Его честь и достоинство
Москва. Большой театр. Торжественная церемония вручения национальной премии "Золотая маска". На сцене -- звезды российского театрального искусства. Волнующая атмосфера царит в зрительном зале, в котором собрались номинанты на звание лауреата, их друзья и просто актеры - зрители.
Народный артист, лауреат Государственной премии Виталий Константинович
Венгер задолго был предупрежден о том, что ему присуждена премия «Золотая
маска» в номинации «За честь и достоинство». Он знал, какого числа поедет в
Москву, спокойно репетировал, играл спектакли. В дорогу тоже собирался с
легкой душой. Но когда на церемонии было названо его имя, он начал
волноваться точно так же, как номинанты, одержавшие
свою победу на конкурсной основе.
«Это самый важный день в моей жизни. «Золотая маска»
— высшая награда для
актера», — говорил Виталий Константинович на сцене Большого театра. Он
благодарил своих педагогов из Щукинского театрального училища, родной театр,
высокое жюри фестиваля. Премию Венгер получил вместе с выдающимся
режиссером Борисом Покровским. Зал
аплодировал им стоя.
— «Золотая маска» для Приангарья по счету вторая. Первым ее обладателем
был губернатор Борис Александрович Говорин, удостоенный премии за
реконструкцию в нашем городе здания академического театра. Виталий
Константинович Венгер стал первым актером из провинции, которому была
вручена самая почетная премия в области театрального искусства.
Впрочем, в театральном искусстве провинции не бывает, бывают хорошие или
плохие театры, талантливые или заурядные артисты. Венгера хорошо
знают по всей России благодаря гастролям академического драматического
театра имени Охлопкова и доброй молве, слывущей о таланте
артиста.
Коренной москвич, выпускник Щукинского
театрального училища, Венгер приехал по распределению в Иркутск
и остался верен
городу на протяжении полувека. Верен он и своему театру, где сыграно более
трехсот ролей. Если попробовать собрать их вместе, получится городище,
состоящее из отдельных личностей, характеров, манер поведения, повадок,
но с той неизменной статью, которой славился Венгер в молодости, которой
славится по сей день.
Несмотря на весьма солидный возраст, каждый год он репетирует новую главную
или заглавную роль, не отказываясь от эпизодов, которые любит играть,
создавая маленькие шедевры исполнительского мастерства. Сегодня на сцену
он выходит в образе короля Лира, Тевье Молочника,
последняя роль — тетушки в спектакле «Я тебя не
знаю больше, милый». Не устаешь удивляться амплитуде
характеров его героев — от трагического до
комического. Но ему все мало.
Года три назад Виталий Константинович нашел одноактную пьесу Николая
Коляды, будто специально написанную на него. Несмотря на занятость,
Венгер поставил
антрепризный спектакль «Новые русские старики», оформил
сценографически и сыграл одну из двух ролей. В простенькой, на первый
взгляд, пьесе кроются непростые размышления о жизни и смерти. О состоянии
человека, вставшего на пороге пути в вечность. В спектакле много юмора, но он
принципиально отличается от того, над чем мы смеемся в народных
комедиях. «Черным» его тоже не назовешь, скорее это смех сквозь слезы,
жажда жизни и ее закат. Если учесть, что в качестве режиссера Венгер
выступает впервые, эта работа более чем незаурядна.
Виталий Константинович слывет т неплохим
художником. Почти со студенческих времен он рисует шаржи на друзей,
знакомых, коллег по работе. В канун его 75-летнего юбилея была издана на
хорошем полиграфическом уровне книга «Венгершарж». Надо заметить, что
работал над ней он очень быстро. За лето перевел свои черно-белые рисунки в
цвет, для каждого героя придумал остроумный текст.
Небольшим литературным миниатюрам предшествовали две книги,
написанные в разные годы. Это воспоминания о своей работе в театре,
товарищах по сцене, незабываемых встречах, которых за долгую жизнь было
немало. Среди незабываемых — однокурсники Юлия Борисова и Михаил
Ульянов, актеры Николай Черкасов, Михаил Астангов, Олег Табаков. Впрочем,
если перечислять имена и регалии всех знакомцев Венгера, это будет такой же
длинный список, как перечисление его ролей.
Осенью прошлого года на репетиции спектакля «Я тебя не знаю больше,
милый» он сломал ногу.
Пришлось около трех месяцев сидеть дома. Когда вернулся в театр и в
спектакль, премьера которого состоялась без него, начал играть свою тетушку
так, будто не было перерыва в репетициях. Передать словами манеру его игры
невозможно, один внешний облик чего стоит: ярко-красные губы, приклеенные
длиннющие ногти, на спине — огромное декольте. В спектакле он играет
«аристократку духа», писательницу, приехавшую из Англии, дабы найти
жениха своей дочери. В этой роли Венгер не просто характерный актер, он
актер синтеза всех оттенков комической игры.
Не случайно он любит сочинять и играть капустники. Трудно представить
актера его возраста, который захотел бы обрядиться Кощеем бессмертным,
бичом, балериной и так далее. Он не боится быть смешным и, когда смеются
над его персонажем, остается доволен. Кажется, он шутит всегда и всегда
бывает остроумен.
О Венгере рассказывать можно много, он переливчат, как цвета красок на
палитре. В эти дни его друзья разделяют радость национального признания
его таланта и желают ему новых ролей и новых встреч со зрителем. Долгие
лета Вам, Виталий Константинович!