Где сердце приютилось навсегда...
О книге к 75-летию Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова Найти верный тон -- самое важное, но и самое трудное не только для пишущего. Для всякого творческого человека. А таковым по праву может считаться каждый, кто причастен к изданию книги о молодом театре (это ее подзаголовок) "Цветы и годы". Приятно взять в руки то, что сделано с любовью и тщанием. Что способно украсить библиотеку самого взыскательного библиофила, даже при взгляде только на обложку в оформлении художника Сергея Григорьева.
Главное же, начав читать книгу, вы уже не можете оторваться
от ее страниц и, перевернув последнюю, испытываете непреодолимое
желание погрузиться в текст снова. Это случается так
редко, что хочется понять, в чем магия юбилейного тома.
Он, несомненно, будет «первым подарком в театр молодому
актеру», как мечтает в предисловии нынешний директор
Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев, обязанный своим творческим
ростом и становлением целиком стенам дома, носящего
теперь имя драматурга-земляка. Больше того, юбилейное
издание одарит радостью, бесспорно, всех служителей
тюзовской Мельпомены, а также ее поклонников, через
всю жизнь пронесших волнение первой встречи с ожившими
на сцене героями волшебных ли сказок, молодежных ли
постановок. За три четверти века сменилось несколько
поколений зрителей. Для них книга, разбередив память
сердца, станет неожиданным свиданием с кумирами собственного
детства, отрочества, юности. Что ни говорите, театралами,
тем более завзятыми, становятся все-таки не те, кто
жаждет преимущественных развлечений, а те, чаще и скорее,
для кого рампа — это храм искусства, питающий душу.
Успех издания, мне кажется, предопределен тем, что автором-составителем
стал человек, в книгоиздательском деле не просто опытный,
но известный и авторитетный, да и в театре не случайный:
Лина Иоффе. В бытность литературным редактором она дала
путевку в жизнь множеству замечательных книг прозы и
поэзии, а позднее служила несколько сезонов ТЮЗу в роли
заведующей его литературной частью. Доверие к читателю,
искренность и открытость кого не подкупят? Наверно,
именно настоящий профессионализм автора-«дирижера»,
сумевшего с помощью этих качеств найти тот самый верный
тон, и обеспечил отсутствие фальшивых нот и у «хористов»
и «оркестрантов», выступающих с необычно интересными
сольными партиями. Книга зеркально отражает коллективистский
характер театрального дела.
История театра предстает в этом ярком многоголосии прежде
всего феноменом той культуры, которая есть, по слову
В. Непомнящего, служение человеку как существу вертикальному,
культуры, требующей от него труда и роста души. Такое
понимание своей нравственно-эстетической миссии, высказанное
служителями рампы впрямую либо подразумеваемое, объединяет
опорные главы книги и дает глубину ее духовному пространству.
И ведь впрямь — каждый пишет, как он дышит! Одни привычно
немногословны и сдержанны, как известный в театральном
мире России художник Юрий Суракевич. Другие заразительно
темпераментны, как режиссер Эверт Корсаков, заведующая
труппой Тамара Терпугова. Под определение «счастливые
годы» попадают актерские воспоминания Капитолины Мыльниковой,
мешками получавшей письма от почитателей, Валентины
Ольшевской, Людмилы Вельяминовой и еще многих,
для кого даже 30-40 лет под крышей областного театра
юного зрителя мелькнули, как красивый сон. «Душа моя
осталась там, в театре…» — пронзительные признания
талантливой травести Августины Распутиной.
Стоп, стоп. Жгучее желание цитировать тех, кто каждое
слово согрел теплом своего сердца, кто наделен талантом
не только перевоплощения, но и талантом пера, я вынуждена
подавлять в зародыше. Иначе пришлось бы повторить едва
ли не половину страниц. К лучшим из них относятся, на мой
взгляд, среди прочих те, которые актер и драматург Владимир
Гуркин посвятил уникальной личности режиссера Ксении
Грушвицкой, а Галина Солуянова — блистательным ветеранам-корифеям
Вассе Климановой, Петру Лаврову, Владимиру Шестерникову,
Таисии Козлитиной и своим коллегам-сверстникам, вдохновенно
отдающим себя театру.
Читателя поджидает масса открытий и сюрпризов. Он узнает
имена и судьбы людей, рассказ о которых превосходит
по драматизму любой детектив. И не однажды улыбнется
юмору и самоиронии мемуарных строк, а то и захохочет
над сценическими курьезами, без которых повествование
показалось бы, возможно, скупым и пресным или даже,
упаси Господь, выспренным. Ведь многие, как Галина Проценко,
Людмила Стрижова, Любовь Почаева, размышляют о своей
профессии всерьез и, что называется, по гамбургскому
счету.
Одни анализируют собственный творческий путь, отнюдь
не выстланный сплошными розами. Другие соотносят звездные
часы, взлеты и неудачи ТЮЗа с именами режиссеров-лидеров.
Третьи объясняются в любви к партнерам и тем, кто всегда
остается за кулисами. А четвертые аттестуют их столь
высоко, что каждая похвала, как, например, у Виталия
Зикоры, сродни медали или ордену, которыми он отметил
Валерия Елисеева, Вениамина Филимонова, Владислава Казименко,
Нину Олькову… А ведь умение воздать должное коллегам
характеризует в неменьшей степени самих «наградителей»:
того же Владимира Абашева, Анатолия Лацвиева, Александра
Булдакова, Олега Пермякова, ратующих за «чистый» звук
в творчестве и отношениях, который суть вечная, непреходящая
романтика театра. Разумеется, при условии, что он остается
живым, то есть обращенным к человеку, к боли его души.
Монологи, исповеди, откровения, составившие основу книги,
замешаны на внятной ностальгии — самой, пожалуй, человечной
ноте. Равнодушных строк автору-составителю удалось счастливо
избежать. Хронику прошедших десятилетий восполняют,
правда отчасти, рецензии на отдельные спектакли. Среди
них особняком выделяется публикация критика Григория
Дмитриева, чья требовательность к театру в сочетании
с пониманием его специфики служит уроком и сегодня.
А вот чего очень жаль: в книге не выступили с осмыслением
прожитого и пережитого те режиссеры, которые определили
своим почерком целые периоды славной, хотя и далеко
не ровной тюзовской истории. Все они в принципе находятся
в пределах досягаемости — Владимир Симоновский, Борис
Преображенский, Лев Титов, Вячеслав Кокорин… Перепечатка
их давних интервью, понятно, не в счет. Наверно, даже
Семена Казимировского, живущего теперь в Швеции, можно
было «соблазнить» участием в памятном издании. От их
присутствия юбилейный том стал бы и весомее, и полноценней.
Для следующего, по крайней мере, юбилея это соображение
нелишне, важно время не упустить.
Золотой слиток мыслей и чувств, каким воспринимается
книга «Цветы и годы», — отныне достояние Дома Вампилова
на всю его оставшуюся жизнь. Не удивляйтесь, если вы
до сих пор не видели этот фолиант. Почти весь тираж,
насчитывающий 2 тысячи экземпляров, лежит там, где и
появился на свет: в старейшей областной типографии
N 1 им. В.М. Посохина. Хранится там за неимением у ТЮЗа
денег на выкуп издания, которое так спешили приурочить
к юбилею. На его страницах можно встретить более полутысячи
имен деятелей театрального искусства, среди коих обрадованный
читатель наверняка найдет лично ему известных. Воспроизведены
в книге афиши не только отдельных спектаклей, но и посезонный
репертуар за 75 лет. Кто-то отдал тюзовской сцене свое
сердце целиком, кто-то — лишь частицу, но, как видно,
лучшую, если и через десятилетия ощутим его горячий
животворный пульс. Ощутим для каждого, кому посчастливится
приобрести книгу о молодом театре.