Твой колорит, седая старина!
Эту книгу давно ждали, она является плодом более чем двадцатилетних изысканий архитектора-реставратора Александра Викторовича Ополовникова, его дочери Елены Александровны Ополовниковой, продолжившей дело отца. А в перечне лиц, способствовавших выходу в свет этой книги, свыше ста шестидесяти имен. Среди них и Б. Говорин, Т. Рютина, В. Кутищева - наша областная администрация с пониманием относится к вопросам культурного наследия и в течение двух лет выделяла средства на ее издание.
!I1! «Земля Иркутская, деревянная», — так она называется.
Это третий том из серии, показывающей «утраченный
мир былой Руси», в которой уже вышли тома
«Деревянный Обдорск и заполярные города-легенды» и
«Избяная литургия. Книга о русской избе»,
удостоенные Золотой медали Российской академии
художеств и других наград.
Книгу открывают слова Рильке: «Если бы я пришел
в этот мир, как пророк, я бы всю жизнь проповедовал
бы Россию, как избранную страну». Предисловие к
книге написал Валентин Распутин.
Это не просто подарочное, дорогое, прекрасно
продуманное издание. У него есть свой пафос, без
которого, наверное, невозможен всякий большой,
значительный труд. Вступление к книге написано со
страстью, заставляющей вспомнить Феофана Грека. Вот
строки из него: «Старинная жизнь Приангарья,
сравниваемая М. Сперанским, генерал-губернатором
Сибири, с явью Святой Руси, продолжала свои
архитектурные традиции даже в советские годы 20-го
столетия вплоть до дьявольского перевоплощения
древних поселений в «ложе водохранилищ» Братской и
Усть-Илимской ГЭС. Изощренное наступление
продолжается, но красота Правды привлекательней
злобной разрухи. В воскрешении вечных истин огромное
значение приобретает зримое окружение — образы
Архитектуры. Некрасота — путь к погибели».
Выход книги должен был состояться еще в 1980-е годы,
но не состоялся, поэтому запишем ее в плюс к году
2004-му. Александр Викторович Ополовников,
«человек-легенда в подвиге спасения памятников
прошлого», прошел из конца в конец Ангару и Лену,
восстанавливал башни Братского, Илимского и
Якутского острогов. Под его руководством в музей
деревянного зодчества «Братская деревня» вывозились
из зоны затопления Братской ГЭС ценнейшие постройки.
В 1991 году А. Ополовников получил одну из
последних Государственных премий СССР за серию книг
о деревянном зодчестве.
Осенью 2002 года была создана экспедиция, которая
обновила сведения о деревянных памятниках Иркутской
области. Вывод: «Древнерусское зодчество края ныне
почти полностью утрачено». А вот еще одна цитата:
«Число погибших памятников искусства все
увеличивается. Каждый год приносит новые жертвы.
Оставшиеся ждут своей очереди». Это из речи
Николая Константиновича Рериха, произнесенной
в 1915 году на
четвертом съезде русских зодчих. Причина этих
явлений — вопиющее невежество ответственных лиц.
!I2! «Велико незнание России посреди России», — отмечал
когда-то Н.В. Гоголь. Восполнить это незнание
призвана настоящая книга. «Россия для нас, — пишут
ее авторы, — понятие мистическое, не приземленное,
ограниченное лишь географическими границами. Небо
над ней — тоже Россия». Говоря подобным образом,
авторы не только приближают к современникам прошлое,
но и дают и почву, и душу пошатнувшейся вере в Россию.
Памятники Иркутской области показаны в сравнении с
памятниками других регионов страны, прежде всего
Русского Севера. Чем меньше их становится, тем
сложнее их поиск, изучение, тем ценнее всякая
находка, на каждой из которых «время и безвременье
оставляют свой разрушительный след».
В книге «Земля Иркутская, деревянная» три главы. В
первой из них — «Из глубины веков» — рассказывается об
изначальной жизни края, о древних его народах, их
укладе и культуре. Большое внимание уделяется
бурятам. Во второй главе — «Твердыни Отечества» — тема
освоения наших земель русскими в их продвижении на
северо-восток. Третья глава — «Крестьянская
Атлантида» — о памятниках деревянного зодчества,
«погубленных ГЭС и неуважением к старине». Книга,
безусловно, учит уважению к старине и поднимает
философско-этические проблемы современного
национального самосознания. «Без духовности гибнет
не только людское творчество, не только само понятие
искусства в любом его проявлении, но и в конечном
итоге цивилизация, не техническим, а человеческим
развитием (или его деградацией) предопределенная», —
пишут авторы.
В создании книги немалая роль принадлежит Центру
сохранения наследия. Многотомные ежегодные отчеты
центра, посвященные обследованию памятников, явились
частью научного аппарата издания. Именно ЦСН
«пробил» его финансирование. Его сотрудники ездили в
экспедиции, представляли каталоги, выверяли ссылки.
Для информационно-издательского отдела ЦСН это не
первое крупномасштабное издание. Жители области
знакомы с книгами «Иркутск на почтовых открытках»,
«Православные храмы Иркутска». Книга «Земля
Иркутская, деревянная» — это качественно иной,
российский уровень. Являясь третьим томом задуманной
большой серии, она встает в ряд значительных явлений
отечественной культуры. А ее тираж — 5000
экземпляров — позволяет охватить широкий круг
почитателей сибирской старины. Книга издана в
Словении на великолепной полиграфической
базе. Четвертая книга серии — «Бревенчатый Иерусалим
России» — заявлена в производство и поддержит развитие
созидающей мысли в нашей стране.
Презентация «Земли Иркутской, деревянной» состоялась
в филиале Иркутского областного художественного музея
(улица К.Маркса, 23), она проходит на фоне выставки «Летят
резные кружева» (строка Марка Сергеева). На выставке
представлены фрагменты сохраненных образцов
деревянного зодчества, работы фотохудожников
Иркутска, в том числе и Бориса Дмитриева, который
первым еще в 1960-е годы показал иркутянам красоту
окружающей их старинной архитектуры.
«Как нет мысли, уходящей бесследно и в ничто, так и
не существует в Божьем мире безвозвратно утраченного
добра жизни», — пишут авторы этого уникального
издания, пробуждающего лучшие человеческие чувства.