Чьи "уши" прячутся в статьях о мэрах
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в областных газетах, встречаются публикации "независимых" журналистов, которые, как будто являясь специалистами в области ЖКХ, рассуждают: кто же виноват в том, что тарифы растут, население страдает, а крупная компания ОАО "Иркутскэнерго" несет убытки?
Как правило, информация преподносится однобоко и тенденциозно. Особенно
преуспел в этом некий журналист Валерий Жуков. Он, как заправский специалист,
вешает ярлыки мэрам, директорам жилищно-коммунальных хозяйств. При этом
публикации никогда не имеют ссылок на то, что материал заказной и хорошо
оплачен.
«Уши» у этих материалов видны тем, кто сам занимается проблемами ЖКХ и имеет
представление, что происходит на самом деле в сфере, которая сегодня является по-
настоящему актуальной и затрагивает интересы всех без исключения жителей
Приангарья. Хочу поделиться собственным видением проблем. Надеюсь, что
читатели имеют право знать и противное от энергетиков мнение.
Вопросы сбора средств за обслуживание жилья сейчас являются острыми для всех
населенных пунктов Иркутской области, и, как исключение, только в городах, где
стабильно работает экономика и население имеет высокие доходы, серьезных
споров между муниципалитетами и ОАО «Иркутскэнерго» нет. Такие островки
благополучия в области можно перечислить на пальцах одной руки. Это города,
построенные в последние 30 лет, где высоких затрат на ремонт и содержание жилья
и коммуникаций пока не требуется.
Желание акционеров и менеджеров энергетической компании увеличивать
доходность своего общества, получать прибыль и дивиденды для акционеров
совершенно законно и вполне понятно. Однако зачем выпускать продукцию, перед
этим отобрав все до копейки у потенциального покупателя? В этом случае пеняй
на власть или на нерадивых руководителей, все равно ведь денег за свой товар не
получишь.
Действия современных руководителей «Иркутскэнерго» сравниваю с набегами
древних захватчиков, когда под корень уничтожаются растительность и люди, а
самим захватчикам земля становится ненужной. Видимо, через некоторое время,
если не остановить безумия некоторых не очень разумных руководителей
компании, такое может случиться и с огромными территориями Иркутской области.
И вот почему.
Желая создать благоприятные условия для своих алюминиевых заводов в городах
Братск и Шелехов, владельцы ОАО «Иркутскэнерго» сумели убедить Региональную
энергетическую комиссию установить тарифы для алюминиевых гигантов в размере
0,25 руб. за 1 кВт.-ч, для других предприятий, которые не являются собственностью
РУСАЛа и СУАЛа, — 0,36 руб. за 1 кВт.-ч, для бюджетных потребителей — 0,28 руб. за
кВт.-ч.
В то же время население Иркутской области оплачивает 0,32 руб. за 1 кВт.-ч и 216
руб. за 1 Гигакалорию тепловой энергии. При этом значительная часть всей
вырабатываемой энергии потребляют как раз алюминиевые комбинаты.
Цифры — упрямая вещь. Они свидетельствуют о том, что суперприбыль
алюминиевых королей фактически оплачивает простой житель Приангарья. Тем
более что «Иркутскэнерго» за аренду гидроэлектростанций, то есть самих
сооружений, которые являются государственной собственностью, государству и
населению не платит ни копейки.
Усолье-Сибирское считается крупным потребителем энергии, так как в городе
расположен ряд энергоемких промышленных предприятий.
На примере нашего города можно отследить, как действия энергетиков приводят к
банкротству крупных предприятий. В последнее время необоснованное увеличение
тарифов на энергию, вес которой в себестоимости продукции ООО
«ХимпромУсолье» составляет более 33%, неизбежно ведет к накапливанию долгов
и в конечном итоге — к разрушению крупного бизнеса, снижению заработной платы
и сокращению рабочих мест.
В таких условиях население получать доходы, достаточные для жизни и оплаты
коммунальных платежей, не может. Люди — на грани выживания, именно это и
является причиной неплатежей за тепловую и электрическую энергию.
Местные бюджеты также не получают необходимых средств для расчетов с
«Иркутскэнерго». Несколько лет назад ТЭЦ-11, расположенная в городе,
формировала до 26% местного бюджета, в настоящее время — лишь 12%.
Муниципальная власть и население пытаются развивать экономику и большие
надежды питают на сотрудничество с энергетиками, которым также нужны не
нищие, а обеспеченные потребители, способные рассчитываться своевременно и в
полном объеме. Движение энергокомпании и крупных городов должно быть
навстречу друг другу, учитывая как возможности каждой стороны, так и проблемы,
которые предстоит решать сообща.
Государство более 10 лет живет в рыночных условиях, налоговое законодательство
создало ряд преимуществ для частных предприятий. В этих условиях рано или
поздно, но отказаться от обслуживания жилого фонда муниципальными
предприятиями все-таки придется.
Главной причиной можно назвать и отсутствие мотивации для получения доходов
работниками муниципального ЖЭКа, где все заорганизовано и трудно одному
высокоэффективному работнику получить большую зарплату. Еще трудней, а
подчас и вовсе невозможно, заставить людей качественно и быстро выполнять
работу за тот оклад, который они в любом случае имеют, без всякой перспективы
получить больше, если больше сделано.
Видимо, мы обречены этот рынок услуг передать частнику, который будет более
разворотлив и окажет качественную и своевременную услугу квартиросъемщику
или собственнику жилья, что в конце концов должно привести к росту сборов
коммунальных платежей и полной оплате за потребленную горячую воду и
отопление.
Удивительно, но фирма «Энергосбыт» — структурное подразделение
«Иркутскэнерго» — является главным противником перевода обслуживания жилья в
частные компании, считая, что в городе Усолье-Сибирском договор на отпуск
тепловой энергии должен быть только с муниципальным унитарным предприятием.
Якобы уставный фонд ООО «Жилсервис» не гарантирует выполнения обязательств
перед энергокомпанией. Ссылки на это, по крайней мере, несостоятельны. Гарантии
можно обеспечить, используя банковские и другие механизмы.
Главное, чтобы акционеры и руководители «Иркутскэнерго» поняли: возврата в
прошлое скорее всего не будет, нужно строить новые, современные отношения,
прекратить давление на муниципалитеты. Ультиматум — это не способ
урегулировать спор.
Действуя методами «друг против друга», мы потеряем возможность поддерживать в
нормальном состоянии жилой фонд, который уже сегодня нуждается в
значительных объемах ремонтов. И уж тогда население, отчаявшись получить
минимум услуг за максимум цены, начнет бойкотировать всех и вся. И вполне
законные отключения за неуплату станут нормой жизни, причем отключенными
будут как жилые дома, так и производственные площадки. И кто от этого выиграет?
Уж не эенергетики, это точно. О положении населения в этой ситуации и говорить
не приходится.
А ведь есть другой путь — путь конструктивного сотрудничества, общих целей и
взаимоприемлемых методов их достижения. Нужно сообща выстроить правильную
систему обслуживания в сфере ЖКХ, где четко будет определена роль и соблюдены
интересы каждого участника: энергетик будет
заинтересован в получении доходов, жилец —
в получении качественных услуг, муниципальтет — в
поступлении доходов, достаточных для дотирования отрасли ЖКХ. Учитывая
особенности конкретной территории, эта система должна быть индивидуальной и
не может быть похожа на те, которые работают в городах одной области. Но она
должна быть. И ключевая роль здесь принадлежит поставщикам услуг. Недаром
любая крупная промышленная компания не только озабочена выпуском своей
продукции, но и занимается развитием дилерской сети, достаточно большие средства
тратит на рекламу своей продукции и оказывает всемерную поддержку тем, кто
продвигает ее товар на рынке. Наверно, и энергетики должны поступать так
же. Никто ведь не додумался обвинять бургомистров, глав администраций, мэров
городов в том, что товар компании «Х» не расходится и потребители его не
оплачивают. Компании, наоборот, используют все способы, чтобы продвинуть свой
товар, и ищут в этом поддержку властей.
Если бы руководство «Иркутскэнерго» подобным образом оказывало содействие,
позитивно проявляя свою заинтересованность, а не противостояло муниципалитетам
и предприятиям ЖКХ, разногласий и споров удалось бы избежать. Нужно
объединить усилия и интересы энергетиков, муниципалитетов, предприятий ЖКХ и
населения, поскольку цель у нас одна — предоставление качественных услуг
населению и проведение расчетов за них. Таково мое мнение.