За морем телушка - полушка, да рубль - перевоз
Запечатленный в народной пословице принцип ценообразования в рыночной экономике не сильно утешает население. Тем более что цены на хлеб и другие необходимые для жизни продукты и товары неуклонно растут. Госкомстат уверяет граждан, что растут и их доходы. Но большинство иркутян, ощупывая карманы после очередного посещения рынка, в этом сомневаются.
Рынок рынком, но во всяком государстве ценовая политика в большей
или меньшей степени регулируется правительством. О том, как это
делается в Приангарье, рассказал председатель комитета цен Иркутской
области Павел Прощук.
Располагается этот важный для наших кошельков комитет в «тихом
центре» областной столицы — на улице Марата, в доме старой
постройки.
Павел Иванович Прощук служит здесь достаточно давно.
— Закончил горный факультет нархоза, работал на Колыме, —
рассказывает Прощук. — А когда в 1989 году вернулся в Иркутск и
обратился в бюро по трудоустройству, меня определили специалистом в
отдел цен Иркутского облисполкома.
— Какие задачи решает комитет сегодня, Павел Иванович?
— Все, что связано с основами ценовой политики, находится в
исключительном ведении Российской Федерации. Об этом сказано в
Конституции России. Полномочия соответствующих органов определены
239-м постановлением правительства, которое вступило в силу в 1995
году. Этим документом определен перечень продукции и услуг, цены на
которые подлежат регулированию на федеральном уровне и на уровне
субъектов федерации.
— Как регулируются цены на областном уровне?
— К тем ценам, на которые мы можем влиять, — два подхода. Обычно
комитет готовит документы и представляет свои расчеты в
администрацию на утверждение. Окончательное решение принимает
губернатор.
Однако часть полномочий решением губернатора возложена
непосредственно на наш комитет. Мы, в частности, сами устанавливаем
тарифы на пассажирские автобусные перевозки и перевозки речным
транспортом.
— Очень болезненный для населения вопрос — тарифы на тепловую и
электрическую энергию. Известно, что они устанавливаются
региональной энергетической комиссией — РЭК. А вы принимаете в
этом участие?
— Мы готовим свое заключение по «Иркутскэнерго» и представляем его в
РЭК. РЭК устанавливает тарифы для области на тепло и свет.
— А что из товаров и услуг находится под контролем
администрации и губернатора?
— Перечень большой — порядка двадцати направлений деятельности. В
него входят, к примеру, транспортные услуги, газ, водоснабжение и
канализация, торговые надбавки на лекарственные средства.
— Если можно, то чуть подробнее о ценах на лекарства, Павел
Иванович. Как они регулируются?
— Здесь порядок такой. Цена изготовителя или импортера регулируется на
уровне Российской Федерации. На уровне области регулируются только
торговые надбавки. Специалисты комитета собирают материалы по всем
аптечным учреждениям области. Учитываются объемы реализации,
оптовые цены, затраты. Это очень большая скрупулезная работа.
Собранные материалы анализируются. На этом основании готовится
проект постановления. В нем устанавливаются предельные размеры
надбавок, которые могут применяться. Конечно же, это не всегда
удовлетворяет руководителей аптечных учреждений.
— Контроль за соблюдением постановления тоже входит в ваши
обязанности?
— Конечно! Специалист комитета приходит в аптеку, проверяет фактуру
по каждому препарату Если допущены нарушения, что бывает,
составляются акт и протокол об административном правонарушении.
— Насколько строгим бывает наказание?
— Санкции определены соответствующей статьей Кодекса России об
административных правонарушениях. Для граждан штраф составляет от
20 до 25 минимальных размеров заработной платы — 2 — 2,5 тысячи рублей. Для
должностных лиц, а к этой категории относят и индивидуальных
предпринимателей, штрафные санкции достигают 4-5 тысяч рублей.
Особо строго наказываются юридические лица — 400-500 минимальных
размеров заработной платы.
Хочу заметить, что хотя в целом такого рода нарушений все еще много,
ситуация понемногу налаживается. Штрафы хозяева аптек вносят, как
правило, добровольно. К помощи судов мы обращаемся редко.
— Куда поступают эти средства?
— Естественно, в бюджет… Это делается и тогда, когда аптеки проводят
самопроверки и при этом выявляется необоснованный доход.
— Скажите, Павел Иванович, что сегодня доставляет
больше всего забот?
— Конечно же, услуги ЖКХ. Стандарты по их оплате определяются
постановлением губернатора. Сами же тарифы устанавливаются органами
местного самоуправления. Последнее повышение тарифов, которое
произошло зимой, вызвало серьезные нарекания со стороны губернатора.
Он дал поручение провести проверку в 5 муниципальных образованиях.
Это Усть-Илимск, Ангарск, Братск, Усолье, Иркутск. Проводится
проверка и на остальных территориях. Мы считаем, что в ряде случаев
платежи завышены. Даже тогда, когда цены превышают установленный
стандарт не намного, для населения это очень существенно — платить-то
приходится ежемесячно… Думаю, что эта проблема решится лишь
после того, как пакет законодательных актов будет окончательно
доработан в правительстве.
— С 2006 года вступает в силу новый федеральный закон о местном
самоуправлении, который существенно расширяет права
муниципалитетов.
Коснется ли это расширение вопросов ценообразования?
— Так же, как и сейчас, в ведении местного самоуправления останется
установление тарифов на услуги, которые предоставляются
муниципальными предприятиями и учреждениями. Но, поскольку число
муниципальных образований значительно возрастет, то, соответственно,
перераспределятся и полномочия.
— Павел Иванович, а как обстоит дело с продовольственными
товарами? Что здесь регулируется, а что нет?
— Прямого государственного регулирования цен на
продовольственные товары нет. Но если бы я ограничился этим ответом,
то это было бы неверно. Потому что государство может использовать и
другие рычаги для управления процессами ценообразования на
продовольствие. К примеру, не так давно у нас в стране возникла
напряженная ситуация с зерном. Оказалось, что его мало. Поползли вверх
цены на хлеб. Губернатор Иркутской области отреагировал весьма
оперативно. В администрации было принято решение о передаче на
хлебозаводы зерна из регионального фонда. Эта мера позволила
замедлить рост цен.
Замечу, что на президиуме административного комитета в марте была
одобрена программа сдерживания роста цен. В программе на основе
анализа тенденций продовольственного рынка сделаны прогнозы роста
цен на основные продовольственные товары. Предлагаются меры,
которые позволят влиять на эти процессы.
Генеральная, если так можно выразиться, задача администрации области
и нашего комитета состоит в том, чтобы удержать инфляционный
процесс в рамках, заданных правительством. Пока это удается.
Я согласен, с ценами на продовольствие есть проблемы. Не
случайно президент страны в своем последнем прямом общении с
народом по телевидению говорил о необходимости государственного
контроля за ценами на хлеб. Кстати, в районах Крайнего Севера
мы торговые надбавки на продовольственные товары регулируем.
— Таким образом, есть прямое регулирование цен, а есть косвенное.
Какой пример еще вы можете привести?
— В качестве яркого примера можно назвать нефтепродукты. Прямое
регулирование для них не предусмотрено, но рычаги косвенного
управления у правительства есть: налогообложение, квоты и таможенные
пошлины.
— Скажите, а каким образом устанавливаются цены на импортные
товары?
— В соответствии с постановлением правительства цены на импортные
товары (кроме лекарств) регулированию не подлежат — свободное
ценообразование. Но и здесь я хочу напомнить о таком инструменте, как
таможенная служба…
— Вы говорили о том, что комитет устанавливает тарифы на
внутренние пассажирские перевозки — по воде и автобусами. А как
обстоит дело с местной авиацией?
— Когда дело касается пассажирских авиаперевозок в районы Крайнего
Севера, то авиакомпании согласуют свои тарифы с нами. Дело в том, что
цены на билеты устанавливаются с учетом субсидий, которые получают
авиакомпании из областного бюджета.
— Кстати, о субсидиях. Вы и к ним имеете отношение?
— Да, мы работаем и с субсидиями — проводим экспертизы. К примеру,
аграрии запросили субсидию — миллион рублей на закупку техники. А экспертиза
рыночных цен, которую мы провели, показывает, что для приобретения
этого типа сельскохозяйственных машин достаточно 800 тысяч. В
результате размеры субсидии оптимизируются, а у аграриев появляется
возможность купить большее количество техники. Проведение такого рода
экспертиз позволяет сэкономить в бюджете десятки миллионов рублей.
— Думаю, что ваша требовательность устраивает далеко не всех…
— Мы вообще орган неудобный для многих. Но надо реально смотреть на
вещи.