 года будут отработаны и подготовлены к
масштабному внедрению взаимоувязанные технические решения, призванные кардинальным образом
улучшить работу российских железных дорог, повысить производительность и улучшить условия труда,
существенно поднять качественные показатели подвижного состава, на 100% использовать преимущества
применения информационных технологий на всех уровнях и этапах управления.

К 2010 году будет обеспечен динамичный рост стоимости активов ОАО «РЖД» и капитализации
дочерних акционерных обществ. Уровень рентабельности компании должен составить не менее 10% по основной
деятельности, в том числе за счет безубыточности внереализационной и операционной деятельности.

Высокий уровень ликвидности финансовой независимости и устойчивости обеспечат инвестиционную
привлекательность компании. Результатом эффективного развития бизнеса компании должно стать улучшение
ее финансового состояния.

Финансовая и бюджетная политика

Одним из важнейших событий ушедшего года стало утверждение Правительством Российской
Федерации бюджета компании и инвестиционной программы на 2004 год.

Сейчас основная наша задача — переход на трехлетнее
бюджетное планирование. За счет этого
обеспечивается системная увязка интересов всех участников товарного и транспортного рынка, государства,
прогнозируемость финансово-экономических результатов работы ОАО «РЖД». Таким образом,
деятельность компании становится более открытой и предсказуемой.

С переходом железнодорожного транспорта в новую организационно-правовую форму показатели
прибыльности стали ключевыми. В 2003 году доходы компании составили 144,6 млрд. рублей, а чистая
прибыль 2,8 млрд. рублей. В наших планах на текущий год —
получить прибыль в размере 8 млрд. руб. Я
хочу обратить ваше внимание на то, что такой размер прибыли мы стремимся получить не за
счет повышения тарифов на перевозки. В трехлетнем бюджете компании предусмотрено, что
тарифы будут ниже уровня инфляции.

Еще одним ключевым событием этого года должно стать получение ОАО «РЖД» международного
рейтинга, а также выпуск рублевых облигаций, а в перспективе — валютных. В частности, на осень
текущего года мы планируем выпуск рублевых облигаций на сумму 10-12 млрд. руб.

Реализуя свою финансовую политику, ОАО «РЖД» намерено расширить спектр используемых
финансовых инструментов. Еще в 2003 году мы начали реализацию лизинговой программы в объеме около
10 млрд. рублей. Стоимость лизинговой программы этого года — 11,4 млрд. руб.

В текущем году компания вышла на кредитный рынок. Крупнейшие финансовые институты, такие
как Внешторгбанк, Сбербанк России, Банк Москвы, Росбанк, уже установили для ОАО «РЖД» лимиты на
общую сумму 22 млрд. руб. Часть этих средств будет направлена на финансирование программы лизинга
ОАО «РЖД».

Тарифная политика

Особое звучание в изменившихся условиях хозяйственной деятельности ОАО «Российские
железные дороги» приобретает тема тарифной политики государства. В условиях развития рыночной
экономики огромным потенциалом для развития компании является конкуренция.

До 2000 года государство в полном объеме регулировало пассажирские перевозки в дальнем
следовании. В настоящее время государственное регулирование тарифов распространяется только на
перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Так, в 2003 году доля пассажиров, на стоимость
проездных билетов которых распространялось государственное регулирование, составила 70,7% (в том
числе по пассажирообороту — 63,5%, по доходам — 48%).

В связи с созданием в текущем году Федеральной пассажирской компании особое значение
приобретает вопрос о дотировании убыточных пассажирских перевозок. В 2003 году убытки от перевозок
пассажиров в дальнем следовании достигли 36,8 млрд. руб., в результате чего общая рентабельность этого
направления нашей деятельности находится на минимальном уровне, не позволяющем заниматься
проблемами модернизации основных фондов. Поэтому для эффективного функционирования Федеральной
пассажирской компании требуется срочное решение вопроса о
ликвидации перекрестного субсидирования
пассажирских перевозок за счет грузовых. Действующая система тарифного регулирования сегодня не
позволяет оперативно реагировать на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка.

Что касается грузовых перевозок, то, несмотря на уже действующий с августа 2003 года новый
прейскурант 10-01, до сих пор не пересмотрены Тарифные руководства N 2 и N 3.

Состояние основных фондов

Важнейшее значение для развития бизнеса компании имеет улучшение состояния основных фондов
и повышение эффективности их использования. Перед ОАО «РЖД» сегодня стоит сложнейшая по масштабам
задача — кардинальное обновление основных фондов за счет ежегодного наращивания капитальных
вложений.

Анализ показывает, что для восстановления выбывающего парка подвижного состава и
обеспечения ожидаемых объемов перевозок инвестиции в подвижной состав должны составлять 60 — 70
млрд. руб. в год. Без освоения производства нового подвижного состава невозможно обеспечить
возрастающие объемы перевозок. Проблеме локомотивостроения, в частности, было посвящено
состоявшееся в конце прошлого года в Коломне совещание под председательством Президента России
Владимира Владимировича Путина. Итогом этого совещания стало решение о создании в России новых
электровозов и разработке программы создания и освоения производства в России новых локомотивов на
период 2004—2010 годов.

Программа, в частности, предусматривает постройку 2106 принципиально новых
локомотивов на сумму 94 млрд. рублей. Кроме того, будет проведен оздоровительный ремонт с
модернизацией около 7 тыс. локомотивов, находящихся сегодня в эксплуатации.

Региональная политика

Учитывая огромную социальную ответственность,
важнейшим элементом работы ОАО «РЖД»
является формирование взаимовыгодных, партнерских отношений с субъектами Федерации.

«Российские железные дороги» являются одной из главных бюджетообразующих компаний во
многих регионах нашей страны. Только за прошлый год налоговые платежи железных дорог составили 39,8
млрд. руб.

Фундаментом взаимодействия ОАО «РЖД» с регионами является Генеральное соглашение. На
сегодняшний день уже заключено 72 из 86 соглашений с администрациями субъектов РФ.

Еще одним важнейшим направлением взаимодействия ОАО «РЖД» с администрациями субъектов
Федерации является отработка механизмов финансовой поддержки убыточных видов деятельности. Как вы
знаете, железнодорожный транспорт несет на себе колоссальную социальную нагрузку, перевозя
пассажиров по тарифам ниже себестоимости.

Конечно, территории рассчитываются с нами не только прямыми дотациями, но и предоставляют
налоговые льготы, снижают тарифы на электроэнергию, участвуют в строительстве и реконструкции
вокзалов, приобретают подвижной состав.

Улучшение транспортных связей внутри России

Большую роль в развитии регионов России и повышении их экспортно-импортного потенциала
призвана сыграть зона БАМа, которая обслуживается Восточно-Сибирской и Дальневосточной
железными дорогами. Это регион с богатейшим природно-ресурсным потенциалом.
Здесь имеются огромные запасы угля, руды, цветных металлов. Хозяйственное освоение зоны БАМа следует
рассматривать как задачу не только усиления экономического и экспортного потенциала Восточной Сибири
и Дальнего Востока, но и укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Говоря об экономической целесообразности освоения ресурсов зоны Байкало-Амурской
магистрали, следует подчеркнуть необходимость создания в первую очередь транспортной инфраструктуры
с приоритетным значением железнодорожного транспорта. В частности, ОАО «РЖД» намерено участвовать
в разработке Чинейского месторождения. Мы готовы войти в этот проект, в том числе уже построенной
веткой Чара — Чинея. Но главную роль в освоении месторождения должны сыграть инвесторы и эффективные
собственники.

Интеграция в Евроазиатскую транспортную систему

Очевидно, что развитие транспортного комплекса России невозможно рассматривать в отрыве от
интеграции в Евроазиатскую транспортную систему. Этим темам Президент Российской Федерации Владимир
Владимирович Путин уделяет пристальное внимание. Сегодня с нашими немецкими коллегами мы ведем
отработку моделей взаимодействия в области пассажирских и грузовых перевозок. Нами уже подготовлены
конкретные предложения по созданию общих логистических центров, по
расширению комплекса сервисных
услуг и привлечению дополнительных объемов грузов для перевозки по вновь создаваемым
железнодорожным маршрутам, особенно с учетом
стыковки коридоров «Москва — Берлин» и «Север — Юг».

Помимо этого в текущем году под эгидой ЭСКАТО ООН будут пущены ускоренные контейнерные
поезда по маршрутам: порт Восточный (Россия)
— Берлин (Германия) и Брест (Беларусь) — Улан-Батор (Монголия).

В конечном счете стратегическими целями
ОАО «Российские железные дороги» являются:

— увеличение масштаба транспортного производства;

— повышение производственно-экономической эффективности;

— повышение качества услуг и безопасности перевозок;

— глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

— повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры