Мажорные звуки "Французской весны"
Если на афише областной филармонии стоит имя дирижера Эммануэля Ледюк- Барома, значит, наш город вновь встречается с настоящим французским искусством. Как это было осенью 1903 года, когда в течение четырех вечеров со сцены концертного зала звучала современная французская музыка, и в начале мая этого года - классическая, названная "Французской весной в Иркутске".
Весна не только по времени года, но и по эмоциональному настроению, которое
всегда привносит своим исполнительским мастерством Ледюк-Баром. Под его
управлением губернаторский симфонический оркестр начинает играть
экспрессивно и страстно, звуки отдельных инструментов, сливаясь,
воспроизводят гармонию музыки, в которой проявляются яркие, молодые
чувства.
Весенние концерты вызвали неподдельный интерес слушателей еще и потому,
что в них принимал участие знакомый иркутянам солист Николя Дотрикур,
исполнивший концерты для скрипки с оркестром «До мажор» Йозефа Гайдна и
«Ре минор» Яна Сибелиуса. Контраст прочитывался в произведениях,
выбранных музыкантом для исполнения, и в образе самого исполнителя.
Высокий, спортивного телосложения молодой человек, в его руках скрипка
казалась всего лишь дорогой игрушкой. Но когда он заиграл, когда скрипка
запела и заплакала, стала полна страсти и лиризма, сомнения отпали: выступает
настоящий виртуоз, в совершенстве владеющий своим инструментом. В
концерте Сибелиуса Дотрикур сумел выразить суровую мрачность тонов,
чередующихся со светлыми красками, созерцательность элегичных настроений
— с патетикой. Мужественностью, героикой, неуемным задором танцевальных
ритмов был отмечен блистательный финал концерта.
По темпераменту скрипач Николя Дотрикур и дирижер Эммануэль Ледюк-
Баром созвучны, оба полностью отдаются музыке, становясь в момент
исполнения ее продолжением. В очередной раз поразил слушателей Ледюк-
Баром своим умением подобно драматическому актеру перевоплощаться в образную
выразительность исполняемого произведения. В симфонии Дмитрия
Шостаковича «1905 год», прозвучавшей в первый вечер «Французской весны»,
оркестр под его управлением казался «монументальной исторической фреской».
В трех частях симфонии — «Дворцовой площади», «9-е января», «Вечная
память» — удивило точное выражение французским музыкантом стилистики
русских народных и вольнолюбивых, полных внутренней силы песен.
Потрясающим по силе воздействия стал финал, в котором эмоционально и
страстно прозвучал «Набат» композитора.
Манера дирижирования Ледюка-Барома может показаться чрезмерно
свободной, а трактовка исполняемых им произведений — далеко отходящей от
классического канона. Но любой музыкант и интересен самостоятельностью
мышления, умением в классическом произведении услышать современные
ритмы звучания. Впрочем, Баром продемонстрировал и безупречное владение
классической манерой исполнения в симфонии N 4 «Си-бемоль мажор»
Людвига ван Бетховена. В воспроизведении музыкальных картин он был
корректен, поток «радостного кругового движения» симфонии дирижер
выразил в манере, свойственной закрытому выражению чувств.
Сложное, эмоционально подвижное исполнительское мастерство французского
дирижера было блистательно поддержано губернаторским симфоническим
оркестром. На «Французской весне» он, кажется, превзошел сам себя,
продемонстрировав высочайшую исполнительскую технику, полную
чувственного, экспрессивного начала. Музыка становилась образом
мироздания, мажорное начало которого побеждало минор.