издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Губит людей не пиво

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Мэр Иркутска Владимир Якубовский предложил Законодательному собранию Иркутской области выступить с инициативой о внесении изменений в два федеральных закона, регламентирующих порядок производства и оборота алкогольной продукции. Они касаются включения пива с содержанием этилового спирта выше 1,5% в перечень алкогольной продукции. Городской голова однозначно дал понять, что его цель благородная - борьба с пивным алкоголизмом.

Ситуация и на самом деле очень тревожная. Только в Иркутске на учете в
психонаркологическом диспансере состоит более 1100 несовершеннолетних, половина из них
— как раз алкоголики, в том числе пивные. И мэр вне всяких сомнений прав — пивной
алкоголизм становится все более распространенным заболеванием среди молодежи. Причем
это характерно не только для областного центра, но и для всей страны, на что уже в течение пяти
лет с завидной настойчивостью обращает внимание санитарная служба России.

Итак, что предлагает мэр. Первое — ограничить рекламу пива. Второе
— ввести лицензирование
на производство и оборот пива и, как следствие, — пополнить бюджеты всех уровней за счет
сумм лицензионных сборов. Откровенно говоря, не советовала бы местным политикам делать
на этом пиар, может боком выйти.

К великому сожалению, пивное лобби в нашей стране настолько сильно, что этот напиток де-
юре не считается алкогольным, хотя фактически таковым еще как является. В 2002 году Дума
Приморского края обращалась в Госдуму с инициативой признать алкогольным напитком
пиво крепостью свыше 8%. Поправки были признаны нецелесообразными. Зато, как нарочно,
в ответ на законодательную инициативу некоторые заводы выпустили пиво с содержанием
спирта 12%.

Но копить политический капитал на борьбе с пивным алкоголизмом, имея в багаже лишь
инициативы по изменению федеральных законов, дело неблагодарное. Будем честными:
пивной алкоголизм, как любой другой, имеет под собой глубокие социальные причины. К ним
относятся и ситуация в семье, и социальный статус алкоголика, даже экономическая ситуация
в стране. Нет ничего проще сказать: у нас пивной алкоголизм, потому что федералы, гады
такие, не могут откорректировать законы.

А только ли в законах дело? Может быть, дело еще в том, что не решена проблема
качественного подросткового досуга? Есть ли у молодых людей возможность работать и
получать за свой труд адекватные деньги?

Вероятность того, что федеральные законодатели откликнутся на инициативу мэра так
же малы, как мала вероятность того, что отсутствие рекламы пива, а равно лицензионные сборы
повлияют на популярность этого напитка. Наркологи уже давно отметили закономерность:
чем быстрее определенный алкогольный продукт вызывает у человека состояние опьянения и
эйфории, тем больше и чаще он будет его употреблять. А пиво содержит не только алкоголь,
но и углекислый газ, который заметно ускоряет опьянение. И, как правило, подростки пьют
пиво далеко не из-за его вкуса, а, скорее, из-за эффекта. Таково мнение специалистов.

К тому же запретительные меры никогда не достигали своего результата. Кто из нас не видел
курящих школьников? А запрет на продажу табачных изделий людям до 18 лет еще никто не
отменил. Или вот пример: водочные магнаты научились обходить Закон о рекламе,
популяризируя водочные брэнды через ролики конфет «Флагман» и питьевой воды «Гжелка».

Зато результат введения лицензирования производства пива можно просчитать на раз. О
коррумпированности нашего чиновничества не наслышаны разве что груднички. Достаточно
вспомнить судьбу расположенных в Иркутской области трех гидролизных заводов, павших
жертвами в конкурентной борьбе. И орудием конкурентной борьбы стали лицензии на
производство спиртосодержащей продукции, которые надо было получать у московских
чиновников. Даже самый крупный из местных пивных заводов — ЗАО «Иркутскпищепром»,
расположенный, кстати, в Иркутске, не сможет противостоять той же «Балкитке», у которой
мощные подпорки в виде иностранного капитала.

[dme:cats/]

Являюсь противником всякого регулирования — врага выбора. Только объясните тем же
подросткам, что они пьют. В пол-литровой бутылке пива с содержанием спирта 5%
чуть более 20 граммов чистого спирта, что адекватно 60 мл водки. Если пиво
крепкое, скажем, «Балтика N 9» , где содержится 8 % алкоголя, бутылка адекватна 100 мл
водки. Две бутылки — стакан.

Года два назад мне довелось побывать в городе Кемерове. Помню, проходя по площади
рядом с администрацией, прямо-таки уткнулась в огромный батут, на котором прыгали
довольные дети. Согласитесь, картина необычная для иркутянина, незадолго до этого
побывавшего в муниципальном ЦПКиО, где торговля пивом — обычное дело, такое же, как
продажа билетов на карусели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры