издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Царственной рукой Екатерины

  • Автор: Беседовал Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

был подписан первый генеральный план Иркутска Куликов Борис Иванович. Родился в 1950 году. В 1973 году закончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Работал в институте "Иркутский промстройпроект", главным архитектором Иркутска. Лауреат и дипломант многих конкурсов и смотров. Заслуженный архитектор России, советник Российской академии архитектурно-строительных наук. Член Союза архитекторов России с 1981 года. Ныне -- начальник главного управления архитектуры и градостроительства обладминистрации -- главный архитектор области. Борис Иванович -- сегодня наш собеседник.

— Борис Иванович! Давайте объясним читателю, что за
дату вы, архитекторы, в эти дни отмечаете.

— 17 мая 1944 года в соответствии с постановлением
Совнаркома от 21 декабря 1943 года при Иркутском облисполкоме
(как и в других областях и краях) был образован отдел
по делам архитектуры. Так что мы, архитекторы области,
отмечаем свое 60-летие. Ни больше ни меньше.

— В самый разгар войны вышло постановление Совнаркома,
не правда ли, факт примечательный?

— Я бы сказал — замечательный! Уже тогда полуразрушенная
страна, ее люди думали о будущем. О том, каким быть
городам и весям послевоенных лет. Хотя, конечно же,
это вовсе не означало, что у нас архитектуры как бы и
вовсе не было. Просто надо было придать организационный
статус работе архитекторов, послевоенному — и на дальнюю
перспективу — строительству. Был создан отдел, и первые
же строки постановления облисполкома обозначили его
задачи. Давайте прочтем хотя бы первые абзацы
из документа, который хранится в наших архивах:

«Первое. Образовать при исполкоме облсовета депутатов
трудящихся отдел по делам архитектуры.
Второе. Распространить руководство отдела по делам архитектуры
на деятельность, осуществляемую в области архитектуры
различными организациями и учреждениями Иркутской области,
независимо от их ведомственной подчиненности.
Третье. Возложить на отдел архитектуры:

а) рассмотрение и утверждение проектов планировки и
застройки городов и рабочих поселков Иркутской области,
а также проектов и смет строительства жилых, культурно-бытовых
и общественных зданий и сооружений;

б) наблюдение и контроль за творческой деятельностью
проектных организаций, находящихся на территории области,
вне зависимости от их ведомственной подчиненности;

в) государственный архитектурно-строительный контроль
на территории Иркутской области за качеством застройки
и перепланировки городов и рабочих поселков, строительством
жилых и гражданских зданий, независимо от их ведомственной
подчиненности…» И т.д. и т.п.

— Я вижу в решении и такие строки, Борис Иванович,
что на отдел возлагалось и руководство охранной работой
и работой по реставрации памятников архитектуры…

— И многое другое. В этом смысле это был
четкий по проработке документ, которым мы руководствовались
долгие годы, да и по сей день он вполне конкретно
определяет наши задачи (несмотря на неоднократные структурные
изменения). Штат был определен в 10 человек, и первым
начальником отдела был назначен Борис Михайлович Кербель,
позднее он стал главным архитектором области.

С 1971 года начальником отдела по делам строительства
и архитектуры — главным архитектором области был назначен
Виктор Петрович Шматков, заслуженный архитектор России,
член Союза архитекторов России с 1964 года.
Отдел был юридическим лицом, имел расчетный счет в Госбанке,
являлся заказчиком по разработке всей градостроительной документации
(генеральные план, проекты детальных планировок и
проекты планировок городов и поселков городского типа
области) при выделении финансирования из федерального
и областного бюджетов до 250-300 тыс. рублей ежегодно.

В 1989 году начальником главного управления архитектуры
и градостроительства — главным архитектором области
назначается Владимир Васильевич Искаков — профессор,
заслуженный архитектор Российской Федерации, советник
Российской академии архитектуры и строительных наук,
член Союза архитекторов России с 1975 года. Ну, а с
1999 года начальником главного управления архитектуры
и градостроительства — главным архитектором области,
заместителем председателя комитета по строительству
и архитектуре назначается ваш покорный слуга…

— Борис Иванович, вернемся к послевоенным годам.
Ведь Иркутск, слава Богу, не надо было восстанавливать
после войны. Он имел уже свой сложившийся архитектурный
облик…

— Разумеется! Но ведь ему нужно было расти, как и другим
городам области, молодым, которые еще были в планах.
Тут очень уместно вспомнить конференцию по развитию
производительных сил 1947 года. Ведь она, по сути дела,
и дала мощнейший толчок развитию области. Это после
нее область стала огромной по масштабу строительной
площадкой. Родились новые города — Ангарск, Шелехов,
Братск, Усть-Илимск, Саянск с их мощнейшими производственными,
градообразующими комплексами. Нужно было создавать структуры,
которые бы могли взять на себя управление этим гигантским
процессом — строительством городов, поселков, жилых
и производственных комплексов. И до конца 80-х годов
через главное управление архитектуры (из Москвы), как правило, велось
финансирование всех генеральных планов.

В области все это курировало областное управление архитектуры.
Часть финансирования шла через средмаш,
но в основном через Госстрой СССР. А вот творческая
часть целиком ложилась на нас — городами и поселками
должны были заниматься структуры области или края. Это
четко обозначалось в постановлении Совнаркома. Отводилась
соответствующая роль и муниципальным образованиям;
они тогда вкупе со своими районными и городскими архитекторами
очень четко понимали, что генеральный план — это руководство
к действию по работе с территориями. Мы работали в тесной
связке с ними.

— Но ведь только в 1975 году открылось отделение архитектуры
в политехе. Откуда брались кадры?

— Конечно же, это были приехавшие к нам в Сибирь
со всей страны люди. Нам посылали архитекторов Московский
архитектурный институт, Ленинградская академия им. Репина,
Свердловский архитектурный институт, Новосибирский инженерно-
строительный институт. Приезжали архитекторы из Киева,
Томска, но большинство сегодняшних архитекторов из Новосибирска,
Екатеринбурга. Особенно ценные кадры нам поставлял
Новосибирск.

— Многое зависело не только от архитекторов, но и от
того, кто руководил городом, не так ли, Борис Иванович?

— Безусловно. Вот возьмите покойного Николая Францевича
Салацкого, председателя Иркутского горисполкома. Мне
довелось работать с ним немало лет. Это был мотор,
он жил городом. И при всей своей экспрессии он был
грамотным человеком; он чувствовал город, понимал и
любил его. И был ко всему прочему хорошим хозяйственником.
В «его» время Иркутск сильно изменился. После него
был Юрий Александрович Шкуропат
— при нем появилось очень много интересных объектов.
Борис Александрович Говорин, будучи мэром, внимательнейшим
образом прислушивался к архитекторам, всем, кто привносил
творчество в облик города. Я долгое время работал с
ним, будучи архитектором города, и не помню ни одного
конфликта по поводу творческого восприятия архитектурных
решений — всем хотелось сделать свою работу хорошо.
Хотя время было очень непростое: пошли раздраи, переделы собственности и
прочее. И при всем при том строительно-архитектурные
параметры областного центра не ухудшились, а улучшились.

— Долгие разговоры ведутся вокруг генерального плана
Иркутска. А интересно, кто первый его подписал? И когда?
И, наконец, есть он все-таки или его нет?

— Вы наверняка вместе с читателями будете удивлены,
но первый генплан Иркутска подписала… Екатерина II
в 1792 году. Да, именно так, и тому есть документальные свидетельства.
После этого столько понастроили… Работали у нас столичные
зодчие — в разные века, в разные годы. Они были петербуржцами,
и недаром порой город Иркутск сравнивают с Санкт-Петербургом.
У столичных зодчих учились и местные.

