Обретенное счастье
В этом году заканчивается десятилетие, которое по решению Организации Объединенных Наций проходило под знаком семьи. В апреле в десятый раз отмечался объявленный ООН Международный день семьи. Накануне этого праздника главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области организовало "круглый стол" "Искусство быть семьей". На него пригласили лучшие семейно-воспитательные группы Иркутской области.
Иркутская область — один из первых субъектов
Российской Федерации, где стали создаваться
семейно-воспитательные группы, первый опыт в этой
сфере в нашем регионе появился еще в 1995 году. Сегодня
в 33 из 37 территорий Иркутской
области существуют 267 семейных воспитательных
групп, где воспитывается более 400 детей в возрасте
от 3 до 18 лет.
Семейная воспитательная группа — это
первый шаг к созданию приемной или опекунской семьи.
А передача детей на воспитание в семью позволяет им
обрести опыт семейной жизни, познать ее радости и
горести, научиться решать семейные проблемы.
Создаются
семейно-воспитательные группы, как правило, на базе
социальных учреждений. Так, в нашем регионе
эффективно функционирует областной центр помощи
детям, оставшимся без попечения родителей, главная
задача которого — устройство детей-сирот и
социальных сирот в семейные воспитательные группы.
Сегодня благодаря работе его сотрудников в 46
семейных воспитательных группах проживают 75 детей,
оформлена опека и попечительство 12 детей,
усыновлено 2 ребенка.
И вот более десятка таких
семейных воспитательных групп пригласили на «круглый
стол». Вы, наверное, услышав слова «круглый стол»,
представили себе сугубо деловую, строгую атмосферу,
в которую воспитанники этих групп не
вписываются. На самом деле все было не так. Для них
устроили настоящий праздник. Гостей ждали накрытые
столы, стаканы с соком и чаем, фрукты и сладости. Не
очень длинная официальная часть постоянно
перемежалась выступлениями ребят-воспитанников.
Увлечения и
таланты у детишек самые разные: кто поет, кто
танцует, кто занимается балетом, кто играет на
музыкальных инструментах.
Есть в зале и выставка — работы тех детей, которых
природа одарила талантом, новые папы и мамы
смогли обнаружить и развить их способности. А ведущие
рассказывали о том, какой бесценный опыт получают
ребята, попавшие в
семейно-воспитательную группу, приглашали на сцену
руководителей социальных учреждений и глав семей.
Особенно подчеркнули заслуги областного
социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних в поселке Залари. На его базе
создана целая деревня — семейновоспитательный
комплекс «Молодежный», не имеющий аналогов в
отечественной и мировой практике
социально-реабилитационной работы. На месте
заброшенной деревушки уже построено 13 домов, где
поселены 80 подростков. В каждом доме с детьми
проживает по два штатных воспитателя. В состав
усадьбы входят жилой дом, надворные постройки,
в которых содержится домашний скот и птица, баня,
приусадебный участок, за семьями закреплены пахотные
наделы. Так что ребята получают навыки, необходимые для
жизни в сельской местности.
Впрочем, и работа других семейных групп не менее
интересна.
Я разговариваю
с одной из мам-воспитательниц. Она соглашается на
интервью только после того, как я обещаю изменить в
тексте имена и фамилии ее и детишек. Дело в том, что
в школе ребята даже не подозревают, что девочки — не
родные ее дочки, и им хочется, чтобы так было и
впредь. Они живут как обычная семья.
А ведь Алла
Петровна, педагог музыкального училища, когда-то и
представить себе не могла, что ее семья разрастется
до таких размеров. Хотела сначала взять только
мальчика Мишу. Он занимался танцами, она возила его
на занятия. Там и познакомилась с его партнершей,
Ниной. А полгода
спустя, во время проходившего в
социально-реабилитационном центре праздника по
поводу Дня защиты детей, ее пригласили для разговора
директор и психолог. Говорят, что девочка
отказывается заниматься танцами, требует, чтобы
поговорили с Аллой Петровной, потому что только ее
она представляет в роли своей матери.
— Я, конечно, не
была готова к этому разговору, — вспоминает моя
собеседница. — Сказала, что единственное, что я могу
пообещать, это то, что возьму этого ребенка на
субботу-воскресенье домой. Девочка была очень
счастлива, и, когда я ее возвращала обратно, она
спрашивала: «А в следующий раз я тоже приду?». Так
довольно быстро возникло решение взять эту девочку в
семью.
А потом получилось так, что ко мне обратился
один наш известный поэт. У него в Братске живет
племянница, и ее мать попала под машину. Вроде бы
есть много родственников, но у всех проблемы, и
никто не может взять ребенка. Он попросил меня, мол,
пожалуйста, возьми. Я говорю: куда же мне ещ
третьего ребенка? Но когда я увидела глаза этой
девочки, то не смогла не взять и ее. Так у меня
появилось трое детей.
Сейчас Миша учится в школе
музыкантских воспитанников, а девочки — в обычной
школе.Кроме того они занимаются в музыкальной школе по классу
фортепиано и на хоровом отделении, обе рисуют. Дома
устраивают творческие семейные вечера. А еще
ребята любят встречать пришедшую с работы усталую
маму сюрпризом: то ужин при свечах приготовят, то
еще что-нибудь придумают. Вот так переплелись четыре
судьбы, три маленьких человечка нашли свою маму,
получили свою долю семейного счастья, на которое
имеет право каждый ребенок.