издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Конкурсы: учимся и работаем

  • Автор: Н. КАЧНОВ

Закупки товаров для собственных нужд - далеко не первостепенная задача для большинства государственных ведомств. Но по сложности она вполне может претендовать на первое место.

И дело не только в том, что госзакупки (в том числе
и в наиболее демократических государствах) являются
благодатной почвой для коррупции. Сама процедура
выбора поставщика для государства — процесс
нетривиальный. Даже в простом по схеме конкурсе
возникает немало проблем с формулировкой условий
закупки, выбором победителя, составлением контракта.
Если же приобретается сложная компьютерная техника,
трудности заказчика возрастают многократно.
Возможно, поэтому в российском законодательстве
подготовке специалистов в области закупок для
государственных нужд уделяется особое внимание: в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 3
сентября 1998 г. N 1022 организацией конкурса должен
заниматься специально подготовленный сотрудник. В
Байкальском государственном университете экономики и
права учебно-консультационный центр (УКЦ) занимается
подготовкой кадров для системы государственных
закупок. Минувший 2003 год оказался наиболее
успешным для центра. Подведя итоги обучения в
региональных центрах, а их в России на сегодняшний
день 24, с целью присуждения диплома «гамбургского
счета» Высшая школа экономики — Институт госзакупок
в г. Москве номинировали на эту награду 3 центра:
УКЦ БГУЭП (г. Иркутск), Уральскую академию госслужбы
РАГС (г.Екатеринбург), ЯрИПК (г.Ярославль).

Учебно-консультационный центр БГУЭП под руководством
Геннадия Владимировича Хомкалова признан лучшим
региональным центром в области подготовки кадров для
системы государственных закупок по итогам 2003 года.
Памятный диплом был вручен иркутянам на
международной конференции в Челябинске 26 февраля
2004 года.

Система государственных закупок находится в
постоянной динамике. Такого мнения, по крайней мере,
придерживаются преподаватели-консультанты. Растет
уровень подготовки организаторов конкурсов, крепнет
уверенность в себе и в своих правах у поставщиков.
«Мы ощущаем происходящие изменения хотя бы по
изменению состава наших слушателей, — рассказывает
Татьяна Дорошенко. — В 2000 и даже в 2002 г. к нам
приходили люди, которые имели практически нулевые
знания в области госзакупок. Любая полученная у нас
информация была для них откровением. Теперь же новые
слушатели обладают довольно четким представлением о
системе госзакупок».

Тем не менее любой конкурс уникален, и ключевые
параметры определения победителя в каждом из них
свои. Критерии могут сильно отличаться от конкурса к
конкурсу, но главное — чтобы они были четко
определены заранее. Важно также сформировать
авторитетный и объективный экспертный совет.

«Эффективно действующий экспертный совет можно
создать из независимых представителей сфер
образования и предпринимательства при активном
участии государственных служащих, — считает
заместитель директора УКЦ Елена Панкратьева. —
Необходимо обратить внимание на то, чтобы никто из
экспертов не находился в состоянии конфликта
интересов с заказчиком. Если же в совет входят
представители бизнеса, обязательно стоит проследить,
чтобы они не лоббировали интересы некоторых
участников конкурса. Нельзя забывать о том, что
проигравшие могут обвинить заказчика в
целенаправленном подборе экспертов для принятия
решения в чьюто пользу». В УКЦ рекомендуют
обязательно собирать квалифицированную команду
экспертов для разработки тендерной документации.
Ведь подготовительные этапы, предшествующие
собственно конкурсу, часто оказываются самыми
трудными. Необходимо найти ответы на действительно
сложные вопросы: определить, что же госучреждению
нужно закупить для решения стоящих перед ним задач;
составить спецификации товара; написать
многостраничное техническое задание. Как считают
руководители центра, этап подготовки не только самый
сложный, но и самый важный.

По общепринятому мнению, государственные чиновники —
поборники бюрократии и ценят только «бумажки», а при
отсутствии любой из них всеми силами тормозят
процесс. Оказывается, это утверждение, по крайней
мере в сфере госзакупок, не совсем верно.
Преподавателям Центра госзакупок приходится особо
убеждать своих студентовчиновников в необходимости
соблюдения разнообразных бюрократических
формальностей. «Часто слушатели задают вопрос: зачем
готовить столько документов, ведь бумажные
формальности усложняют процедуру конкурса, —
рассказывает Татьяна Дорошенко. — Но лишь с помощью
документов заказчик может доказать свою правоту в
случае претензий от конкурсантов». Действительно,
выбор победителя в тендере — одна из самых сложных
конкурсных процедур, оставляющая, кроме всего
прочего, большие возможности для нечестной игры. В
УКЦ рекомендуют заказчикам прибегать к консультациям
экспертного совета при выборе оптимального
предложения: так можно избежать технических ошибок и
отвести подозрения в предвзятости выбора, хотя
мнение экспертного совета, по большому счету, имеет
лишь рекомендательный характер.

Большой объем официальных документов, сопровождающих
проведение всех этапов конкурса, дает его участникам
отличную возможность контролировать чиновников.
Самый жесткий контролер для заказчика — это не
прокуратура и не органы госконтроля, а конкурирующие
между собой поставщики. Особенно — проигравшие
конкурс. Такие компании в случае малейшего нарушения
процедуры проведения конкурса как раз и обращаются в
суд с иском о пересмотре его результатов.
Независимый участник конкурса, знающий, конечно,
свои права, — самый надежный барьер для коррупции в
процессе госзакупок. И, по мнению Татьяны Дорошенко,
инженерно-технические компании (проектные,
строительные и т.п.) в плане защиты своих интересов
наиболее продвинуты.

«На ИТ-рынке сильная конкуренция, и
компании-участники тщательно следят за правильностью
проведения всех процедур, — делится он своими
наблюдениями. — Поэтому к конкурсам по ИТ-продукции
организаторы готовятся особенно тщательно».
Завершающий этап конкурса — отчет о его проведении и
результатах. К сожалению, это требование сегодня
часто игнорируется. Контроля со стороны бизнеса
недостаточно, а заказчики далеко не всегда
представляют сведения о проведении конкурсов в
Госкомстат. Более того, многие из них даже не знают,
что должны это делать». В отличие от западных
компаний наш поставщик боится судебных
разбирательств. Но чем больше вызовов в арбитраж в
ответ на свои незаконные действия будут получать
чиновники, тем раньше они почувствуют свою
ответственность перед бизнесом.

Как считает Ольга Дюнина, меняется ситуация и во
взаимоотношениях бизнеса и госструктур: «Конкурсные
процедуры, в которых госзаказчик для своего же
удобства организует честную конкурентную борьбу,
постепенно приучают бизнес к мысли, что государство
способно создать им условия для нормальной, честной
конкуренции». Но, как бы высоко ни было самосознание
участников процесса госзакупок, без надежной
законодательной базы в этой сфере сегодня не
обойтись. Потребность в совершенствовании ныне
действующих федеральных и региональных законов
осознали на самом высоком уровне. Работа такая уже
идет, и учебно-консультационный центр БГУЭП
принимает в ней активное участие.

Координаты центра: г. Иркутск, ул. Ленина, 11, УКЦ
БГУЭП, корпус 3, офис 907. Тел./факс (395-2) 255-894.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры