Готовы ли муниципальные власти к новым отношениям?
Сегодня Государственная Дума рассматривает десятки поправок и законопроектов, призванных ввести в рыночный оборот значительные пакеты госсобственности, до сих пор не затронутые приватизацией. Одним из наиболее сложных и, возможно, скандальных станет закон о публичном имуществе, запрещающий всякое участие властей в любых коммерческих предприятиях. Закон разработан в администрации президента комиссией Козака, которая занималась разграничением полномочий между уровнями власти.
Сам президент уже неоднократно озвучил свою позицию, которая заключается в том, что
у власти должно остаться столько собственности, сколько хватило бы для осуществления
властных полномочий. Таким образом, при принятии нового закона у всех уровней
власти — федеральной, региональной и муниципальной — останется достаточно
ограниченный срок для того, чтобы ликвидировать свое участие в любых коммерческих
предприятиях.
Как заявил в интервью «Итогам» председатель Комитета Госдумы по собственности
Виктор Плескачевский, несмотря на то, что отмашка для рассмотрения этого вопроса в
Госдуме еще не дана, сам законопроект находится на хорошем уровне готовности, он
обсуждался с экспертами Совета Европы и его актуальность не может вызывать
сомнения. В частности, речь идет о создании рыночного механизма в сфере
имущественных и земельных отношений, которые в их нынешнем виде затрудняют
развитие ипотеки, конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве и так далее.
«Приведу такой пример: предполагается, что у нас частных магистральных путей не
будет, а вот сфера перевозки может быть частной. Водоканал может быть частным, а
может быть муниципальным. Но при любых обстоятельствах согласно предлагаемому
закону власть теряет право управления этим имуществом, то есть исчезают разнообразные
государственные унитарные предприятия по управлению той или иной собственностью и,
соответственно, муниципальные унитарные предприятия. Государство, вернее
— власть,
остается бенефициаром, выгодоприобретателем, а имущество передается в доверительное
управление на рыночной, конкурсной основе частным организациям», — заявил Виктор
Плескачевский.
Важным фактором здесь является передача имущества в аренду или в доверительное
управление на конкурсной основе — это позволит отсечь от участия в управлении
государственным имуществом фирмы-однодневки, предприятия с сомнительной
репутацией или искусственно созданные клоны бывших МУПов. Впрочем, по мнению
господина Плескачевского, «через какое-то время чиновники найдут варианты обхода
закона по какой-то части имущества, но лично меня устраивает та неотвратимость, с
которой сегодня президент настаивает на этом законе. Это означает, что политическая
воля есть».
Таким образом, из ряда важнейших сфер жизнедеятельности, таких как торговля, ЖКХ,
строительство, будет убрана «прейскурантная» составляющая, когда чиновники
определяют стоимость аренды или обслуживания одного квадратного метра торговой
площади или земли под производственным зданием. Очевидно, что процесс это крайне
сложный — в ведении муниципальных предприятий закреплены сейчас сотни объектов
собственности, которые приносят вполне реальные деньги, в том числе и в
муниципальную казну, благодаря неналоговым доходам. Для того чтобы перейти на
новые отношения, необходимо уже сейчас, еще до обсуждения и принятия нового закона,
находить механизмы его последующей реализации.
В Иркутской области подобные примеры уже есть, и это не только приватизация
невостребованных производственных или торговых площадей или выработавшей свой
ресурс техники. В прошлом году в Братске городские тепловые сети были переданы в
аренду ОАО «Иркутскэнерго», в ряде городов идет обкатка «пилотных» проектов по
доверительному управлению жилищным фондом, формально находящимся в
муниципальном ведении. Однако это только начало второго этапа приватизации, в
результате которого власть получит возможность концентрироваться на исполнении
переданных ей избирателями функций, а хозяйственники будут заниматься развитием
бизнеса и производства в новых условиях.