Пора спросить у народа
Новый шаг к объединению округа и области Депутат Законодательного собрания Иркутской области Михаил Матханов выступил с инициативой, которая может стать решающим шагом в процессе объединения Усть- Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области.
Михаил Матханов на этой неделе сообщил представителям СМИ, что он
обратился к депутатам окружной Думы, депутатам
Законодательного собрания области, а также к
партиям, общественным организациям и объединениям с
предложением оказать содействие в создании
инициативной группы по подготовке к проведению
референдума.
Член партии «Единая Россия» депутат ЗС М. Матханов
справедливо полагает, что четырех лет, которые прошли
с начала обсуждения этой инициативы, вполне
достаточно, чтобы перейти от слов к делу.
Действительно, идея объединения созрела в народе.
Жители Приангарья живут вместе столетия. У
большинства людей административное разделение вызвало
недоумение. Оно создало массу бытовых неудобств.
Поэтому, когда летом 2000 года идея объединения
обрела форму официальной инициативы, люди — в
большинстве своем — восприняли ее с удовлетворением и
облегчением: наконец-то будут убраны нелепые
искусственные барьеры.
Предпосылок для объединения более чем достаточно.
Главное, в результате создания нового, объединенного
субъекта Федерации будет восстановлена
территориальная целостность единого, исторически и
экономически, Прибайкальского региона.
Объединение позволит восстановить сложившуюся за
многие годы единую систему органов здравоохранения,
учреждений образования, науки и высшей школы.
Округ в новом субъекте Федерации органично займет
нишу ведущего сельскохозяйственного района,
специализирующегося на производстве продукции животноводства.
Увеличится сырьевая база предприятий. В сочетании с развитой
транспортной системой это создаст дополнительные
преимущества для нового субъекта Российской Федерации.
Объединение будет способствовать значительному
упрощению и улучшению административного управления на
территории региона. Это подтверждается эффективностью
работы федеральных органов власти, действующих
одновременно на территории Иркутской области
и Усть-Ордынского округа. Это Управление МНС РФ,
Пенсионный фонд РФ, Федеральный арбитражный суд по
Восточно-Сибирскому округу, Главное управление
Минюста России по ИО и УОБАО, Восточно-Сибирское
управление по борьбе с организованной преступностью,
Ангаро-Байкальское бассейновое водохозяйственное
управление и т.д.
Очевидно, что в основу объединения должно быть
положено сохранение национально-культурных ценностей
коренного населения округа, создание благоприятных
условий для сохранения исконных традиций и языка
бурятского народа.
Конечно же, существуют требующие незамедлительного решения вопросы.
К примеру, в процессе подготовки к объединению
необходимо решить проблему сохранения высокого уровня
бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя
округа. Особенность формирования бюджета УОБАО
заключается в том, что в нем значительное место занимает
финансовая помощь из федерального центра. Это
обусловлено тем обстоятельством, что роль собственных
налоговых источников округа невелика. В
Иркутской области ситуация иная. Основным источником
доходов являются собственные налоговые поступления.
И при всей значимости финансовой помощи из
федерального центра последняя решающей роли не играет.
Объединение субъектов Федерации — процесс не простой.
Он потребует решения многих и многих проблем.
Оказалось, что обрести суверенитет проще, чем от него
избавиться.
За прошедшие четыре года проект обсуждался на всех
уровнях, вплоть до президентского. Доминирующей на
всех этих уровнях стала совершенно здравая и
очевидная позиция: надо объединяться. Есть, конечно,
и другие мнения. В частности, депутат Госдумы от
Усть-Ордынского округа Валерий Кузин к числу
энергичных сторонников слияния не относится.
Депутата чисто по-человечески понять не трудно. В
случае если народ примет положительное решение, у
г-на Кузина могут возникнуть проблемы с трудоустройством.
Пока вопрос обсуждали и обкатывали, образовался
первый прецедент. Состоялось решение об объединении
Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской
областью. Новый субъект получил ряд политических и
экономических преференций со стороны федерального
центра. Несомненно, что они должны быть предоставлены
и в процессе образования нового субъекта Российской
Федерации в Приангарье. Москва должна оказать помощь
в решении социально-экономических проблем региона,
обеспечить стабильное финансирование столь важных
проектов, как строительство Ангарского моста и
онкологического центра.
Условия, механизмы, сроки:. Все эти вопросы будут
обсуждаться политиками. Сейчас важно, чтобы решение
приняли жители округа и области. Для проведения
референдума в соответствии с законодательством
необходимо собрать необходимое количество подписей в
обоих субъектах Российской Федерации.
По мнению Михаила Матханова, подготовка к референдуму
займет от пяти до шести месяцев. Депутат уверен,
что население округа и области выскажется за
объединение.