Очарование таланта
Пожалуй, сегодня в труппе Иркутского музыкального театра вы вряд ли найдете актрису, которая бы пользовалась такой популярностью среди зрителей. Ее знают в Иркутской области, ее имя, ее роли -- в памяти любителей оперетты практически всей страны, ибо за полувековой стаж творческой биографии народная артистка Российской Федерации Елена Константиновна Волошина исколесила с гастрольными спектаклями страну с запада на восток и с севера на юг.
Она приехала в город на Ангаре в теперь уже далеком
1956 году по приглашению и настоянию тогдашнего главного
режиссера Иркутского театра музыкальной комедии Александра
Николаевича Орлова. Приехала с уже достаточным опытом
работы в театре. Поначалу это был музыкально-драматический
театр в Воркуте, куда занесла молоденькую девчонку судьба
и где ей посчастливилось получить уроки профессионального
мастерства у замечательного режиссера Б. Мордвинова.
Именно там Елена Волошина впервые сыграла знаменитую
Сильву. Это была настоящая опереточная героиня, потому
что Лена красиво пела, зажигательно танцевала и
была удивительно красива. Словом, все тогда решили,
что родилась яркая опереточная героиня, но театр, как
мы сказали, был музыкально-драматический, и Лене пришлось
сыграть и Маритану в пьесе «Дон Сезар де Базан», Марселу
в «Собаке на сене» и другие «серьезные» роли. Этот опыт
впоследствии ей несомненно пригодился, когда во многих
советских музыкальных комедиях появятся персонажи с
драматической судьбой и Елена Константиновна своим
решением этих образов придаст легкому жанру особый, порою
трагический, колорит. Здесь можно было бы вспомнить образ
матери из музыкальной комедии В. Мурадели «Девушка с
голубыми глазами», которой пришлось пережить ужас потери
дочери в фашистском концентрационном лагере, Жюстину
из музыкальной комедии того же автора «Москва—Париж—Москва»
или самые ближайшие спектакли с «серьезными» ролями
— «Старомодную комедию» по А. Арбузову и «Сказки старых
домов» О. Фельцмана.
Впрочем, не они являются главными в творческой биографии
актрисы. До сих пор старожилы Иркутска с восторгом вспоминают
знаменитую Ванду из оперетты «Роз Мари», когда молодая
Елена Волошина с блеском продолжила прекрасную и редкую
плеяду каскадных актрис, а, по сути, мы сегодня вправе
сказать, что для Волошиной нет ограничений в амплуа.
Она была субреткой Мари Лятуш в оперетте «Принцесса
цирка» — веселой, эксцентричной, а потом играла мадам
Каролину, взбалмошную хозяйку кабачка, у которой в самом
неподходящем моменте разваливалась умопомрачительная
прическа. Ее придумала сама Елена Константиновна, которая
всегда додумывает, изобретает, режиссирует свое видение
персонажа. Поэтому с ней не всегда легко и просто режиссерам.
За долгие годы работы в жанре она постигла все его нюансы,
она безошибочно может рассчитать, в каком месте роли
и на каких словах будет соответствующая реакция зрителя,
и умеет с первого появления на сцене полностью забрать
в плен любого сидящего в зрительном зале, подчинить
его своему недюжинному искрометному таланту и навсегда
стать любимой актрисой.
Говорить о Елене Константиновне только как об актрисе
— значит представить лишь половину ее творческой деятельности.
Ею в театре поставлены многие детские сказки, такие
большие музыкальные комедии, как «Белая акация» И. Дунаевского,
«Морской узел» Е. Жарковского. А сколько поставлено
спектаклей на самодеятельной сцене, ибо долгие годы
работала она в Иркутском молодежном театре миниатюр,
драмкружке Иркутского машиностроительного завода, возглавляла
театр миниатюр в мединституте.
Она всегда любила быть в тесном круге молодежи,
всегда находила с ними общий язык, умела незаметно и
искренне становиться им необходимой. И в театре она долгие
годы возглавляет почетную миссию доводить молодых актеров
«до кондиции», вводить их в стиль и таинства жанра,
уметь свободно играть на сцене, жить в образе. И потому
совершенно справедливо вся театральная молодежь Иркутского
музыкального нарекает ее святым именем «учитель».
Елена Константиновна долго и трудно шла к своим почетным
званиям, ибо так распорядились судьба и время, хотя
по уровню мастерства, масштабу творчества она и без
этих званий воистину была народной. Она признанный классик
жанра, мудрейшая талантливая актриса, которая переиграла
практически весь репертуар отечественной и мировой комедийной
классики. И если бы на ее юбилей все герои сыгранных
оперетт и музыкальных комедий собрались в зале, я думаю,
зрителям пришлось бы находиться за его пределами.
И сегодня, поздравляя народную артистку Российской Федерации,
корифея музыкального театра Елену Константиновну Волошину
с двумя юбилейными датами, мы от души желаем ей здоровья,
творческого долголетия и многих еще творческих свершений!