Еще раз отмерить, прежде чем отрезать
Беседа главного редактора "Восточно-Сибирской правды" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ
— Борис Александрович, мы встречаемся с вами после некоторого перерыва сразу после Послания
Президента Российской Федерации. Какие приоритеты, на ваш взгляд, определены как главнейшие,
что имеет региональный вектор и вообще, каково видение политики в 2004 году с точки зрения главы
Российского государства?
— Первое, мне кажется, главное — это послание вновь избранного президента,
получившего поддержку высокого уровня от населения страны на недавних
выборах, и, по сути дела, — это видение президента внутренней и внешней
политики на предстоящие четыре года. Из всех посланий, которые я слушал
— и первого президента, и В.В. Путина, — это, на мой взгляд, наиболее сильное.
Очень четко обозначены самые болевые компоненты, которые влияют на
умонастроение всего населения страны. Доступное жилье… Включение всех
механизмов государственной власти, местного самоуправления, кредитно-
финансовых учреждений, для того чтобы малообеспеченные граждане получали
социальное жилье, люди с достатком могли за счет кредитных ресурсов, данных
на долговременной основе, строить для себя квартиру, дом. Только это, как
справедливо отметил президент, дает возможность создавать устойчивую семью
и просто развивать человека как личность.
Следующая компонента, которая выделена абсолютно справедливо,
— это здравоохранение, охрана здоровья, доступность качества услуг, понимание того, какие услуги
бесплатно даются, какие услуги предоставляются за плату, какие
есть при этом формы поддержки малообеспеченных граждан.
И следующая компонента — доступность образования для всех
граждан. Современного образования. Это очень важный
набор социальных вопросов, который должен быть положен
в основу деятельности как органов государственной власти,
так и местного самоуправления, да и всего общества.
— Как определились приоритеты в экономическом блоке?
— Президент в совокупности многочисленных
вопросов, связанных с функционированием экономики Российский
Федерации, выделил транспортный комплекс. Это инфраструктурный комплекс — и
это важно. Потому что доступность услуг, повышение конкурентоспособности
предприятий, создание условий эффективного продвижения товаров
— как на внутрихозяйственном, так и на внешнем рынке
— без транспортной инфраструктуры
невозможно. И президент акцентировал внимание на этой тематике.
Была выделена и международная проблематика. Россия должна укреплять свои
позиции. Национальные интересы высшей пробы, высшего уровня, высшего
порядка должны, безусловно, защищаться всеми способами, которые имеются у
государства и общества. При этом необходимо развивать и укреплять отношения
с развитыми странами мира: США, Европейским Союзом, нашими соседями,
странами Содружества независимых государств. На постсоветском пространстве
нужно создавать условия интеграции в экономической сфере и новые инструменты
позиционирования.
Еще раз особо президент остановился на угрозах, которые международный
терроризм несет для существования человечества, для стабильности и уверенности
граждан в отношениях друг к другу, к гражданам других национальностей.
Остановился на теракте в Чечне, это вызов, конечно, что законно избранный
руководитель Чеченской Республики убит, но при этом
он подчеркнул, что мы не
будем сворачивать демократические институты, мы будем вести с
использованием всех законных способов борьбу с экстремизмом, с любыми
проявлениями экстремизма, в том числе и на Кавказе. И еще раз было подчеркнуто,
очень важно, чтобы как можно быстрее формировались элементы гражданского
общества, потому что очень важна сбалансированность в отношениях государства
и общества. Только тогда достигается наибольший эффект.
Необходимо повышать результативность в работе экономики, благосостояние
населения, бороться с бедностью — это тоже принципиальная постановка вопросов.
Особое впечатление производит заключительная часть речи президента, и она,
на мой взгляд, напрямую связана с его краткой речью во время вступления в
должность, где он сказал о том, что президент несет полную ответственность за
положение дел в стране,
но один он не в состоянии решить весь комплекс социально-экономических
проблем. В заключительной части послания он
сказал: да, я готов взять всю полноту ответственности,
да, я готов к решению этих задач. Он, по сути дела, дал морально-политическую установку для всех
других руководителей, не только работающих в органах государственного и муниципального
управления, но, я думаю, и в бизнес-структурах, что только консолидированно повышая свою личную
персональную ответственность, можно радикально менять ситуацию в стране. Надо
отметить, что его такие сочные, концентрированные взгляды на актуальные
проблемы внутренней и внешней политики вызывали аплодисменты
в зале, и эти аплодисменты не были искусственными,
т.е. по заказу или кем-то срежиссированными. Это
были аплодисменты людей, которые составляют политическую
элиту страны и не только слушают президента, но и понимают его.
— Тесно связан с проблемой социальной поддержки населения, людской бедностью
вопрос льгот и компенсаций и перспективы их замены на денежные эквиваленты. Как
я слышал, у премьер-министра Фрадкова имеется перечень категорий, которые
остаются за федеральным бюджетом, а, например, фактически получилось, что
категории «Ветеран тыла» и «Ветеран труда» уходят в региональные бюджеты…
Какое у вас отношение к этой проблеме, и в какой части эта нагрузка упадет на
региональный бюджет ?
— Проблема эта одна из острейших в текущей жизни страны. И общественные организации,
представляющие интересы ветеранов Великой Отечественной и тружеников
тыла, организации инвалидов, профсоюзные организации
высказывают разные точки зрения и оценки. От неприятия
этих предложений до поддержки. Спектр самый широкий,
понятно, что профсоюзные организации планируют проведение
разного рода массовых, публичных митингов, связанных
с их отрицательным подходом к этой идее. Вместе с тем правительство
Российской Федерации по поручению президента системно занимается подготовкой
предложений, направленных на модернизацию всей существующей системы
предоставления так называемого социального пакета. Он, этот социальный пакет,
сформулирован федеральным законом, но он, по сути дела, не является доступным
для каждого получателя этого пакета, и, как уже неоднократно подчеркивалось,
жители городов и жители сельской местности этот социальный пакет, безусловно,
получают неравномерно. Вдобавок ко всему, не надо закрывать глаза на то, что
на весь социальный пакет денег в консолидированном бюджете страны никогда не
было, и на последней встрече, которая проходила у президента с участием
руководителей правительства, приводились примеры, когда муниципалитеты не
отплачивают услуги, которые оказываются предприятиями общественного
транспорта, теми, кто обслуживал льготников. Это касается также и других проблем
в этом социальном пакете: бесплатные медикаменты, зубопротезирование,
обеспечение телефонами, санаторно-курортными путевками на лечение и так далее.
Поэтому, понимая, какие тенденции заданы в стране, мы сейчас тоже проводим
экспертирование всех тех всевозможных преобразований в сфере обслуживания
населения, которые могут произойти начиная с будущего года. Сейчас социальным
блоком подготовлена аналитическая записка, мы ее обсуждаем, чтобы правильно
выстроить приоритеты в работе. Как вы видите, окончательные решения не приняты
и на федеральном уровне. В частности, по предложению Михаила Ефимовича
Фрадкова, судя по всему, пока будут исключены из перечня рассматриваемых
проблем жилищно-коммунальные, потому что они явно не проработаны — они
требуют дополнительного осмысления. Будет оставлен, я бы сказал, промежуточный
вариант, но вы знаете, что Зурабов, министр здравоохранения и социального
развития, приводил расчеты, связанные с объемом средств, которые взамен этого
социального пакета будут выделяться людям. Понятно, что это как бы
предварительные наметки, чтобы убедить президента в основательности своей
проработки и показать наглядно возможному получателю этих денежных
компенсаций, о какой сумме компенсации может идти речь. То есть сравнить
сегодняшнее положение дел и то, что может получиться после принятия этого
решения.
Поэтому впереди непростая работа, которая будет проводиться в рамках
прохождения этих предложений в Государственной Думе, экспертирование в
других сферах. Все это принципиально для нас важно, здесь поспешность ни в коей
мере не должна демонстрироваться, это как раз тот случай, когда надо еще раз
отмерить, прежде чем отрезать. Это все требует тщательного подбора выверенных
решений, и, безусловно, президент, как я понимаю, говорил с Зурабовым еще и о
том, что в стране инфляционные процессы и обозначенные деньги будут обедняться
со временем, если не будет происходить индексация этих сумм. Все это не зря
попало в повестку программы встречи президента с правительством, потому что это
касается каждого жителя России, который получает этот социальный пакет. При
этом не должны быть потери, а наоборот — прирост, люди должны почувствовать,
что, получив денежную компенсацию, они получили действительно реальную
выгоду от замены существующей системы на новую.
Поэтому этот вопрос требует ответственной, серьезной работы, которую органы
исполнительной власти совместно с представительными органами должны провести
для того, чтобы решения были выверены и отрицательно не повлияли на
жизнедеятельность основной части населения России и Иркутской области. И мы
тоже, безусловно, постараемся не только в рамках администрации Иркутской
области, но и с участием органов местного самоуправления обсудить предстоящие
изменения и широко информировать жителей Иркутской области для
того, чтобы они представляли всю эту конструкцию изменений, на что они могут
рассчитывать в плане возможных решений, которые могут быть приняты на
федеральном уровне. Вообще, у власти, как у врача, основным принципом должен
быть: «Не навреди!».
— Меня волнует тема участия, например, муниципалитета города Иркутска в этой
дискуссии, поскольку, не дожидаясь никаких федеральных решений, отпуск
лекарственных препаратов для инвалидов в городе Иркутске прекращен. Нет
объяснения мотивов, причин, ничего… Наша газета только что об этом писала.
— На подобного рода действия властей города немедленно должна отреагировать
прокуратура, потому что защита законных прав и свобод граждан — это задача
общества и государства, и, безусловно, очень хорошо, что независимые средства
массовой информации отреагировали, опубликовали свою позицию, обнажили
проблему в глазах власти и населения. Теперь задача государственной машины
— отреагировать на очевидные нарушения, которые допускаются. Президент
абсолютно прав, и я еще раз хочу акцентировать на этом внимание: сейчас
наступает пора повышения личной ответственности руководителей всех уровней
за возложенные на них обязанности. И главы города, района, региона, как и глава
страны, должны взять обязательства перед населением, что все действия они
будут осуществлять с высочайшей ответственностью перед жителями. И тот
вопиющий факт, который мы с вами обсуждаем, конечно, не лучший пример как
работы, так и ответственности.
— Борис Александрович, еще один вопрос по
муниципальной теме. Предстоящие выборы в городские и районные Думы
отличаются феноменальной активностью претендентов. Я такого в Иркутской
области не помню… Более 200 человек претендуют на 20 — 35 депутатских
мест в Иркутске, Усть-Илимске, Братске. Все это происходит на фоне
усилившейся активности политических, экономических и других слоев
общества. На ваш взгляд, как политика и государственного деятеля, с чем
это связано?
— Ну, во-первых, это связано с демократизацией общественных отношений. Как
вы понимаете, сегодня созданы абсолютно новые условия. Житель Иркутской
области, в частности, может выдвинуться в рамках федерального и регионального
законодательства депутатом городской и районной Думы без всяких ограничений.
Это закономерный процесс приобщения людей к решению актуальных проблем,
привлечения населения к управлению городским или районным хозяйством.
Люди сами стремятся принять участие в решении социально-экономических
вопросов того или иного города или района. Это нормальный процесс укрепления
демократического государства. Но здесь есть опасность, которую мы должны во
что бы то ни стало избежать. Необходимо принять все меры, чтобы исключить
проникновение во власть криминала — представителей преступного мира. Вот
что для нас очень важно. Мы и так испытываем проблемы, связанные с высоким
уровнем коррупции. Уже были случаи, когда во власти оказывались люди с
темным прошлым. Поэтому все мы вместе — общественность Иркутской области,
все население, вместе с институтами, которые осуществляют надзорные функции
и контролируют процесс выборов, — должны сделать все, чтобы криминал не вошел
во власть. Это принципиально важно.
Следующее обстоятельство заключается в том, что сегодня значительная часть
общества не удовлетворена условиями жизни. Не будем закрывать глаза, в
повестке дня осталось много нерешенных проблем. И люди, которые пошли на
выборы, надеются на то, что их знания, опыт, умение работать позволят эти
проблемы решить. Полагаю, что среди кандидатов много людей, видящих те или
иные недостатки и идущих на выборы с благородными помыслами: помочь своему
городу, помочь своему району. Это позитивный процесс. Почему? Потому что
приход новых людей вызывает, как правило, ломку сложившихся стереотипов и
ведет к формированию более конструктивного диалога с
исполнительной властью. При этом появляется возможность усиления в целом
социально-экономической работы.
Я к этому отношусь с удовлетворением. Но хочу подчеркнуть: важно, чтобы в
рамках избирательного права все жители населенных пунктов, где проходят
выборы, хорошо познакомились как с самим кандидатом, так и с его взглядами
на текущие и стратегические вопросы развития нашего общества. Для нас это
очень важно. Именно здесь следует искать факторы формирования гражданского
общества — общества, в котором значительная его часть готова к несению
ответственности за свое настоящее и будущее, за судьбу своего города, своего
района.
Очень хорошо, что среди кандидатов в депутаты городских и районных Дум много
молодых людей. За молодежью — будущее России, и чем быстрее они войдут в
политическую жизнь со своими амбициями, со своим пониманием путей развития нашей
страны, тем будет лучше для нас.
— На сегодняшний день присутствует экономический нюанс, который нельзя обойти
вниманием. Я имею в виду Сухой Лог и ту работу, которая ведется по подготовке
конкурса. Какова динамика этого процесса? Насколько он позитивен, если
говорить об интересах области? Изменилась ли позиция правительства, которая в
прошлом его составе была, мягко говоря, сложна для понимания?
— Вопросов в этой проблеме не меньше, чем вы их задали.
Начнем, в первую очередь, с того, что в рамках лицензирования недр в 90-е годы
были допущены серьезные отступления от законодательства. Это и другие
факторы привели к тому, что имели место спекуляции на месторождениях. Не
удалось приступить к их освоению. В результате пострадали интересы всего
общества. Безусловно, в этой ситуации возникла необходимость тщательного
анализа. Надо было выяснить, что несовершенно в законодательстве, какие
ошибки допущены в плане лицензирования недр. Тема оказалась чрезвычайно
актуальной для суперпроектов, к числу которых относится Сухой Лог.
Хочу напомнить нашим читателям, что это месторождение мирового класса с
запасами более 100 000 тысяч тонн рудного золота. И это проект, я еще раз
подчеркиваю, мегакласса. Это месторождение, вдобавок ко всему, находится в
северо-восточной части Иркутской области, там, где экономика ослаблена и
существуют серьезные проблемы с занятостью населения. Северные территории
весьма зависимы от областного бюджета. Нам приходится их дотировать.
Поэтому поиск путей для интенсивного экономического развития этих районов —
главный вопрос на повестке дня. Это единственная возможность формировать на
этих территориях самодостаточные бюджеты.
Теперь о динамике. Вы знаете, что в 1997 году приступили к оптимизации
финансово-хозяйственной обстановки в «Лензолото». Было признано, что
решение 90-х годов, когда именно «Лензолото» получило право на освоение
месторождения Сухой Лог, было глубоко ошибочным. Оно вызвало деградацию
самого «Лензолота». А мы, в результате, могли потерять компанию, которая
занимается добычей россыпного золота.
Меры, которые были приняты с 1997 г., создали условия, при которых компания «Лензолото» начала
динамично развиваться. Сегодня «Лензолото» имеет стабильный экономический рост, приносящий
пользу России. Мы вышли на добычу 16 тонн золота в год.
Это очень высокие показатели.
Теперь о Сухом Логе. Этот крупнейший проект требует участия в лицензировании серьезнейших
компаний, имеющих не только организационные и материальные, но и значительные финансовые
ресурсы, способные поднять этот проект. По оценкам экспертов, вложения в этот проект должны
составить порядка миллиарда долларов США. Понятно, что это под силу лишь очень крупным
компаниям. По этой причине с 1997 по 2004 гг. проходила не простая дискуссия, связанная со
способами лицензирования. С одной стороны, если говорить с позиций рыночной экономики,
то к лицензированию должны быть допущены все компании — не только отечественные, но и
зарубежные. Но вряд ли такой подход будет отвечать национальным интересам. Поэтому в ходе
проработки условий лицензирования было принято решение о необходимости проведения, во-первых,
аукциона и, во-вторых, закрытого аукциона. Он рассчитан на участие российских и зарубежных
компаний со 100% капиталом, с тем условием, что они зарегистрированы на территории Российской
Федерации. Следовательно, вся налоговая база будет оставаться здесь. Это принципиально!
Пятого января у меня состоялась встреча с Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным. Мы обсуждали этот вопрос. В результате президент дал поручения
Министерству экономического развития и торговли, а также Министерству
природных ресурсов ускорить работу по определению порядка допуска
недропользователей к этому месторождению. Уже после того, как был сформирован
новый состав правительства и назначен новый министр природных ресурсов, я
провел с ним встречу. В результате сегодня идет окончательное оформление
документов и подготовка к проведению аукциона. Для нас этот вопрос, как я уже
отмечал, имеет высокую значимость. Реализация проекта позволит создать на севере
Иркутской области 1,5-2 тысячи рабочих мест. Во-вторых, этот проект выводит
Иркутскую область на первое место по золотодобыче — до 50 тонн золота в год, как
прогнозируют эксперты. Такие масштабы дадут толчок к развитию всех смежных
отраслей народного хозяйства. Проект станет импульсом к мощному развитию
инфраструктуры — энергетики, дорог, обогатительных фабрик. Он позволит
загрузить транспортные и строительные организации. В конечном счете, мы можем
рассчитывать на значительную отдачу по налогам в консолидированный бюджет — по
экспертным оценкам, где-то в пределах 80 млн. долларов США. Это хорошие деньги.
Они позволят повысить материальное благополучие населения не только
Бодайбинского района, но и всей Иркутской области, создать условия для
цивилизованного потребительского рынка и, что самое главное, решить ряд
социальных проблем — бытового, образовательного и медицинского характера.
Отмечая еще раз важность освоения Сухого Лога для всего населения Иркутской
области, хочу подчеркнуть, что я, как губернатор, лично занимаюсь продвижением
этого проекта.
— Последний вопрос… Я знаю, что вы готовитесь к предстоящим Госсовету и
президиуму Госсовета. Что у вас в рабочей папке?
— Действительно, состоится заседание президиума Государственного совета,
и 1 июня — заседание Государственного совета. В повестке дня вопрос о
совершенствовании механизма взаимодействия федеральных и региональных
органов власти. Вопрос в повестку заседания Госсовета включен, как вы понимаете,
не случайно. Речь идет о том, какие факторы могут создать условия для удвоения
валового внутреннего продукта и повлиять на повышение качества жизни населения
страны. Проблемы взаимодействия центральной власти с властями регионов,
субъектов Российской Федерации мешают решить эту задачу. Разрегулированность
этих отношений тормозит принятие важных решений, либо эти решения
принимаются без учета региональных интересов и потом «фонят». Чтобы найти
пути разрешения существующих противоречий, было создано несколько рабочих
групп. Одну из них возглавлял Лужков, а другую — президент
Татарстана Шаймиев.
С докладом на Госсовете будет выступать Виноградов, губернатор Владимирской
области. А мы постараемся, в рамках наработанного материала, предложить
президенту набор практических шагов, которые, по нашему мнению, следует
сделать для того, чтобы взаимодействие уровней государственной власти стало
оптимальным. Мы надеемся, что решения Госсовета будут, по поручению
президента, положены в основу работы Государственной Думы по формированию
правового пространства, необходимого для повышения эффективности всего
механизма взаимодействия.
Наша рабочая группа также прорабатывала этот вопрос. Я планирую выступить.
Постараюсь высказать наше видение процесса совершенствования
взаимодействия региональной и федеральной власти.