С днем рождения, Магистральный!
Очень скоро, 2 июня, исполнится тридцать лет со дня рождения одного из первых бамовских поселков -- Магистрального. Одновременно с ним справит свой тридцатилетний юбилей строительно-монтажный поезд N 391, коллектив которого и возводил этот удивительный поселок в глуши Казачинско-Ленского района.
!I1! Самым первым сигналом, возвестившим
начало великой стройки на севере Иркутской области,
было создание в 1971 году Казахского
леспромхоза, начальник которого А.А. Пыхов стал
инициатором прокладки автомобильной дороги от
районного центра до деревни Ключи. Именно рабочие
этого леспромхоза перебросили капитальный
автомобильный мост через Киренгу, и он надежно
связал Казачинск с появляющимися новыми поселками.
Но по-настоящему стройка века заявила о себе, когда
на небольшом пятачке на берегу речки Окукихты 2 июня
1974 года высадился первый десант — им руководил
Геннадий Комаристов. «Квартирьеры» поставили первые
восемнадцать палаток. Эти палатки фактически и стали
прообразом Магистрального. Самые первые дни и месяцы
вписались в его историю именами Героя
Социалистического Труда, заместителя начальника
«Ангарстроя» Ф.В. Ходаковского и начальника СМП N 391
А.А. Коротнева.
Вслед за «квартирьерами» на берегу Окукихты
высадились двести строителей — посланцев областной
комсомольской организации во главе с командиром
отряда Василием Сердюком и комиссаром отряда
Владимиром Цветковым. Вечером того же дня в
палаточном городке состоялся митинг, фактически
ознаменовавший начало новой эры этой северной
глуши. Первый комсомольский отряд был отважным и
полным энтузиазма; не пугали ни болота, ни комары,
ни наступающие холода. Разгружались баржи,
очищалась от леса стройплощадка под будущий
капитальный поселок. Словом, была тогда, летом
семьдесят четвертого года, выполнена главная задача
— подготовлена жилая база, чтобы можно было
перезимовать. Естественно, хлопот хватало:
первопроходцам нужно было осваивать новые профессии.
Требовались лесорубы, плотники, укладчики рельсов. И
слесари, химики, станочники срочно переучивались.
Чуть позже прибыло пополнение — посланцы
парторганизаций иркутских предприятий: люди старше
возрастом и богаче жизненным опытом. Среди них
женщины, чьи имена тоже вскоре стали известны всей
бамовской стройке: Галина Габидулина, Надежда Веялко,
Зинаида Хорошевская, Зоя Курганская, Нина Блатнер.
Конечно, бытовые условия были не ахти какие. Но
первые строители Магистрального чувствовали себя
наследниками тех, кто возводил Днепрогэс и
Магнитку. И это ощущение принятой эстафеты
вдохновляло людей. Ну а палаточный городок первого
десанта прекратил свое существование через пять
месяцев — его сменили щитовые дома. В
них тоже не было многих удобств, но перезимовать
было можно.
Расставание с палаточным городком было
немного грустным — молодежь полюбила его. Кроме
того, именно в палаточном городке была сыграна первая
на БАМе комсомольская свадьба. Тоже немаловажная
веха в истории Магистрального. Ну а через
какие-нибудь пять лет возведение временного поселка
— предтечи нынешнего Магистрального — было
окончательно завершено. Здесь уже было не только
жилье, но и свой клуб; имелась устойчивая
радиотелевизионная связь с Большой землей. И,
конечно же, игрались свадьбы и рождались дети.
Первая пятилетка Магистрального вообще была богата
на радостные семейные события: было заключено 360
брачных союзов и появилось на свет 536 малышей.
!I2! Со дня высадки первых десантов прошло немногим
более трех лет, и вот уже в августе семьдесят
седьмого над тайгой прозвучал первый гудок
тепловоза — прибыл на станцию Киренга первый
поезд! Встреча его вылилась буквально во всеобщее
ликование. Пассажирами поезда были не только
путейцы, механизаторы, мостовики, но и жители
Казачинско-Ленского района. В
этом нет ничего странного, ведь труженики этого
северного края не только приветили первые десанты,
но и помогали строителям чем могли: делились
пиломатериалами, одеждой, продуктами. И вот теперь,
будучи пассажирами первого поезда, они могли с
гордостью сказать: это и наша дорога! Конечно,
предстояло много дел. Нужно было довести до кондиции
железнодорожную колею, построить станцию и
обустроить путевое хозяйство; довести до ума
привокзальную площадь. Но объем предстоящих дел
никого не пугал.
Сейчас, оглядываясь на пролетевшие тридцать лет, я
могу уверенно сказать: люди ехали на БАМ не только
ради заработка — они были воодушевлены
грандиозной идеей: с помощью железной дороги
разбудить сибирскую глухомань. Но в эти столь
дорогие для тысяч строителей юбилейные дни не могу
не сказать и о грустном. Когда досрочно был сдан в
эксплуатацию Западный участок БАМа, многих
наградили орденами и памятной медалью «За
строительство Байкало-Амурской магистрали».
Однако многие
достойные люди, отдавшие стройке двадцатого века
силы и вдохновение, хранящие ей верность и по сию пору,
так и остались обойденными вниманием. Может быть, тридцатилетие
Магистрального — повод исправить эту оплошность?
Ведь построенная железная дорога прошла не только
через болота, тайгу и топи. Она прошла через души
моих ровесников и современников. Разве об этом можно
забывать?
Хочу поделиться еще одной мыслью. Не секрет, что
многие пророчили и продолжают пророчить БАМу
незавидную судьбу. Но ведь подлинное значение
крупных строек выявляется не по горячим следам, а
много позже, когда проясняется то, что в начале
строительства казалось неясной перспективой. Сегодня
и в самом Магистральном непростая жизнь. Но, я
уверен: пришедшие вслед за нами новые поколения
сумеют с трудностями справиться. Что же касается лично
меня, то сколько бы ни прошло времени, какие бы
новые встречи ни дарила жизнь, никогда не забыть мне
прекрасных людей, с которыми свела судьба.