— Но ведь наш город в большинстве своем деревянный.

— И деревянное зодчество — это зодчество.
Оно отличается неповторимым колоритом, придает особый
стиль городу. Иркутск — один из немногих городов России,
который сохранил все это. Но… недаром после страшных
пожаров в Иркутске в середине девятнадцатого века губернатор
запретил строить деревянные здания. Мы же сейчас, по моему
убеждению, и не только моему, слишком много деревянных
зданий охраняем как памятники старины. Все ли они подходят
под этот статус сегодня? — вот вопрос. И кроме всего
прочего, сохраняем ли их? Есть технологии,
позволяющие сделать это, но, как всегда, нет денег. Замкнутый
круг. Хотя, вот посмотрите каталог 1914 года, он издан
в Москве. Какие замечательные каменные здания проектировались
уже тогда! В Иркутске и в то время, и в довоенное,
и послевоенное построено столько замечательных зданий,
что они в немалой степени определяют, как выглядит
Иркутск.

После войны новые районы города требовали срочных мероприятий
по организации застройки, прокладке транспортных магистралей,
созданию сети инженерного и социального обслуживания.
Веянием времени стал серьезный градостроительный подход
к решению городских проблем. Широкий размах работ по
реконструкции застройки требовал подчинения их единому
замыслу, и город стал рассматриваться как единый градостроительный
комплекс.

Сегодня город значительно вырос, расширился. Но важно
подчеркнуть, что последний генплан, утвержденный в 1970
году, сохранил преемственность прежних генпланов. Правда,
через 10 лет генплан уже отставал от современных требований
и потребовалась его корректировка. И в 1987 году была
закончена эта «корректура» — уже с участием иркутских
градостроителей. Он получился очень хорошим (за исключением
некоторых нюансов, таких как аэропорт, индивидуальная
застройка). В 1996 году городской Думой было принято
«соломоново» решение: утвердить новый генплан, но в старых
границах. В настоящее время разрабатывается новая редакция
генплана города.

— Я понимаю так, Борис Иванович, что всего в генплане
не учтешь, и вряд ли хотя бы один из них был полностью
воплощен. Но наряду с крупным жилым
строительством, созданием микрорайонов, культурных,
научных и производственных комплексов он должен представлять
некую достаточно предсказуемую схему их расположения.
Но вот возьмем транспорт — он такими темпами ворвался
в нашу современную жизнь, что «перекраивает» все схемы.
Еще немного лет, и страшно представить, что в городе
будет: жизнь в нем, как кровь в склеротических артериях,
просто замрет. То же самое, если транспортные
потоки остановить. Где же выход?

— В очень большой степени этот выход видится в строительстве
нового моста через Ангару, значение которого сегодня
мы еще не в полной мере можем оценить, — это почувствует
каждый житель города после ввода моста в эксплуатацию.
Вообще же существует транспортная схема города, и она
обязательным элементом входит в генплан. Вот Новосибирск,
он тоже страдает от транспортных проблем. Но там много
широких улиц, проспектов, они существенно снижают
проблему. Но Иркутск значительно старше Новосибирска,
он и много больше застраивался — кто же тогда думал,
что вместо тарантаса с лошадьми по улицам побежит такая
масса машин? Но выходы есть, и архитекторы их предлагают:
надо, где возможно, расширять улицы, надо строить подземные
переходы и т.д. Надо, в конце концов, от чего-то отказаться
— от тех же многочисленных старых построек, в которых
человеку невозможно жить и которые никакой
исторической ценности не представляют. Что
же касается моста, то он конечно же, будет построен,
я уверен в этом: ни городские, ни областные власти не
допустят иного итога. Весь вопрос во времени — сроки
сдачи моста могут сдвинуться. Не надо забывать, что
его строительство — не только решение чисто транспортных
проблем: мост позволит поднять статус всего левобережья,
его микрорайонов, научного центра и т.д. В то же время
значительно разгрузится центральная часть города.

— Но работа архитекторов, в том числе и иркутских,
Борис Иванович, это не только Иркутск, конечно же.
Ведь за 20 лет по существу была построена вся «новая»
Восточная Сибирь…

— Масштабы преобразований поражают. Ведь
посмотрите, в какие короткие сроки проектировались и
строились промышленные комплексы, целые города, дороги,
ГЭС, железнодорожные магистрали! Как не отдать должное
тем, кто все это строил и кто проектировал, кто
задумывал…

Да, иркутские архитекторы вместе со своими коллегами
из Москвы и Ленинграда участвовали в реализации этой
программы. Масштаб задач и сжатые сроки строительства
требовали новаторского подхода. Романтика «новых городов»
искала выхода в архитектурных решениях зданий и улиц,
промышленных сооружений и проспектов.

Результаты, достигнутые здесь по внедрению сборного
железобетона, вошли в мировую градостроительную практику.
Сибирские города стали полигоном передового опыта в
организации градостроительных работ.

Проектировщики Иркутска оказались в самой гуще событий
при возведении новых городов. Бурная строительная деятельность
этого времени давала архитекторам возможность постоянно
улучшать свои проекты, сверять свои замыслы с воплощением,
совершенствовать и повышать мастерство.

— Меня интересует, Борис Иванович, вот такой вопрос:
вы ведь не наделены властными или иными полномочиями,
чтобы влиять хоть как-то на муниципалитеты. Вот строится
Усть-Илимск. Там есть мэр, городская Дума, городской
архитектор…

— Я вас понял. До закона о местном самоуправлении существовала
четкая вертикаль: Госстрой СССР, затем РСФСР, область
и район. И мы могли влиять, в том числе и административно,
на архитектурные решения во всех городах и поселках.
Сейчас закон запретил вмешиваться в их дела (и не
только нам). Поэтому за нами осталась методическая часть
этой работы: наша задача — помочь в подготовке заданий
на корректировку или разработку
генплана местным архитекторам,
и, наконец, мы готовим для них всю нормативно-правовую
базу. А сюда входят правила застройки городов,
правила размещения рекламы и многое другое.
Встречаясь со многими работниками органов местного самоуправления,
мы поняли, что многие из них находятся в правовом «вакууме»
и наши рекомендации, с учетом мнений депутатов, администраций
воплощаются в жизнь. Проводим семинары, совещания по
этим темам — к нам уже едут из Якутии, Бурятии, Читинской
области.

— Борис Иванович, итак, управлению архитектуры и градостроительства
администрации области — 60 лет. Разрешите поздравить
ваш небольшой коллектив с юбилеем. И просьба — назовите, пожалуйста,
тех, кто за эти годы проработал в вашем ведомстве больше
всех.

— Ну, имена начальников отдела по делам архитектуры
я перечислил еще в самом начале нашей беседы. К
сожалению, иных уже нет, но мы помним
всех и благодарны судьбе, что вместе работали на благо
нашей области. 26 лет проработал Борис Михайлович Кербель; 18 лет —
Виктор Петрович Шматков, заслуженный архитектор России,
член Союза архитекторов России; 8 лет — Владимир Васильевич
Искаков, профессор, заслуженный архитектор России,
советник Российской академии архитектуры и строительных
наук; 14 лет — Иннокентий
Николаевич Готовский, зам. начальника отдела; более
40 лет проработала Валерия Марковна Потапова — наша «легенда»;
12 лет — Валерий Дмитриевич
Акулов, зам. начальника управления по сельскому строительству;
20 лет — Александр Леонидович Арбатский, зам. начальника
управления и другие.

Пользуясь случаем, я хочу поздравить через «Восточку»
всех архитекторов области с 60-летием образования управления
архитектуры, пожелать им здоровья, успехов и творчества
на благо нашей области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры