издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Кто ленив с сохой, тому весь год плохой"

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, "Восточно-Сибирская правда"

1 мая (здесь и дальше по новому стилю) крестьяне старой Руси называли
Еремей-запрягальщик, или проще — яремник — наверное, от слова «ярмо». К
этому времени посевная в южных областях и средней полосе продолжалась,
продвигаясь на север, поэтому большинство пословиц, поговорок и даже
погодных примет было напрямую связано с севом: «Коли на Еремея погоже,
то и уборка будет пригожа»; «На Еремея непогода — всю зиму
промаешься». Не догадался спросить у иркутских метеорологов, часто ли в
нашей местности выпадают погожие дни на первое мая, но крестьяне средней
полосы считали, что годы, когда в этот день нельзя было выехать в поле из-за
непогоды, случались крайне редко, и говорили, что «на Еремея — третья и
последняя встреча пролетья». И еще: «На Еремея и ленивая соха в поле
выезжает».

Сроки сева различных культур определялись, конечно же, не только датами,
но и конкретными погодными условиями. «Русский земледельческий
календарь» описывает, что в Воронежской губернии крестьяне следили за
состоянием ели: «Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не
должно медлить с посевом. В противном же случае — не спешить». А в
Вологодской губернии существовало правило, по которому рожь сеяли
мужчины, а вот овес, горох и яровые — бабы. Но большинство крестьян,
несмотря на обилие условностей, следовали главному правилу: «Кто ленив с
сохой, тому весь год плохой».

2 мая продолжает тему посевной. Это Борис и Глеб — сеятели. «Борис и Глеб
сеют хлеб». А еще это — барыш-день и соловьиный праздник. Считалось, что
именно с этого дня должны были начинать петь соловьи, и примечали, что
если поет птаха всю ночь, то следующий день будет солнечным. С далеким
от сибиряков соловьем и близкой нам кукушкой у русских крестьян связано
много не только погодных, но и жизненных примет. Причем к соловью
относились с большей симпатией. Его старались услышать как можно
раньше, потому что «если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо
проживешь лето». И еще потому, что «кто при первом соловье скинет
рубаху, того блохи не будут кусать». Барыш-день — тоже название не
случайное. Торговцы в этот день старались обязательно продать хоть что-
нибудь, но обязательно очень выгодно, чтобы потом весь год спокойно
торговать с хорошими барышами. А крестьяне, зная это, говорили: «На
святого Бориса — сам боронися: барышники плутуют».

3 мая называли Маврой-молочницей, зелеными щами и Тимофеем. А
некоторые объединяют все названия в одно: Тимофея и Мавры — зеленые щи.
Святую Мавру называли молочницей, потому что к этому времени на
пастбищах средней полосы России появлялась зелень и у коров начинало
прибывать молоко. С молодой травой связаны и зеленые щи. Все крестьяне,
даже те, у кого оставались хорошие запасы квашеной капусты, старались
обязательно сварить щи из щавеля, лебеды, сныти или крапивы, которая
«хоть и жгуча родится, а в щи годится». В Сибири первой зеленью для щей
были, пожалуй, лебеда и крапива. Земляки наши, пережившие голодные
военные и послевоенные годы, на всю жизнь запомнили вкус щей из лебеды.
Говорят — противный. Но дикий щавель был менее доступен, особенно для
горожан.

4 мая «Русский земледельческий календарь» пропускает, а иркутские
метеорологи на основе многолетних наблюдений высчитали, что к этой дате
среднесуточная температура воздуха в окрестностях областного центра
обычно переходит через пять градусов тепла в сторону повышения.

5 мая — Арина (или Ирина) рассадница. В этот день говорили: «На Ирину
худая трава из поля вон» и: выжигали в полях прошлогоднюю траву и
стерню. Похоже, что обычай этот до сих пор живет, в том числе и в Сибири.
Очень уж часто к этому времени начинаются массовые пожары в лесах
нашей области, а причиной многих из них становятся неконтролируемые
сельскохозяйственные палы. Если кому-то из селян вновь пришла в голову
шальная мысль выжечь свой покос — остановитесь ради Бога. У нас не
степная, а лесная зона, и спичка, чиркнутая вами, может принести большие
беды. Займитесь лучше капустной рассадой. Арину называли рассадницей,
потому что в этот день начиналась высадка в огород капусты. Прикапывая
ростки, крестьянки ласково приговаривали: «Не будь голенаста, будь
пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь
стара, будь молода; не будь мала, будь велика:», а дальше кто как
придумает. Любопытно, что высадкой овощной рассады занимались
исключительно женщины, потому что «если посадит овощи мужик, то они
зацветут, но не дадут плода». А в Тамбовской губернии при посадке не ели
хлеба, «чтобы куры капусту не выклевали».

6 мая — Иов-огуречник, он же горошник, росенник. А еще Денис с теми же
«овощными» прозвищами. Огурец (его начинали сеять с этого дня) считался
ценным овощем. Но горох для сытой жизни в течение года — важнее. Ему
внимания больше, поговорок тоже. У воронежских крестьян, как утверждает
«Русский земледельческий календарь», существовал целый свод правил,
как надо сеять горох: «Горох сеют при ущербе луны. Горох должно сеять на
закате солнца для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, того не
видели. Репу и горох не сей возле дороги. Горох, при северном ветре
посеянный, выходит всегда жесткий и не разваривается, а посеянный при
западном и юго-западном ветре бывает мягок, но на нем скоро появляются
черви и он сильно зарастает сорными травами:».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры