Театр уж полон...
Обозревая культурное пространство города Черемхова, замечаю, что нынешний сезон, несмотря на капитальный ремонт в здании театра, оказался богатым на театральные события. Как будто благодать сошла на жителей многострадального города бывших угольщиков. Или магическая сила симфонической музыки благотворительного концерта губернаторского оркестра в ноябре прошлого года так всколыхнула слушателей, переполнивших большой, на 700 мест, зал Дворца культуры "Горняк"?
Во всяком случае, город увлекся театром, каждая премьера
на сцене «Горняка» становится праздником, идет с аншлагом.
Еще не забыты триумфальные спектакли любимого земляка,
драматурга и режиссера Владимира Гуркина по пьесе «Плач
в пригоршню» (плач по судьбе Черемхова, если угодно),
а уже раскуплены билеты на премьеру «Простой истории».
Два дня подряд полный зал (в том, закрытом на ремонт
помещении, зрительских мест вдвое меньше, а такие аншлаги
почти не случались).
Можно предположить, что зрителю приятнее и удобнее смотреть
пьесы в просторном зале, на большой сцене, в центре
города, на перекрестке всех городских автобусных маршрутов.
Но хочется думать о другом: черемховцы почувствовали
духовный голод и потянулись, как к хлебу насущному,
к искусству театра. Благодаря разумной административной
и творческой политике директора Надежды Скоморовской
приглашенные режиссеры ставят спектакли, отвечающие запросам
всех поколений горожан.
Несколько слов о последней работе черемховских актеров.
Режиссер Андрей Штейнер давно знаком со здешней труппой
и поставил в прошлые годы крепкие спектакли. На этот
раз его выбор — пьеса киевского драматурга Марии Ладо
«Простая история», вечная тема отцов и детей на фоне
сельского расслоения наших дней. Деревенские «Ромео
и Джульетта», Даша и Алешка (артисты Светлана Хороших
и Вячеслав Железняков) на сеновале скотного двора богатого
отца девушки «сотворили» дитя, не спросив родителей.
И впрямь, простая история. Как и в древней Вероне отцы
готовы убить, но первой жертвой падает легкомысленная
молодая свинка, всегда влюбленно встречавшая хозяина
и мечтавшая научиться летать. Весь фокус, затеянный
драматургом и оригинально воплощенный режиссером, спрятан
в равноправном существовании параллельных миров на
сцене: мир людей, безжалостных друг к другу, и мир домашних
животных, молча наблюдающих за человеческими поступками,
а в отсутствии хозяев ведущих оживленный диалог. Конечно,
одушевленных собак мы на своей сцене помним, носорогов
встречали. Но вот пожилую лошадь, беременную корову,
политикана-петуха и крепкого пса встретили с некоторой
настороженностью. Однако актерское перевоплощение, замечательное
исполнение, выразительный грим и костюмы, преобразившие
артистов до неузнаваемости (Людмила Мошкина, Олеся Гаврилова,
Сергей Помогаев, Леонид Ринчинов), расположили к себе
зрителей. Это так ново, необычно, экспериментально,
почти притча, добрая сказка: свинья становится ангелом,
пьяница-сосед, всеми проклинаемый, приносит себя в жертву
и, вопреки православным канонам, тоже обретает ангельские
крылья. Добро побеждает, и зритель уносит на лице улыбку,
а в душе — надежду на счастливый поворот и в его личной
судьбе.