В паутине согласований
По завершении третьего электорального цикла, принесшего масштабные политические дивиденды действующему президенту России Владимиру Путину и поддерживающей его партии "Единая Россия", пришла пора подкорректировать некоторые демократические процедуры в области народного волеизъявления. За предложением председателя ЦИК Александра Вешнякова изменить избирательную систему со "смешанной" на пропорциональную последовала законодательная инициатива главы российского государства, направленная на изменение конституционного закона "О референдуме". Соответствующие поправки внесены президентом в Госдуму.
По сути, новая редакция конституционного закона о
референдуме является логическим продолжением тех
поправок, которые были одобрены депутатским корпусом
еще осенью 2002 года. Тогда появились поправки к
Закону о референдуме, запрещающие его проведение в
период федеральной избирательной кампании, а также в
последний год полномочий президента РФ и Госдумы. Их
принятие ознаменовало начало массированной атаки на
«левое» крыло политического спектра с целью
окончательного вытеснения компартии на политическую
периферию.
Содержательная и формальная стороны внесенного в
Госдуму президентом законопроекта до боли напоминают
Закон «О выборах депутатов Госдумы» в той части,
которая касается участия политических партий в
избирательном процессе. Так, в соответствии с новой
редакцией Закона о референдуме существенно
усложнится процедура выдвижения и регистрации
инициативной группы. Если раньше достаточно было
зарегистрировать инициативную группу из 100 человек,
которая должна была обратиться в соответствующий
избирком с ходатайством о регистрации и затем могла
начинать сбор 2 миллионов подписей, то в
соответствии со ст. 15 проекта закона теперь это
будет сделать намного сложнее.
Для проведения референдума сначала должны быть
образованы так называемые региональные подгруппы,
создаваемые более чем в 50% субъектов РФ,
численностью не менее 100 человек каждая.
Обязательным условием подготовки собрания каждой из
подгрупп является уведомление о ней местной
избирательной комиссии, которая, в свою очередь,
уведомляет ЦИК. Затем уполномоченные представители
подгруппы обращаются в комиссию субъекта с
ходатайством о регистрации региональной подгруппы.
Проект закона содержит перечень документов, которые
должны быть представлены на каждом этапе
регистрации: отсутствие какого-либо из этих
документов является поводом для отказа в ней. Лишь в
том случае, если подгруппы были зарегистрированы
более чем в половине субъектов РФ, они вправе
обратиться в ЦИК с ходатайством о регистрации
инициативной группы. Причем это должно произойти не
позднее чем через два месяца после регистрации
первой региональной подгруппы. Более того, подписи в
протоколах регистрации на собраниях подгрупп должны
удостоверяться нотариально, ибо по новому закону
члены инициативной группы автоматически становятся и
сборщиками подписей за проведение референдума.
Короче говоря, процедура регистрации инициативной
группы обрастает густым слоем бюрократической
паутины. По мнению главы ЦИКа Александра Вешнякова,
усложнение процедуры регистрации инициативной группы
призвано пресечь «фальсификацию подписных листов»
при сборе подписей в поддержку референдума, с чем
столкнулись сотрудники Центризбиркома в рамках
подписной кампании на выборах президента РФ.
Кроме этого, еще одной отличительной и, пожалуй,
главной чертой нового закона станет то, что отныне
партии больше не смогут инициировать референдум на
своих съездах, то есть им придется регистрировать
инициативную группу на общих основаниях. Тем самым
наносится жесточайший удар по возможности
политизировать саму процедуру референдума, которая
уже использовалась политическими партиями в
пиаровских целях.